ॐ
Автор
Наба-калебар-ятра (смена тела Божествами)
[ картинка ]
Наба-калебар-ятра проводится каждые двенадцать лет при наличии особой конфигурации планет. Как и во время ежегодного Праздника Колесниц, потомки изначальных служителей Джаганнатхи отвечают и заведуют ритуалами превращения. Потомки семей Вишвабасу, Видьяпати и Дайитапати будут служить Ему в это время, с той лишь разницей, что это длится два месяца вместо одного.
Поскольку Божество Джаганнатха должно быть сделано из дерева, во время Наба-калебар-ятры (смена тела Божеством) священники в первую очередь должны определить подходящее дерево. Нельзя использовать обычное дерево, нужное ищется в соответствии с определенными признаками.
В манускрипте “Ниладри-Маходая”, написанном на пальмовом листе, говорится, что священное дерево будут находить в особой деревне каждые 12 лет. Для вырезания божеств подходит лишь дерево Ним. Его санскритское название – дару.
Это мистическое и важное событие произошло совсем недавно. 15 июня 2015 года между 2:29 и 4:45 Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры сменили Свои тела. Традиционно во всех домах был потушен свет, и все преданные воспевали бхаджаны и вели киртан.
До этого очень долго и тщательно искали подходящее дерево, проявляли новую форму. И вот, наконец-то все случилось. А старые тела были захоронены на Коили Вайкунтхе.
Отличительные признаки Божественного Нима:
- Неподалеку должен находиться храм Шивы. Шива – это один из значительных полубогов Вселенной, Он почти равен Верховному господу Вишну, его (Шивы) имя означает Всеблагой.
- Возле храма должен находиться пруд или другой водоем, который необходим для ритуального омовения, а также используется во время совершаемых церемоний.
- Возле нима должны расти три другие очень редкие дерева. Листья, ветви, кора и корни этих деревьев обладают могущественным божественным влиянием.
Эти деревья:
1. Варуна. Если вы сидите под ветвями этого дерева, то даже если вы окружены тысячей змей, они на вас не нападут. Говорится, что это дерево обладает способностью полностью разрушать гнев и гордыню. В наше время люди часто носят с собой кусок коры варуны, если им предстоит встреча с агрессивным человеком.
2. Сахада. Это дерево дает возможность забыть себя. Говорится, что один из великих мудрецов Пури, Нигамананда, сидел под этим особым деревом и достиг просвещения.
3. Вилва. Говорится, что это дерево обладает способностью вылечить любую болезнь, даже болезни сердца, рак и проказу. Излечение достигается посредством жевания его листьев.
Все эти три дерева встречаются очень редко, в то время как ним – дерево очень распространенное.
Отличительные признаки Божественного Нима:
- У Божественного нима должно быть лишь три или четыре ветви.
- Если какие-либо птицы свили на этом дереве гнездо, оно считается нечистым и непригодным.
- Под этим деревом должна быть проведена хома (огненное жертвоприношение) перед тем, как его срубят.
- Дерево можно срубить только золотым топором из храма.
- В правильности выбора дерева можно удостовериться по специальным благоприятным знакам на его коре.
[ картинка ]
На его стволе должны быть четко видны четыре оружия Господа Вишну:
1. Шанкха – раковина.
2. Диск.
3. Гада – булава.
4. Падма – цветок лотоса.
Когда дерево найдено, там проводится огненное жертвоприношение, чтобы пригласить всех Богов и Богинь прийти и дать свои благословения в благоприятное время. На следующий день после проведения огненного жертвоприношения можно начинать действительно рубить дерево. Пати Махапатра коснется дерева, которое должно быть использовано для Господа Джаганнатхи, золотым топором. Затем Дайитапати коснется его серебряным топором. Наконец, главный резчик по дереву из семьи Махарана коснется его железным топором.
[ картинка ]
Во время срубания дерева будут произноситься 108 имен Бога. Это будут различные имена Господа Нарасимхи. Он спасает преданных от всех проблем, молитва Ему гарантирует, что все закончится хорошо.
Затем весь неотесанный ствол привозится в храм. Его кладут на деревянную повозку, сделанную по этому случаю в храме Джаганнатхи, и Дайитапати с помощью других членов группы тащат его в храм.
[ картинка ]
Бревна хранятся внутри храма в месте, известном под названием Койли Вайкунтха. Койли означает “погребение”, а Вайкунтха – “место где нет тревог”. Это место, где будут похоронены старые Божества и сделаны новые. Оно находится вблизи Слоновьих Врат с северной стороны храма.
Три старейших резчика по дереву будут главным скульпторами Господа Джаганнатхи. Три другие изваяют Субхадру и еще три Балабхадру, а также Сударшана чакру. Помогать им будут еще 50 резчиков. В течение этого 21 дня, пока делаются новые божества, никому не позволяется заходить в это место, даже главному священнику храма. Там очень мощная дверь и толстые наружные стены. Плотники запирают дверь изнутри и целый день работают, несмотря на палящее солнце над головой. Резчикам по дереву нельзя ни есть, ни пить воду внутри этого священного места, поэтому они выходят во двор храма, чтобы поесть и поспать ночью. В течение этого 21-го дня они не покидают храма.
[ картинка ]
Когда новые Божества изготовлены, их перенесут во внутреннее храмовое святилище и поставят перед старыми божествами, лицом к лицу. В это время никто не может войти на даршан, даже храмовые священники. Трех новых божеств несут внутрь только потомки семьи Дайитапати. Как только они внутри и в безопасности, там могут оставаться лишь трое старейших членов Дайитапати. В это время не предлагают ни пуджи, ни еды.
Сама церемония Наба-калебар-ятра происходит за три дня до великого Праздника Колесниц.
• У трех Дайитапати должны быть завязаны глаза.
• Перед тем, как начать перенос, они должны обвязать свои руки кусками одежды Господа Джаганнатха.
• Они не должны бриться, начиная с первого дня поисковой процессии.
• Трое членов семьи Дайитапати постятся и медитируют целый день внутри храма.
После полуночи четыре самых старших и старейших члена семьи Дайитапати заходят в алтарь. Их глаза завязаны. Обмотанными тканью руками они забирают у старого Божества то, что называется набхи-брахмой и перекладывают его в новое Божество.
[ картинка ]
Похоже, что в Ориссе у каждого ученого и бхакты есть свое мнение по поводу набхи-брахмы. Согласно наиболее популярным мнениям набхи-брахма это:
• Особый голубой сапфир с выгравированной на нем Вишну-янтрой.
• Кусок изначального Божества Господа Джаганнатхи.
• Шалаграма-шила, подаренная королем Непала.
• Зуб Господа Будды.
• Кусочек пупка Господа Кришны, оставшийся после его ухода из этого мира 5000 лет назад.
Поскольку никому не разрешается видеть набхи-брахму или касаться его, то никто не знает, как он выглядит или даже каков он на ощупь. Набхи-брахма считается Жизненной Силой Господа Джаганнатхи. Говорят, что если кто-нибудь на него посмотрит, то сразу умрет. Панды рассказывают, что много лет назад один из жрецов взглянул на набхи-брахму и в то же мгновение умер. Это считают одной из величайших тайн Господа Джаганнатхи.
Оплакивание Господа
Замена Божеств считается грустным событием, поскольку старое Божество больше нельзя будет увидеть. Господь Джаганнатха — это глава семьи Дайитапати, поэтому во время нава-калевары члены этого клана ведут себя так, как будто потеряли своего дорогого родственника. Если в семье кто-то умирает, то местная традиция предписывает членам семьи не бриться в течение десяти дней. Поэтому Дайитапати не бреются с первого дня после ухода поисковой группы. Они также белят свои дома, ибо такова общепринятая практика оплакивания умершего родственника.
После завершения обряда Дайитапати уносят старые Божества и до захода солнца хоронят их где-то на Койли Вайкунтхе. Место захоронения не отмечается и известно только избранным членам Дайитапати. Божества хоронят, укладывая друг на друга, в том же месте, где захоронены все предыдущие Божества. В этот вечер по приказу правительства полностью отключается свет, чтобы никто, даже с отдаленной крыши не мог увидеть Койли Вайкунтху, ибо сказано, что тот, кто увидит эту похоронную церемонию, умрет.
На следующий день, когда на алтаре уже установлены новые Божества, после пятидесяти восьмидневного перерыва возобновляется обычное поклонение. Посетителям не разрешается видеть Господа еще два дня, пока не наступит день перед фестивалем Ратха-ятра. Господь Джаганнатха — это единственное Божество, подвергаемое такой периодической смене тел. Таково одно из многих уникальных и чудесных развлечений Верховной Личности Бога Шри Джаганнатхи.
[ картинка ]