ॐ
Автор
Г Л А В А 2
Общий обзор Бхагавад-гиты
Т Е К С Т 26
атха чайнам нитйа-джатам нитйам ва манйасе мритам
татхапи твам маха-бахо найнам шочитум архаси
атха - если, даже; ча - также; энам - эта душа; нитйа-джатам - раз за разом рождается; нитйам - снова и снова; ва - или; манйасе - ты так думаешь; мритам - умирает; татха-апи - все равно; твам - ты; маха-бахо - о сильнорукий; на - никогда; энам - о душе; шочитум - горевать; архаси - не должен.
Но даже если ты думаешь, что душа (или признаки жизни) непрестанно рождается и умирает, у тебя все равно нет причин горевать, о могучерукий Арджуна.
К о м м е н т а р и й. Завершив разговор о душе, материальном теле и их взаимодействии, Господь Шри Кришна переходит к рассмотрению различных материалистических точек зрения на мир. Он говорит: «Допустим, что души не существует, и живое существо – просто материальное тело. Давай рассмотрим, о чем ты горюешь в этом случае?».
Ведическая литература рассматривает и материальное мировоззрение. Таких точек зрения две: локайатмика и вайбхйашика. Все существующие в мире теории – производные от этих двух концепций, и они существовали с самого начала творения.
1. Теория локайатмика – это чистый материализм. Она провозглашает, что сознание – это результат взаимодействия различных элементов тела.
2. Теория вайбхашика принимает сознание не как результат соединения различных элементов, а как самостоятельный, но материальный элемент.
Что касается творения, то существует две теории:
1. Творение самопроизвольно;
2. Творцом мира является Бог.
Если творение самопроизвольно, то возникает необходимость объяснить механический процесс его образования и философский смысл его существования, т.е. нужны ответы на вопросы: как возникла вселенная и для чего? На вопрос «для чего?» не может ответить ни одна материалистическая концепция. А вот на вопрос «как?» пробуют ответить все материалисты-ученые. Возможности науки позволили выяснить, что наша Земля – планета, и что, как говорится, она висит в пространстве. Известно строение Солнечной системы, находящиеся в ней планеты, их количество, размеры и другие характеристики. Известно также, что таких систем бесчисленное множество. Никто не может объяснить, есть ли что-либо за границами Вселенной, если таковые имеются, а если у нее нет конца, то есть ли начало? Достаточно сложны проблемы, связанные со временем и пространством. Ко всему этому прибавляется тайна жизни.
На нашей планете наиболее разумным существом является человек, который, вероятнее всего, с самого дня своего рождения пробует понять, откуда и для чего он родился? Человеческий разум позволяет выдвинуть несколько теорий.
Современные ученые обнаружили, что Вселенная расширяется. Отсюда делается вывод, что было время, когда она была очень сжата. Выдвигается идея вселенского взрыва, которая предполагает, что сначала вселенная была однородной сжатой массой. Потом появились колебания времени и пространства, которые стали причиной появления разнообразия и систематизации Вселенной. Что касается жизни, то она возникла после определенных процессов. Причем она развивалась от простых форм к сложным. Здесь некоторые считают, что сознание – это соединение различных элементов, некоторые – что оно является отдельным элементом, которое, как можно понять, пока не обнаружено.
Приверженцы первой точки зрения пробуют найти то соединение элементов, которое становится причиной жизни. Приверженцы второй точки зрения делятся на две группы: буддисты и ученые. И те, и другие считают сознание отдельным элементом. Буддисты принимают идею перевоплощения. Поскольку сознание (душа), создав необходимость принятия различных тел, становится причиной беспокойств, ставится задача остановить этот процесс. Посредством определенного процесса медитации (сосредоточения ума) контролируются желания и ненависть. В результате этого индивидуальность достигает состояния свободы от необходимости получать материальные тела. На вопрос – а что есть после освобождения? – буддисты отвечают, что слова излишни, и выдвигают теорию нирваны – пустоты. По существу, это идея уничтожения индивидуальности. Она очень похожа на идеологию атеистов, т.е. второй категории – ученых, которые, конечно, не принимают концепцию перевоплощения, но выдвигают ту же идею движения из ничего в ничто. Приняв сознание как отдельный элемент, они пробуют его обнаружить, изучая работу мозга и кровообращение.
Если тело создается из ничего и превращается в ничто, то каков смысл жизни и какова ее ценность? С этой точки зрения мировоззрение бренности мира (абсурдизма) является самой возвышенной. Эта концепция основана на самой слабой точке философии материалистов. Смысл материального существования не может иметь объяснение. Могут быть объяснены все механизмы возникновения и исчезновения жизни, но ее смысл останется неизвестен всегда. Следовательно, с этой точки зрения то, что вечно не существовало, одно мгновение существует (в среднем от восьмидесяти до ста лет), непонятно для чего, а потом навечно уничтожается – бессмысленно и бренно. В этой ситуации пытливые люди оказываются в тупике. С одной стороны, каждое живое существо очень высоко ценит свое существование, с другой стороны, абсолютно неясно, в чем смысл этого существования. Господь Шри Кришна фактически спрашивает: «Если живое существо – всего лишь соединение материальных элементов, то в чем смысл его существования? Какой смысл скорбеть о его кончине, если рано или поздно оно все равно исчезнет, и не будет понятна ценность ни его жизни, ни смерти?».
С материалистической точки зрения жизнь не имеет цены, потому что не ясен ее конечный смысл. Следовательно, и с материальной, и с духовной точки зрения ни рождение, ни смерть материального тела не имеют ценности, потому что не отображает реальность.
Общий обзор Бхагавад-гиты
Т Е К С Т 26
атха чайнам нитйа-джатам нитйам ва манйасе мритам
татхапи твам маха-бахо найнам шочитум архаси
атха - если, даже; ча - также; энам - эта душа; нитйа-джатам - раз за разом рождается; нитйам - снова и снова; ва - или; манйасе - ты так думаешь; мритам - умирает; татха-апи - все равно; твам - ты; маха-бахо - о сильнорукий; на - никогда; энам - о душе; шочитум - горевать; архаси - не должен.
Но даже если ты думаешь, что душа (или признаки жизни) непрестанно рождается и умирает, у тебя все равно нет причин горевать, о могучерукий Арджуна.
К о м м е н т а р и й. Завершив разговор о душе, материальном теле и их взаимодействии, Господь Шри Кришна переходит к рассмотрению различных материалистических точек зрения на мир. Он говорит: «Допустим, что души не существует, и живое существо – просто материальное тело. Давай рассмотрим, о чем ты горюешь в этом случае?».
Ведическая литература рассматривает и материальное мировоззрение. Таких точек зрения две: локайатмика и вайбхйашика. Все существующие в мире теории – производные от этих двух концепций, и они существовали с самого начала творения.
1. Теория локайатмика – это чистый материализм. Она провозглашает, что сознание – это результат взаимодействия различных элементов тела.
2. Теория вайбхашика принимает сознание не как результат соединения различных элементов, а как самостоятельный, но материальный элемент.
Что касается творения, то существует две теории:
1. Творение самопроизвольно;
2. Творцом мира является Бог.
Если творение самопроизвольно, то возникает необходимость объяснить механический процесс его образования и философский смысл его существования, т.е. нужны ответы на вопросы: как возникла вселенная и для чего? На вопрос «для чего?» не может ответить ни одна материалистическая концепция. А вот на вопрос «как?» пробуют ответить все материалисты-ученые. Возможности науки позволили выяснить, что наша Земля – планета, и что, как говорится, она висит в пространстве. Известно строение Солнечной системы, находящиеся в ней планеты, их количество, размеры и другие характеристики. Известно также, что таких систем бесчисленное множество. Никто не может объяснить, есть ли что-либо за границами Вселенной, если таковые имеются, а если у нее нет конца, то есть ли начало? Достаточно сложны проблемы, связанные со временем и пространством. Ко всему этому прибавляется тайна жизни.
На нашей планете наиболее разумным существом является человек, который, вероятнее всего, с самого дня своего рождения пробует понять, откуда и для чего он родился? Человеческий разум позволяет выдвинуть несколько теорий.
Современные ученые обнаружили, что Вселенная расширяется. Отсюда делается вывод, что было время, когда она была очень сжата. Выдвигается идея вселенского взрыва, которая предполагает, что сначала вселенная была однородной сжатой массой. Потом появились колебания времени и пространства, которые стали причиной появления разнообразия и систематизации Вселенной. Что касается жизни, то она возникла после определенных процессов. Причем она развивалась от простых форм к сложным. Здесь некоторые считают, что сознание – это соединение различных элементов, некоторые – что оно является отдельным элементом, которое, как можно понять, пока не обнаружено.
Приверженцы первой точки зрения пробуют найти то соединение элементов, которое становится причиной жизни. Приверженцы второй точки зрения делятся на две группы: буддисты и ученые. И те, и другие считают сознание отдельным элементом. Буддисты принимают идею перевоплощения. Поскольку сознание (душа), создав необходимость принятия различных тел, становится причиной беспокойств, ставится задача остановить этот процесс. Посредством определенного процесса медитации (сосредоточения ума) контролируются желания и ненависть. В результате этого индивидуальность достигает состояния свободы от необходимости получать материальные тела. На вопрос – а что есть после освобождения? – буддисты отвечают, что слова излишни, и выдвигают теорию нирваны – пустоты. По существу, это идея уничтожения индивидуальности. Она очень похожа на идеологию атеистов, т.е. второй категории – ученых, которые, конечно, не принимают концепцию перевоплощения, но выдвигают ту же идею движения из ничего в ничто. Приняв сознание как отдельный элемент, они пробуют его обнаружить, изучая работу мозга и кровообращение.
Если тело создается из ничего и превращается в ничто, то каков смысл жизни и какова ее ценность? С этой точки зрения мировоззрение бренности мира (абсурдизма) является самой возвышенной. Эта концепция основана на самой слабой точке философии материалистов. Смысл материального существования не может иметь объяснение. Могут быть объяснены все механизмы возникновения и исчезновения жизни, но ее смысл останется неизвестен всегда. Следовательно, с этой точки зрения то, что вечно не существовало, одно мгновение существует (в среднем от восьмидесяти до ста лет), непонятно для чего, а потом навечно уничтожается – бессмысленно и бренно. В этой ситуации пытливые люди оказываются в тупике. С одной стороны, каждое живое существо очень высоко ценит свое существование, с другой стороны, абсолютно неясно, в чем смысл этого существования. Господь Шри Кришна фактически спрашивает: «Если живое существо – всего лишь соединение материальных элементов, то в чем смысл его существования? Какой смысл скорбеть о его кончине, если рано или поздно оно все равно исчезнет, и не будет понятна ценность ни его жизни, ни смерти?».
С материалистической точки зрения жизнь не имеет цены, потому что не ясен ее конечный смысл. Следовательно, и с материальной, и с духовной точки зрения ни рождение, ни смерть материального тела не имеют ценности, потому что не отображает реальность.