Продолжение.
Цытаты из писем Шрилы Прабхупады о детях.
[ картинка ]
72-12 По поводу твоего вопроса, можно ли применять к детям силу: нет, нельзя силой заставлять детей делать что-либо. Кто это выдумал? Если мы хотим, чтоб дети стали великими преданными, их надо воспитывать с любовью, а не способом отрицания. Конечно, если они ведут себя плохо, мы можем показать им палку, но мы никогда не должны применять ее. Ребенок соображает слабо, поэтому его можно перехитрить и заставить слушаться, разыграв его, и он будет вести себя правильно. Но силу не применяй никогда, особенно в том, что касается его джапы и других аспектов духовного обучения. Это испортит его, и в будущем он не захочет заниматься тем, к чему его принуждали. (ПШП Брахманья-Тиртхе, 10 декабря 1972)
[ картинка ]
72-11 Детей ни в коем случае нельзя бить, как я уже говорил. Им нужно очень строго показывать палку. Если человек не справляется с этим, значит, он непригоден к тому, чтобы быть учителем. Если ребенок правильно обучен в сознании Кришны, он никогда не уйдет. Это означает, что у него должно быть две вещи: любовь и образование. Поэтому, если ребенка бьют, ему будет трудно принимать все в духе любви, и если он уже достаточно большой, он может пожелать уйти — в этом вся опасность. Так почему же происходит все это — маршировка под джапу, недостаточное количество молока, слишком жесткие требования в связи с распорядком дня, битье маленьких детей? Зачем все это навязывается? Зачем они вводят такие новшества, как маршировка с джапой, как в армии? И что я могу сделать, находясь на таком расстоянии? Пока дети маленькие, они должны играть и бегать. А читать джапу из-под палки — это не метод.
Итак, я задал тебе направление, по мелким деталям со мной консультироваться не нужно: для этого есть ответственные лица. Если там нет ни одного человека, который мог бы управиться с этим делом, что могу сделать я? Сейчас, если тебе ясно, как нужно действовать, ты можешь снова поехать туда и занять какой-нибудь ответственный пост, чтобы исправить положение. На самом деле это твой долг. Нельзя же так: чуть только возникли разногласия, я поворачиваюсь и с негодованием удаляюсь. Нет. Это не по-вайшнавски. По-вайшнавски будет так: ну и что, что возникли разногласия? Мой духовный учитель велел мне делать то-то и то-то, и я буду это делать, вот и всё. (ПШП Бханутанья-даси, 18 ноября 1972)
[ картинка ]
69-07 Очень благодарен тебе за твое письмо от 23 июля 1969 с фотографиями твоей маленькой дочки. Фотографии чудесны, я радовался, глядя на то, как весела и жизнерадостна Субхадра. Ты пишешь, что она уже с большим энтузиазмом принимает участие в санкиртане, учи же ее как следует. Если такого благочестивого ребенка правильно воспитывать, как вы с Мурари это и делаете, он в будущем сыграет весьма важную роль в нашем Обществе, будет помогать исправлять мир, проповедуя сознание Кришны. Маленькие дети нередко бывают веселы и жизнерадостны, однако эта материальная веселость очень быстро проходит. Но в сознании Кришны, поскольку душа по своей природе полна радости и блаженна, радость эта только возрастает, по мере того, как возрастает блаженство служения Кришне. Сейчас у твоей дочери есть отличная возможность покончить с рождениями в материальном мире, поэтому воспитывай ее как следует. Кришна вознаградит тебя за это. Я понял, что ты ищешь, с кем бы твой ребенок мог играть. Мы думали организовать такое место для множества детей в Новом Вриндаване, но пока что это, кажется, нелегко, потому что там нет соответствующих условий. (ПШП Лилавати, 31 июля 1969)
71-08 Твои идеи насчет игрушек неплохи, но это предложение не кажется мне очень уж серьезным. Тебе придется отдавать этому делу время, а ты в это время мог бы продавать журналы и книги. Наши дети в сознании Кришны не слишком склонны к играм и игрушкам. Им с самого начала дают четки, и они с радостью повторяют на них мантру. Так что я не советую тебе этим заниматься, потому что это отнимет слишком много времени. Но все таки: думаешь ли ты, что они найдут сбыт на рынке? Не думаю, что на них будет массовый спрос. (ПШП Лочана-дасу, 17 августа 1971)
[ картинка ]
72-06 Да, подтверждением [верности] твоего метода преподавания должны стать духовное продвижение и живой энтузиазм детей. Если предоставить им возможность поклоняться Божеству, с полной серьезностью исполняя арати, а также постоянно заниматься разнообразной деятельностью, в центре которой находится Кришна, тогда их образование будет абсолютно успешным. Детям надо давать наставления, используя их естественную склонность к игре, и учить их играть в игры, похожие на игры Кришны, в пастушков, коров, павлинов, демонов, и таким образом, если они постоянно будут думать о Кришне в игре, как будто они постоянно общаются с Кришной, они очень быстро осозн?ют Кришну. В дополнение нужно давать немного наук, затем прасад, затем поклонение Божествам, снова игры Кришны, какой-нибудь киртан, еще немного азбуки, и т.д. Таким образом, пусть их тела и умы будут постоянно заняты разнообразной деятельностью. Дети по природе своей непоседливы, поэтому им понравятся частые перемены. (ПШП Стока-Кришне, 13 июня 1972)
[ картинка ]
72-07 Что касается школы Сумати Морарджи, то надо превратить детей в вайшнавов, используя английскую систему обучения. Мы не собираемся подчиняться государственным программам. Детей надо учить по нашим книгам, как только они научаться читать и писать. Идея в том, что мы не принимаем в свою школу тех, кто собирается впоследствии поступать на службу, им мы помочь не можем. Мы можем принимать сыновей богатых и влиятельных людей, которые не будут использовать образование, чтобы есть и спать. Их надо учить просто делать то, что делают старшие, то есть, вставать рано, наводить чистоту, ходить на мангала-арати, читать нашу литературу, петь, ходить на санкиртану, а кроме того — азбука, математика, география, история, и все. А маленьких детей надо учить играм Кришны: один пусть будет коровой, другой пастушком, они могут ходить в лес, там будут демоны, а Кришна будет их убивать. Пусть дети играют в игры Кришны, потом посещают арати, потом учатся азбуке, опять играют, проводят киртан, еще немного наук, и так, постоянно меняя деятельность, они не потеряют интереса, и их внимание будет постоянно сосредоточено на Кришне. (ПШП Гирирадже, 30 июля 1972)
70-03 Я рад, что дети хорошо чувствуют себя на вольном воздухе, пусть пока наслаждаются жизнью. (ПШП Лилавати, 3 марта 1970)
[ картинка ]
71-10 Относительно твоей проблемы с учителем: я велел Прадьюмне поехать обучать [преданных] началам санскрита, хотя бы алфавиту, чтобы потом, приехав в Индию, они могли с легкостью выучить санскрит. Ученики должны учиться санскриту с применением и деванагари, и бенгальского алфавита. В Нью-Йорке Сатьябхама написала хорошую книгу для обучения началам санскрита на английском языке. Думаю, что эту книгу надо немедленно напечатать. Если же нет, тогда нужно воспользоваться для обучения [преданных] рукописью. Важно, чтобы о детях должным образом заботились. Бхавананда рассказал мне, что в Новом Вриндаване об учениках совершенно не заботятся, поэтому они все были срочно переведены в Нью-Йорк. Каждый родитель хочет видеть, что о его ребенке заботятся. Это главное. Если дети болеют, то как они смогут учиться? Если их плохо кормят, то это не хорошо для их будущей деятельности. У них должно быть достаточно много молока, а кроме того, их здоровье прекрасно поддержат дал, чапати, овощи и немного фруктов. В роскошной жирной пище нет никакой необходимости, но молоко в высшей степени важно. Большое здание также благоприятно для здоровья детей. Они могут свободно двигаться, бегать и прыгать. (ПШП Сатсварупе, 9 октября 1971)
71-11 Вы спрашиваете, можно ли водить детей к обычному врачу. Почему же нет? Конечно, мы не всегда верим, что эти врачи делают все правильно, но что ж поделаешь? Основной принцип нашей деятельности — делать то, что понравится Кришне. Так что если ваша детка нуждается в медицинской помощи, чтобы служить Кришне, то обеспечить ее такой помощью — это просто практично. То же самое: если правительство дает тебе деньги, то почему бы не использовать их для Кришны? Единственное, чего мы должны избегать — это обмана, мы не должны делать какие-то лживые заявления, чтобы получить деньги. При этом мы рискуем своей высочайшей репутацией праведников. Но если нам хотят дать денег и пищу, мы, конечно, должны принять их. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)
68-05 Да, сделать детскую книжку-раскраску о Кришне — это очень хороший способ послужить и распространить сознание Кришны среди маленьких детей. Пожалуйста, сделай это. Я дам тебе несколько идей в этом направлении, ты только сообщи, когда будешь готова начать. Это будет великолепное служение. (ПШП Малати, 28 мая 1968)
[ картинка ]
68-12 Если ты хочешь писать книги для детей, книжки об играх Кришны, я дам тебе несколько хороших идей, а Хамсадута и Химавати помогут тебе с картинками. Я расскажу тебе еще несколько историй о Господе Джаганнатхе. Я очень рад тем изменениям, которые произошли в твоем поведении благодаря поклонению Божествам. Я очень рад, что ты чувствуешь, как, благодаря личной заботе о Джаганнатхе, в тебе растет нежность к Нему, это и есть путь развития нашей любви к Богу. Поклоняться Божеству — значит проявлять [любовь] на практике, а слушать духовного учителя — питать саму идею. Сознание Кришны так прекрасно, что каждый, кто получил хотя бы некоторый вкус, начинает чувствовать разницу между своей прежней жизнью и жизнью в сознании Кришны. Это происходит не только с тобой, но и с каждым, кому посчастливилось соприкоснуться с Кришной. (ПШП Сатьябхаме, 27 декабря 1968)
[ картинка ]
69-03 Да, идея начать [издавать] книжки для нашей школы в Новом Вриндаване очень хороша… Я дам тебе наставления, как сделать все правильно. (ПШП Сатьябхаме, 24 марта 1969)
[ картинка ]
70-07 Твои детские книги на темы сознания Кришны — это очень хорошая работа. У нас много детей теперь в Новом Вриндаване, и нам известно, что в Англии и Голландии школьники с воодушевлением принимают метод пения «Харе Кришна». А то, что человек узнал в ранние годы, останется с ним на всю жизнь, поэтому постарайся как можно более тщательно, прямо и просто объяснить, Кто такой Кришна, кто такие мы, что представляет собой материальный мир, каковы отношения Кришны с живыми существами, как мы должны действовать в этих отношениях, и т.д. А если ты сможешь проиллюстрировать эти книги, они, без сомнения, приобретут огромную популярность в школах. Шриман Йогешвара занимается тем же самым в Лондоне. Посоветуйся с мужем и сделай несколько детских книг о сознании Кришны, а мы поищем возможность напечатать их. Ты ведь еще и прекрасный художник, так что, я думаю, это предприятие будет иметь успех. (ПШП Экаяни-даси, 25 июля 1970)
71-06 Да, эти детские книги очень важны, потому что следующим нашим шагом будет открытие школы в каждом центре. Мы хотим обучать всех детей сознанию Кришны с самого начала их жизни. В Бомбее имеется превосходная перспектива для такой школы, ведь столько детей приходят на арати, принимают прасад и не отказались бы заглянуть и в наши книги. Так что это прекрасная возможность проповедовать нашу миссию. (ПШП Йогешваре, 12 июня 1971)
http://www.forum.krishna.ru/showthread.php?t=10886