Бедняк приходит к мудрецу
И спрашивает: "Почему,
когда я в гости прихожу,
по-разному меня встречают?"
Бедняк радушно обнимает,
И сразу стол мне накрывает,
Он спросит, как мои дела,
И с ним сидим мы до утра.
Богатый же меня не замечает,
И, в крайнем случае, предложит чаю,
И то, он так подаст его,
Что не захочешь ничего!
Сказал мудрец: "Взгляни в окно.
Что видишь ты?"
"О, вижу солнце, небо и цветы,
Мужчин и женщин, и детей,
И множество других вещей!"
"Теперь ты в зеркало взгляни!
Что в нем увидел? Расскажи!"
"О многом рассказать нельзя.
В нем вижу только я себя!"
"Вот видишь, стоило стекло
лишь чуть посеребрить,
И ты уже не видишь никого,
А о богатых, что же говорить?"
Есть история, которая рассказывается в одной сутре, повествующая о Будде... В наше время в Индии, как и во времена Будды, много попрошаек. Итак, эта история повествует о женщине, которая пришла к Будде и попросила денег, вымаливала подаяние. И Будда увидел, что эта женщина полностью порабощена своим осознанием себя как порабощённой бедностью, как жертвы, что её ум, ум бедняка, укоренился в ней очень прочно. Будда знал, что вне зависимости от того, сколько он может дать им, что вне зависимости от того, насколько кто-то может изменить внешние обстоятельства, она так и будет оставаться во власти этого ума, эта самая женщина.
Таких ситуаций много. К примеру, когда люди прерывают отношения, в которых имело место насилие, а потом эти люди попадают в ситуацию, где нет никакого насилия, но из-за их состояния ума насилие в новой ситуации начинает встречаться снова, вне зависимости от того, куда бы они не шли.
Итак, Будда видел, что эта женщина, её нескончаемый голод никогда не будут удовлетворены. И вот, что он хотел сказать ей: ему было очень легко дать ей еды или денег, но он хотел обратиться к её уму, попытаться освободить её от этого состояния, освободить от этого состояния в частности и освободить её целиком.
Он сказал ей: «Я буду давать тебе и твоей семье еду до конца твоей жизни. Вы будете приходить ко мне, пока я жив, а после моей смерти вы будете приходить к моим монахам, и мы всегда обеспечим вас пищей. Но только с одним условием: когда тебе будут давать пищу, именно тебе, ты будешь делать вид, ты не будешь просто брать пищу и уходить, вместо этого ты будешь говорить такие слова: «Нет, спасибо, мне это не нужно». И ты будешь делать такой вид минуты две-три. Просто делай вид. А затем тебе дадут еды и ты сможешь идти».
Будда хотел, чтобы она прошла через этот процесс соприкосновения со своей жадностью, страстным желанием, которые, как он знал, были причинами её нищеты.
История говорит, что женщина была неспособна на такое. Она была неспособна на короткое время оставить это, потому что соблазн следования простому желанию обладать вещью был очень сильным. Нам всем знакомо это чувство, может быть применимо не к бедности. Оно может относиться к сплетничанию, гневу, негативному настрою, ревности, ко всему тому, соблазн следованию чему очень сильный.
И эта женщина, согласно сутре, она просто обладала очень сильным желанием обладать вещами, настолько сильным, что она не могла что-то изображать. Она не могла доверять ему, доверять тому, что он сдержит своё слово и выполнит это, потому что обладала очень сильным желанием.
Итак, он дал ей еды, дал еды её детям и так далее. Она больше никогда не приходила из-за каких-то внешних препятствий и он никогда не видел её больше.