Мантра «
ОМ», входящая в состав
Шанти-мантры, считается сильнейшей в йоге. В мантре «
ОМ» содержится, в сжатом виде, суть Маха-вакий (великих изречений), подводящих итог сумме ведического знания: таких, как «Ахам Брахма Асми» (Я есть Бог), и «Тат Твам Аси» («Ты есть То»). Считается, что мантра «
Ом» — которую еще называют «пранавой» (т.е. «гудением», «жужжанием») содержит в себе сущность (смысл) всех Вед — наиболее почитаемых в йоге и индуизме древних писаний. В «Катха-упанишаде» подчеркивается, что
Ом — это слово, которое звучит в каждой Веде, поэтому эта мантра очень важна. Таким образом, мантра
Ом наделена определенным смыслом, и даже может быть помещена в культурно-исторический контекст.
Ценность мантры «
Ом» подчеркивали многие мудрецы и йогины древности. Систематизатор йоги, аскет Патанджали (который написал ту самую «библию» йоги — книгу «Йога-сутра», «Нить йоги») утверждал, что можно достичь Просветления, сидя в Падмасане (позе лотоса) и повторяя мантру
ОМ с полным вниманием (одновременно концентрируя ум на его значении — на которое указывают Маха-вакьи). В XX веке мантра «
ОМ Шанти Шанти Шанти» стала очень популярна на Западе в эпоху «Нью-Эйдж», когда миллионы людей захотели практиковать восточные духовные техники, если это не будет сопряжено с большими затратами времени и сил.
Ом также является «биджа-мантрой» — «семенным» или пробуждающим звуком, который обладает свойством прямого воздействия на все оболочки нашего тела. Как пуля, проходящая насквозь через ткани,
Ом пронизывает все существо практикующего, начиная с грубого (самого плотного) физического тела и заканчивая телом причинным — тончайшей, почти нематериальной, субстанцией каждого человека, которая определяет его судьбу, условия жизни, возможности и ограничения ума и тела. Более того, в традиции классической йоги говорится, что из звука (вибрации)
Ом родилась вся наша проявленная Вселенная в таком виде, в каком мы ее сейчас наблюдаем — Маха-Майя (великолепная иллюзия), которая представляется непросветленным плотной и реально существующей.
Вторая часть мантры — «
Шанти» — дословно переводится как «покой», эта мантра указывает на высший покой, в котором вечно находится То — нечто, что люди называют «богом».
Шанти — это состояние, в котором человек испытывает благоговейное, осознанное спокойствие и вдохновение полного понимания сущности происходящего. В буддистских текстах
Шанти иногда становится синонимом Нирваны — т.к. о состоянии Нирваны известно лишь, что оно сопряжено с переживанием бесконечного покоя — т.е.
Шанти. В Индии, «стране 50 миллионов богов», даже есть богиня
Шанти — божество, помогающее достичь состояния блаженного спокойствия и умиротворения, гармонии.
С точки зрения практики, некоторые учителя (такие как современный мастер йоги Панкадж Ведант) указывают, что когда
Шанти-мантру повторяют три раза, то первое повторение «
Шанти» означает установление покоя на планете (отсутствие катаклизмов), второе повторение «
Шанти» — спокойствие в социуме (отсутствие войн и т.п. народных возмущений), и третье повторение «
Шанти»означает покой в душе практикующего. Размышляя таким образом, йогин как бы желает всем счастья, утверждает, что он заботится не только о собственном благополучии, но и желает наилучшей судьбы для всей планеты и человечества. Такая практика
Шанти-мантры равнозначна технике «посвящения заслуг», то есть, наработав определенную духовную заслугу практикой йоги, человек в конце занятия как бы направляет накопленную энергию на общее благо, отказываясь наслаждаться ее плодами в одиночестве.
Однако не будем вдаваться в хитросплетение теории и терминов йоги и йогической философии. Итак, «
Шанти» означает покой, «
ОМ» — изначальную гармонию Вселенной, и в
Шанти-мантре, которую мы может без проблем практиковать, содержится мощнейший «ракетоноситель» — биджа-мантра
ОМ. Мантра готова к действию, как заряженное оружие — только это оружие мира, оружие самопознания и безусловной любви. Наличие биджи «
ОМ» придает силу этой мантре, вдыхает в нее жизнь, придает ей объем и, в конечном счете, дарит могущество практикующему ее повторение.
Мантра «
ОМ Шанти Шанти Шанти», в отличие от более сложных и длинных мантр, лишена пафосности и налета элитарности, как и религиозного подтекста, и в то же время она больше окрашена понятным смыслом, чем биджа-мантры (которые считаются сильнейшими); при этом ее произношение не сложно. Таким образом, можно отнести
Шанти-мантру к разряду мантр среднего уровня «мощности» действия и самой низкой сложности — что делает ее такой привлекательной!