https://www.change.org/p/%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B9%D1%82%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B8/u/20032889
17 АПР. 2017 Г. — Уважаемая Ольга Юрьевна!
Недавно в СМИ и в соцсетях прогремело адресованное Вам Открытое письмо профессора Веры Афанасьевой – об удручающем состоянии нашего образования, и вузов, в частности.
Ольга Юрьевна, я хотела бы сообщить, что главная причина этого негатива – то, что сейчас бюджеты вузов, школ, регионов фактически превращены в «кормления» для администраций. Вот история, рассказанная преподавателем МИФИ Татьяной Надточиевой: «В МИФИ, Москва, откуда я ушла на пенсию в 2011, ректор с гордостью докладывал общему собранию о "средней" по институту в 40 тыс.рублей. В ответ поднимались с мест академики и профессора, заслуженные мужи и требовали: "Покажите нам пальцем на тех, кто получает такие деньги!" Позднее институтские "умельцы-хакеры" взломали базу бухгалтерии и вынули оттуда расчетные листы самого ректора и его приближенных. Распечатали их и оклеили ими столбы и деревья на территории для ознакомления всех желающих. Так вот у ректора и компании зарплата за месяц доходила до 2-2,5 миллионов рублей, у рядовых едва ли 20-25 тыс.руб. У меня на момент ухода ставка была 7 тыс.р., потому я работала только на полставки 3,5 тыс.р, чтобы иметь время где-то что-то ещё ухватить».
И ситуация в МИФИ правило, а не исключение. Почему же возможна разница в зарплате руководителя вуза и профессора в сто раз?
Дело в том, что в 2008 году в РФ введена новая система оплаты труда в госучреждениях (НСОТ), предоставившая огромные права коллективу работников – с тем, чтобы можно было поощрять инициативных, активных работников и уйти от нивелировки в зарплате. НСОТ позволяет каждому коллективу утверждать собственное Положение об оплате труда. Это Положение может не соответствовать типовому или рекомендациям по разработке Положений: рекомендации носят именно рекомендательный характер, их необязательно соблюдать. Решением коллектива, который на практике голосует за все, что напишет администрация, принимаются ухудшающие права работников в разы Положения об оплате труда. И все по закону: юридически оспорить Положение об оплате труда, принятое коллективом, невозможно. Если же кто-то из работников попробует противостоять администрации – его цинично подведут под увольнение.
По ныне действующей системе все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения направляются на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда данного учреждения (см., например, [URL]https://dogm.mos.ru/upload/iblock/fa1/pp_m_1088_28_12_2010_r10.pdf[/URL] п.3 Постановления № 1088-ППО Правительства Москвы). Директор самоуправно решает, каким именно сотрудникам выплатить стимулирующие надбавки и премии. Согласно официальному ответу директора школы, в которой я работаю: "любая экономия, которая возникает из средств бюджетных источников, направляется на заработные платы сотрудников". На практике стимулирующие львиной долей переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц.
Таким образом, руководитель сегодня имеет вполне ясный экономический мотив уменьшать объем работ (или, как теперь принято говорить, услуг), выполняемых его государственным (!) учреждением, а также сокращать размер зарплат сотрудников и принуждать их к увольнению, чтобы увеличить "экономию" и свои доходы. Пример – размер окладов и сокращение в Тюменской РЦБ Алтайского края:
Наиболее наглядно механизм «экономии» представлен в четырехминутном видеоролике «Ответ Медведеву: Деньги есть!»
Подробнее о практике НСОТ см. Российскую общественную инициативу «Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти РФ» -
https://www.roi.ru/32442, Петицию «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии» -
http://change.org/p/6782120 (подписало более 40 тыс. человек; в ответ на петицию осенью 2016 г. я получила из всех инстанций ответы, что никаких проблем с оплатой труда у нас в стране нет. Однако в марте 2017 года «работающие бедные» названы «уникальным явлением» РФ).
Необходимо отменить НСОТ и установить модернизированную Единую тарифную сетку. По ЕТС реальная зарплата (со всеми премиями и денежными поощрениями) руководителей и других администраторов должна быть не более чем в полтора раза больше зарплаты квалифицированного работника данной отрасли.
Необходимо изменить порядок финансирования бюджетных организаций: чтобы «сэкономленное» не оставалось в их бюджетах. Тогда руководители будут заинтересованы в том, чтобы выполнить госзадание в полном объеме и в том, чтобы заполнить все ставки штатного расписания (иначе ставки будут потеряны). Сейчас руководители бесконтрольно сокращают число работников и множат безработицу.
Необходимо ограничить сферу, которую организации могут регулировать самостоятельными локальными актами: сейчас именно локальными актами, а также согласованными с карманными профсоюзами Положениями работникам создаются все более тяжелые условия для работы.
Назначить выборы директоров во всех бюджетных организациях и отраслях, поскольку сейчас многие руководители бюджетных организаций проявили себя как коррупционеры. Их семейный бюджет настроен на миллионные зарплаты – у них кредиты и т.п. Ждать, что эти люди перестанут строить работу так, чтобы получить из бюджета максимальную личную выгоду, не приходится. При этом далеко не все способы «экономии» подпадают под закон, да и кто будет бороться с этой «экономией», вникая во все нюансы работы каждого коллектива?
Очень надеюсь, Ольга Юрьевна, что Вы согласитесь с тем, что практика НСОТ – корень многих социально-экономических проблем РФ, и поднимете вопрос об отмене НСОТ в правительстве.
16 апреля 2017 г., Пасха Автор инициативы и петиции И.В. Канторович