(
По материалам Христианские мотивы в сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек»)
Русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков – гордость Симбирского края и, хотя он родился в Уфе, здесь его считают своим земляком. Ещё ребёнком он бывал в родовом имении, где прошло его болезненное детство (у мальчика была падучая). Сергей очень быстро развивался: в четыре года он читал, а в пять лет пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи». Вообще сказки помогли обрести ему здоровье. Он почти не спал в детстве и, чтобы как-то его усыпить, ключница Пелагея рассказывала ему сказки. А их она знала в великом множестве.
Сказку «Аленький цветочек», тщательно шлифуя, Аксаков записал достаточно поздно, уже будучи дедом, для своей любимой внучки Оленьки. Позже её напечатали как приложение к его «Детским годам Багрова-внука». Её так полюбили читатели, что она уже давно воспринимается как русская народная сказка. Она будоражит воображение своими загадками, манит таинственностью, пленяет необычной историей любви пригожей купеческой дочери и лесного чудовища, услаждает музыкой, которая звучит не умолкая на протяжении всей сказки. Эта сказка навсегда зачаровывает ярким светом аленького цветочка.
Если в неё внимательно вчитаться, то в ней обнаруживаются христианские мотивы и смысл. Это придаёт сказке особую благородную красоту и глубину. Тогда в сердце читателя может прорасти чудесный алый цветок, которого, действительно, нет краше на белом свете.
В западном варианте есть волшебная сказка «Красавица и Чудовище». Там тоже есть купец-вдовец, имеющий трёх дочерей, младшую из которых зовут просто Белль (с фран. «Красавица»). Белль просит привезти ей розу (конкретно называет цветок, который не растёт там, где они живут). Отец оказывается в лесу, попадая в замок Зверя. Там он находит розу, срывает её, и Зверь требует плату за его жизнь – дочь Белль. Отец заключает со Зверем договор (почти контракт!), где в случае его смерти дочери получат золото и бриллианты. Когда Белль оказывается в замке, она ищет там принца, которого Зверь якобы прячет в своём доме. Она не знает, что Зверь и есть тот самый заколдованный принц. Чудовище настаивает, чтобы она вышла за него замуж. Белль отказывает ему. Она также навещает отца, сёстры её задерживают, но Зверь её дожидается (он не умирает от тоски!), становится принцем и женится на ней.
«Аленький цветочек» Аксакова начинается с тайны, определяющей весь сюжет сказки. Три пригожие дочери купца заказывают отцу заморские подарки один интереснее другого. Старшая дочь просит привезти ей «золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного...» Скорее всего, такой венец – рукотворное чудо, сделанное западными мастерами. Отец знает, где находится венец и кто его достанет, и, конечно, обещает привезти его старшей дочери. Средняя дочь просит отца о более изощрённом подарке: «тувалет из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и чтоб, смотрясь в него, не старилась, и красота б моя девичья прибавлялася». Этот предмет явно волшебный, созданный на Востоке, где так много чародеев. «Тувалет» создаёт оптический обман вечной молодости, и средняя дочь уже верит, что никогда не утратит своей красоты, если будет им обладать. Отец также знает, где его найти и как добыть, и обещает исполнить желание средней дочери.
Кстати, у него богатая казна, и он собирается просто купить эти подарки. А вот меньшая дочь, самая любимая и красивая, вызывает недоумение родителя, ибо не знает он, где такое чудо находится, как его найти, и потому даже не обещает ей его привезти. А сказала меньшая дочь, что нужен ей «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете». А какой цветок можно назвать таковым? Никто не знает. Только дочь знает, что это за цветок, так как цвет у него алый и он так красив, что нельзя описать. Она его уже видела и, скорее всего, во сне. Аленький цветочек, конечно, символ чего-то неотмирного, такой красоты, которой не имеют земные цветы. Для того чтобы его узнать, нужно мистическое переживание – озарение.
Подарки для старшей и средней дочерей отец находит и обретает без особого труда. А вот что делать с подарком для меньшой дочки? Во-первых, алых цветов он встречает так много, что выбрать, какой из них краше, невозможно. А во-вторых, он и казны-то вдруг лишается: на него нападают разбойники, и он бежит от них в тёмный лес.
С этого момента сказка словно перемещает нас в иное измерение. В «дремучем, непроходном лесу» перед ним возникает «дорога торная», и никакие твари лесные ему не угрожают своим рёвом и шипением. Он долго идёт в полной тишине. Уже ночь настала, а дорога-то светится! Впереди он видит зарево, пугается, что это лесной пожар. Пытается свернуть с дороги, но другого пути ему нет. Наконец он выходит на поляну, где светло, как днём. И видит он чудесный сияющий царский дворец, «а огня не видать... И играет в нём музыка согласная, какой никогда он не слыхивал». Лес в обычных сказках означает опасную для жизни героев территорию, где обитает, кроме диких животных и разных ползучих тварей, нечистая сила. Туда отправляют злые мачехи бедных сироток на погибель. Только какой-нибудь Иван-царевич, зная о хитростях Бабы-Яги, избегает там смерти. Но ни в каких сказках нет заблудившегося в лесу отца. Да и не заблудился он вовсе, его явно ведут куда надо.
Светящийся дворец из драгоценных камней немного напоминает образ Небесного града Иерусалима из Апокалипсиса Иоанна Богослова, града, созданного Богом для верных христиан.
Действительно, купец оказывается словно в раю: кругом красота неописуемая, богатство несказанное, «музыка играет не смолкаючи». И стоит ему только о чём-то подумать, как его желание исполняется. И служат ему, будто ангелы, слуги невидимые. Он видит во сне дочерей, где две первые дочери уже замуж собираются, забыв об отце. Только меньшая дочь печалится и ждёт, когда вернётся её родимый батюшка.
И вот неожиданно купец видит алый цветок «красоты невиданной и неслыханной. Озарило тут купца, что нашёл он аленький цветочек, «какого краше нет на белом свете».
Но когда он срывает цветок, перед ним оказывается неописуемое, как и этот цветок, чудище. А ревёт оно человеческим голосом, требуя за сорванный цветок жизнь купца. Рай исчезает, лезет к нему нечистая сила, угрожая безвременной смертью. И тогда просит купец чудище, чтобы не губило оно его души христианской. Чудище требует прислать ему одну из дочерей взамен цветка. А если никто из них не согласится отца спасти, он сам вернётся и своей жизнью за цветок заплатит. Как не похоже всё это на торг между купцом и Зверем из «Красавицы и Чудовища», где за розу назначается цена из драгоценностей. Да и наш-то купец не о казне думает, а о том, как «приготовиться к смерти по долгу христианскому». И чудище не возражает его для этого отпустить, веря его слову христианскому.
Когда он оказался дома, старшие дочери «от радости рехнулися» из-за подарков, а меньшая дочь, увидев цветочек аленький, заплакала, «точно в сердце её что ужалило». Почуяло её сердце, что дорогая цена у этого цветка.
Старшие дочери наотрез отказались спасать отца, а меньшая дочь немедленно согласилась ехать к чудищу вместо родителя, попросив на то его отцовское благословение. Оба они согласны были отдать жизнь друг за друга, проявляя высшую степень христианской любви. И заплакал отец по ней, как по мёртвой, но она плакать по ней не велела и с надеждой на Бога отправилась в неведомый путь.
И оказалась она у чудища, словно в доме родном, «ровно она целый век тут жила. А цветочек аленький сам вылетел из рук её, и прирос к стеблю прежнему, и расцвёл краше прежнего». Чудище общалось с ней на библейский лад: огненными письменами на мраморной стене. Называл её зверь лесной госпожой, а себя – послушным рабом. Она же называла его господином, благодаря за доброту и милость. Не видя его, полюбила она его за душу добрую, поняв, что «он её любит пуще самого себя».
Захотела она его голос услышать и умолила его, что не убоится и рёва звериного. А всё потому, что душу она его познала и верила, что не будет ей никакого зла. Но, услыхав голос зверя лесного, испугалась, однако виду не показала. И пошли у них речи долгие, и конца им не было.
А потом стала она его молить, чтобы показался он ей, как есть, но не знала, что он ужасен. Он же сказал ей, что, увидев, она его возненавидит и прогонит, а он умрёт от тоски. Он даже решил отпустить её к родимому батюшке, если, увидев его, она не сможет здесь оставаться. Он же «умрёт смертью безвременной».
И упала от ужаса красавица без памяти, так как «страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные».
На первый взгляд может показаться, что такой монстр – плод народной фантазии, соединивший в одном образе чуть ли не весь животный мир. Но не всё так просто в этой сказке. Этот образ – квинтэссенция немыслимого уродства, абсолютный антипод богоподобного человеческого образа. Человеческим у него является только силуэт (есть голова, руки, ноги). Он ужаснее Минотавра! Раз увидев такое чудовище, не то что памяти можно лишиться, но и Богу душу отдать. Но «дочь купецкая» в сознание пришла и даже попросила показаться ей ещё раз, так как не забыла она его доброты и милости. Поняла красавица, что душа добрая у уродливого тела в плену. И прогнала её любовь всякий страх! И они уже совсем не разлучались.
Однажды отпустило чудовище красавицу родных повидать, но предупредило, что, если через три дня и три ночи она не воротится назад, оно без неё жить не сможет. Дома сёстры обезумели от зависти и велели ей не возвращаться назад, пожелав чудовищу околеть от тоски. Несытая душа хуже звериной, жрёт её зависть изнутри страшнее зверя лютого! Младшая сестра ответила сёстрам, что, если она так поступит, её «стоит отдать диким зверям на растерзание». Однако сёстры не вразумились и решили сестрино счастье погубить: перевели все часы в доме на час назад.
Но не знали злодейки, что сердце сестры настоящее время покажет, так как стало оно у неё болеть и щемить. И за минуту до урочного времени оказалась она у чудовища. Кругом была тишина, не играла больше дивная музыка, не пели птицы райские песни! Стала звать она своего господина, но ответного голоса не услышала. Подсказало ей дрогнувшее сердце, куда бежать: к цветочку аленькому! Там и нашла она бедное бездыханное чудище, обхватившее безобразными лапами цветочек. Поняла она, что умер её господин от тоски по ней.
Что есть смерть? Беспробудный сон, но и он бессилен перед настоящей любовью! Обняв руками страшную голову господина доброго, «завопила она истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!» – и упала без памяти. И воскрес её господин, да ещё и преобразился, став молодым принцем, красавцем писаным.
Любовь побеждает смерть! Эта христианская истина пронизывает сказку ключницы Пелагеи в талантливом пересказе Сергея Аксакова, который вложил в неё свою душу, настолько она живая и чудесная. Уже столько лет прошло с того дня, как он записал её для своих читателей, а всё светит своим дивным светом прекрасный аленький цветочек, маня своей тайной и сегодня. А был он краше всех цветов на свете и не имел в сказке названия, потому что это был
цветок бессмертия, остаток рая на земле..