На мой взгляд тема, затронутая в этой лекции, очень важна на духовном пути. Важнее даже, чем может показаться на первый взгляд. Нам кажется, что мы знаем например близких нам людей, но на самом деле это лишь образ того или иного человека, созданный нашим умом. Для людей занимающихся духовным развитием не новость, что очень важно выйти за пределы ума, осознавать работу ума, остановить ум, наблюдать откуда возникает мысль и т.д. В контексте познания личности влияние ума является ещё большей проблемой. Так как ум не делает различия и развешивает ярлыки и штампы на всё, что попадает в поле его восприяти, будь то неодушевлённый предмет или человек. Так ум устроен, это его функция. После лекции я задумалась, о близком мне человеке, знаю ли я его, понимаю ли? Для меня стало очевидным, что я сразу мыслю в категориях биографии и доступной мне информации, например внешних данных, произведённых им когда-то действий, а так же моих впечатлений от всего этого и каких то предположений. Но является ли это личностью этого человека? Очевидно, что нет. Когда я попыталась предположить, что я знаю человека, я как будто вторглась в его внутреннее пространство, поставила там заборчик 2х2 метра и сказала: " За него не выходи!", ты такой-то, я тебя знаю таким-то. Но за этим заборчиком мы можем удерживать только образ нашего ума, но не саму личность. Личность намного шире и она не статична. Она может постоянно меняться. Это как бесконечный океан вероятностей из квантовой физики. Даже если предположить, что личность можно понять или дать ей какое-то определение, то это будет иметь силу только в тот самый момент. Пройдет немного времени и всё уже будет неактуально и не будет соответствовать действительности.
Как мне кажется, первым шагом при попытке познать личность будет понимание, что мы не знаем этого человека, пусть и прожили с ним всю жизнь. Дальше нужно оставить попытки понять личность умом, так как это взаимодействие с человеком за рамками ума. Это больше похоже на интуитивное восприятие. Так же нужно смириться , что мы никогда не сможем постичь личность до конца, полностью. Всё это попытки всё того же ума дать название, ограничить, как-то обозначить. Нам может лишь приоткрыться какая-то часть, потом возможно другая. Этот процесс может быть бесконечным. Размышляя над этим будет проще принять непостижимость Абсолюта и уйти от умственной концепции Бога.