Семь добродетелей в Ведической философии
В Шримад Бхагаватам, в четвёртой песни, глава 20, текст 16, Господь Вишну прославляет Махараджу Притху за его качества. Он говорит так: «Мой дорогой царь, меня очень привлекают твои возвышенные качества и прекрасное поведение. И потому что я очень благосклонен к тебе Ты можешь просить у меня любые благословения. Тот, кто не обладает возвышенными качествами, не может достичь моей милости просто совершая жертвоприношения, аскезы или мистическую йогу. Я всегда умиротворён в сердце того, кто умиротворён при всех обстоятельствах».
То есть здесь Господь Вишу говорит об определённых добродетелях Махараджи Притху. И вот эти вот добродетели называются словом «вирья». Вирья буквально обозначает - моральная сила или способность сопротивляться греху. То есть грех не может одолеть того человека, который обладает вот этими добродетелями. Итак, чтобы быть высоко моральной этичной личностью, нужно обладать добродетелями - идеальными качествами характера, которые проявляются в том, что даже посреди океана порока, в Кали югу, посреди всего греха, человек этому греху не поддаётся. И поэтому материальный мир не может его так легко провоцировать на грех. Он его может провоцировать, искушать, но у человека внутри уже существует другая система ценностей, и практически он получает счастье из другого источника, поэтому материальный мир не сможет его полностью сбить с этой платформы.
Добродетель — это раскрытие внутренних возможностей, внутренних качеств души. И тогда человеку открываются другие совершенно измерения этого мира, восприятие его становится совсем другим, более широкое сознание. Какие же основные добродетели?
1. Справедливость
Семь основных добродетелей, их перечисляет Бхактивинод Тхакур в своей книге «Шри Чайтанья Шикшамрита». Первое, что он говорит, первая добродетель — это ньяя. Ньяя — это не логика в данном случае, Ньяя — это справедливость. Причём под справедливостью имеется в виду золотое правило. Наверняка вы слышали золотое правило Христианства: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. И именно вот это имеется в виду под термином справедливость. Потому что часто люди требуют чего-то от других, но сами они так вести себя не готовы в отношениях. Они требуют справедливости, но сами они несправедливы. Нет вот такого отношения к другим.
2. Милосердие
Вторая добродетель — это Дая. Дая — обозначает милосердие. Буквально отсюда происходит глагол давать, или дань, давать. То есть милосердие — обозначает способность делиться с другими живыми существами, давать им что-то. У каждого что-то есть и каждый чем-то может поделиться. Так вот, самое высшее, что можно человеку дать, это дать ему знание, поделиться с ним духовным опытом или научить его методам духовной жизни, как Прабхупада говорил. Это будет высшее милосердие. Почему, по какой причине так случилось, что люди оказались голодными, без крова, без одежды и т.д.? Это произошло потому, что они в невежестве находятся, они нарушают законы Бога, и теперь реакцией на это является их бедность, их страдания и прочие вещи. Так вот, никто не против того, чтобы кормить людей бесплатно или как-то внешне помогать. Но в высшем смысле милосердие - это решение проблемы на более глубинном уровне, дать ему знание, при помощи которого он не будет себя больше доводить до такого состояния. В этом истинное милосердие - распространение духовного знания и практики духовной жизни.
3.Правдивость
Третья добродетель называется Сатья. Сатья, или правдивость. Что это обозначает? Это обозначает говорить истину. И истина — это существование Бога, то, что Бог является высшим управляющим, то, что его законы вечны, то что живые существа находятся в подчинении у него, хотя они и обладают какой-то независимостью, но если они ей неправильно пользуются, то самим им это дороже обходится. Как человеку, который злоупотребляет законом, эта его свобода оборачивается, наоборот, заключением, лишением свободы. Вот это обозначает истинность, то есть не то, что, скажем: «Кто посадил эту кляксу?» - «Я!» - «Вот молодец, честный». Это такая правдивость на поверхностном уровне. А правдивость в истинном смысле — это не скрывать от людей истину в более широких масштабах. Что является основой этого мира, главные законы этого мира - вот это будет настоящая истинность. Добродетель истинная, Сатья, правдивость — это говорить истину о реальном положении вещей.
4.Чистота
Четвёртая добродетель называется павитрата, безгрешность или чистый характер. То есть это само по себе обозначает, что человек уже способен проявлять принципы чистоты внутри и снаружи. Чистый характер, это обозначает, что он ведёт себя с людьми соответствующим образом, не желая никому зла, за счет кого-то что-то получать, лишенный духа эксплуатации, лишенный духа насилия, чистый характер.
5. Дружелюбие
Пятая добродетель называется майтри, это переводится как дружелюбие, когда живое существо видит других, как своих близких. Видит духовную природу, и, соответственно, дружелюбно, как к родственникам относится.
6. Открытость
Шестая добродетель называется арджавам, буквально переводится как простота, или открытость, или ещё честность. Вот, но больше имеется в виду именно открытость, прямодушие, то есть отсутствие лицемерия, отсутствие хитрости ненужной, открытые отношения, что никто ни от кого ничего не скрывает. То есть фактически это обозначает, что человек не является мошенником. Как правило, тот, кто что-то скрывает,имеет какие-то скрытые мотивы внутренние. По этой причине он хитрит, он не будет открыто разговаривать. А арджавам обозначает - простота в отношениях, прямота, открытость, без политики и без всей этой ненужной дипломатии.
7.Любовная доброта
И седьмая добродетель — это Прити - любовная доброта. Это такие понятия интересные, с которыми мы довольно редко встречаемся. Любовная доброта — это не какие-то сентиментальные мирские понятия, это фактически уже проявление духовных качеств. И эти духовные качества, все эти добродетели проявляются в благости.
Приводится такой пример, что если вы посмотрите сверху на поверхность воды, то, скажем, человек, который плавает на этой поверхности воды легко различим. Даже если он немножко находится под водой, тем не менее, даже если он на глубине пол метра, или метр. Вы видите тело, особенно в ясный погожий летний день, кто-то там плавает, если вы сверху смотрите на поверхность. Он рядом с водой, то есть его форма видна, он недалёк от поверхности, что называется. И как это мы должны понимать? Благость, гуна благости — это самый верхний поверхностный слой материального существования. И те, кто находится в нём, их духовную форму уже видно, она уже проступает. Как видно форму человека, который на поверхности воды плавает. Фактически ещё немножко ему осталось и он уже из этой воды вылезет полностью и проявится его полная форма, кто он такой будет видно. В благости его уже видно. С другой стороны, если человек, этот пловец нырнёт глубже в воду, то вот эта тьма скроет его форму, он исчезнет. Тоже самое, когда человек погружается глубже, в более низкие гуны материальной природы, то там скрывается его природа, там скрывается его форма духовная. И раз так, значит, добродетели, вот эти вот качества, которые присущи духовной форме, они тоже скрываются. Их тоже не видно. То есть вот эти добродетели, которые мы упомянули, в материальном бытии проявляются тогда, когда человек достигает благости. Благость — это уже верхняя поверхность, последний слой материальной обусловленности. И в благости эти духовные качества, то есть эти семь добродетелей лучше всего проявляются.
Источник: Подобрала интересные цитаты из аудиолекции
http://audioveda.ru/audios/1228. И, конечно, вырезала некоторые моменты, где слишком много сахаджии. А так лекция хорошая, анализ ведических писаний и размышления по ним в контексте Этики.
Автор: Василий Тушкин (Враджендра Кумар дас)