Намасте всем, кто интересуется жизнью за рубежом. У меня опыт проживания в Германии 21 год. За это время многое в восприятии страны изменилось. 20 лет я прожила в Баварии, в небольшом городе, который был основан отрядами Марка Аврелия , т.е. он очень древний, ему почти 2000 лет. Первое позитивное восприятие -красота, чистота, необыкновенная вежливость людей и готовность помочь тебе во всем. Негативное - необыкновенная бюрократия, на которую сердились мы и все, кто имел опыт жития в России. Каждая бумажка должна быть в своей папке, а их приходило видимо-невидимо. Потом мы убедились , что держать в порядке бумаги - это экономить кучу времени, так как они время от времени оказываются нужными и их легко найти. При всём том, что Бавария считается самой консервативной Землёй именно в ней по статистике делают больше всего открытий(например, в генетике) и изобретений - БМВ, Сименс. Еще удивляло(и даже раздражало) по -началу - сортировка мусора(бумага, пластик, пищевые отходы и остальное) т.е. четыре отдельных контейнера. Бутылки сортируются по цвету тоже в три отдельных контейнера. Ко всему стали относиться с пониманием, когда дети приходили из школы и рассказывали как все перерабатывается - пищевые отходы - - это будущий перегной- идет на поля( весной в Баварии по полям раскидывали навоз-нос зажми
), из бумаги делают снова бумагу и т.д. На наших глазах редкие солнечные батареи на крышах домов, стали сегодня почти повсеместными, а по всей стране стоят огромные ветряки, которые вырабатывают электроэнергию от ветра. В школьном образовании удивило то, что учителей готовят семь лет, т.е. 5 лет университета и еще два года(как у врачей)обучения дидактике в зависимости от типа школы-начальной (она длится по-разному в разных Землях), так называемой главной-9 лет(сейчас переходят на 10) и гимназия - была 13, но тендирует к 12 годам. Выучившись на учителя гимназии, ты не можешь преподавать в двух других школах, т.е. ты можешь преподавать в том типе школы, на которую было ориентировано твое обучение(а в университете можешь преподавать сразу после окончания
). Дети идут в школу в 6 лет. Большинство не умеет читать и писать и это воспринимается нормально. Детей не напрягают особо. Что понравилось - учат работать небольшими группами, где совместный материал докладывает по-очереди кто-то один. Столкнулись мы с тем, что для нас тоже было "доносительством". Учительница нам объяснила, что дети, выясняя свои отношения могут дойти до насилия(драки по-нашему) так как они еще не обладают навыками вести диалог. Учитель в этой ситуации выступает как третейский судья, который выслушивает обе стороны, уточняет факты и тем самым преподносит ученикам способы "бескровного" общения. Наверное близко к этому и то, что "глазастые" люди вызывают полицию, если кто-то неправильно(на чужом месте) запарковался или в соседней квартире слишком шумная компания. Считают, что представители власти наведут порядок корректней, чем люди буду сами "выяснять" отношения. Если вернуться к образованию, то замечательно то, что после 9 классов многие, кто не хочет или неспособен учиться дальше может(даже обязан) учиться профессии(3 года). Дети продолжают учиться общеобразовательно и профессионально. Им выплачивают повышающуюся каждый год стипендию. Часто в этот период они начинают жить самостоятельно, так как у них появляются деньги. Профессиональное обучение на очень высоком уровне(таким когда-то оно было и в нашей стране!) Обучение в вузах бесплатное. Единственная плата и то не во всех Землях - это за годовой обязательный проездной билет и раздаточный материал. Если родители получают не густо, то можно записаться на стипендию. Она частично должна вернуться фонду, когда человек начинает работать и может потихоньку ее возвращать. При этом, если вовремя закончил, если закончил на хорошую оценку, то сумма к выплате уменьшается, а если ты ее сразу всю платишь, то еще пару тысяч "прощают". Про университет я знаю точно, там учились мои дети.
Медицина, наверное очень зависит от самих врачей(очень хороших не так уж много), как и у нас , а так же и от Земли- пока еще остается небольшая разница между бывшим ГДР и западными Землями, да и у них тоже по-разному. Сейчас я живу в Берлине - здесь толпы к врачу(т.е. их возможно не хватает), в Баварии не было ничего подобного. Действительно, врачи здесь обучаются очень много работать с аппаратурой. Но, только благодаря ей обнаруживаются многие заболевания(Увы сейчас почти нет Парацельсов и Авиценн). Знаю конкретные случаи. Самое замечательное в медицине здесь - тебе сделают по показаниям любую операцию, сколько бы она ни стоила. Сделают любому одинаково, хоть зажиточному, хоть бомжу(которые здесь только по собственному желанию, так как всем неимущим оплачивают квартиру 40 кв на одного + 20 на последующих членов семьи и дают еще прожиточный минимум). Это не значит, что медицина абсолютно бесплатна, просто ежемесячно идут отчисления в больничную кассу(от работающего и его работодателя, либо от социального ведомства, если человек без работы). Замечательным мне показалось то, что можно сначала принять отрицательно - людей держат в больнице минимально, даже после серьезных операций - через неделю, а часто и раньше выписывают домой. Люди не привыкают считать себя больными. Всех стараются как можно быстрее интегрировать снова в общество. Это же касается и людей с ограничениями. За ними приезжают домой небольшие автобусы и отвозят на предприятия, где они работают(работа по силам) и зарабатывают деньги, также привозят домой. В Берлине я всего год. Здесь больше грязи, люди не такие вежливые, но зато это очень свободный город. Много людей со всего света, которые себя чувствуют дома. Моя внучка в Баварии стеснялась при немецких подругах говорить со мной по-русски. В Берлине в классе полный интернационал. Только 4 этнических немца. Все дети раскованы, что по-рассказам внучки делает жизнь учителе сложноватой. Но она в восторге от своего класса. Относительно знаний - здесь совсем другие принципы обучения, поэтому возможно, на первый взгляд кажется, что они меньше знают. Но могу точно сказать, что их здорово учат думать. Литература совмещена с немецким языком. И у них нет единых учебников. Существуют разные и совет учителей школы выбирает ежегодно из множества. Всё, заканчиваю. Получилась достаточно позитивная картина, даже сама не ожидала...