Храмовая кухня Джаганнатха.
[ картинка ]
Храмовая кухня Господа Джаганнатхи – самая большая в мире: здесь в одночасье могут приготовить обед из шести блюд на сто тысяч человек. В дни праздника Ратха-ятры храм кормит миллионы паломников ежедневно. Так как каждое блюдо первым должен отведать Господь, подношение пищи Божествам идет с утра до вечера, каждый день Господу подносят пятьдесят шесть блюд. На кухне находятся семьсот пятьдесят кухонных плит, на каждой можно приготовить сорок пять горшков прасада одновременно! Готовят на кухне пятьсот поваров и полторы тысячи помощников. Считается, что здесь готовит сама Лакшми, богиня процветания.
Махапрасад берет свое начало в далеком прошлом и связан с Джаганнатхом в его изначальной форме Нила-Мадхавы. Однако также и сегодня вкус махапрасада нельзя воспроизвести за пределами храма.
Махапрасадом называют основное подношение из храма Джаганнатхи. Местные священники говорят, что только здесь, в Джаганнатха Пури, пища, предложенная Божеству, может называться "Махапрасадом", тогда как в других храмахИндии это просто "прасад". Считается, что у слова «маха» 2 значения. Во-первых, оно значит "великий". Господа Джаганнатху иногда называют "Маха-баху" – «сильнорукий» или "Маха-прабху" - «великий Господь». Одна из главных семей служителей храма носит фамилию Махапатра. Поэтому само слово "махапрасад" производит на нас впечатление чего-то великого.
Другое значение слова "махапрасад" - "ма-прасад" (прасад Матери Дурги), поскольку главная тхали (обед) после предложения Джаганнатхе предлагается Матери Бимале (Дурге), и только после этого, когда эту пищу смешивают с остальным содержимым горшков, это считается маха-прасадом. И только тогда его можно раздавать всем, независимо от каст и убеждений.
http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwj2ofze3YLaAhXjB5oKHXfCAtYQjRx6BAgAEAU&url=http%3A%2F%2Fwww.harekrsna.com%2Fsun%2Ffeatures%2F06-11%2Ffeatures2127.htm&psig=AOvVaw0x3F2SkIFrZgTP11Lkv0mC&ust=1521904134402712
Преданные внутри храма по опыту знают, что когда повара несут бхогу (пищу для предложения) из кухни в храм, у него нет васаны (сладкого аромата). Но после предложения, когда они несут его из храма на Ананда-базар, чтобы продавать, запах у него божественно сладкий.
Во время приготовления пищи действуют самые жесткие стандарты чистоты. Ум повара в этом процессе должен быть полностью сосредоточен на Господе, в противном случае какой-нибудь горшок на печи обязательно лопнет. Приготовленную пищу особые служители несут из кухни на место предложения Господу. Ежедневно Божествам предлагают 56 блюд. Главный брахман в глубокой медитации смотрит в особый сосуд, и если в воде появляется улыбающееся лицо Джаганнатхи, то все в порядке, подношение принято. Если же нет, то всю приготовленную пищу выбрасывают и начинают готовить заново. Эти жесткие стандарты не нарушались в течение последних двух тысяч лет.
На самом деле махапрасад готовит сама мать Лакшми; а все повара считают себя Ее слугами. В те дни, когда Господь Джаганнатха, «болеет» перед Ратха-ятрой и Лакшми поэтому рассеяна, пища получается не такой вкусной. А во время Ратха-ятры, когда Господь остается на несколько дней в храме Гундича, у нее совсем нет настроения готовить, и пища получается совсем лишенной всякого вкуса.
В процессе пуджи и предложения прасада его благословляют все Боги и Богини и конечно же сам Господь Джаганнатх. Когда предлагается пища, лишь трем священникам, совершающим пуджу, разрешается находиться внутри. Чувствуется, что Господь Джаганнатх действительно “ест свою пищу” в это время.
http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjalN2R3oLaAhVsOpoKHQmaCzcQjRx6BAgAEAU&url=http%3A%2F%2Fshrijagannath.ucoz.ru%2Fphoto%2Fkhramy_orissy%2F2&psig=AOvVaw0x3F2SkIFrZgTP11Lkv0mC&ust=1521904134402712
Огонь на кухне называется Вайшнава-агни, потому что это огонь на кухне Господа Джаганнатхи, и используется он для служения самому Вишну. Его никогда не гасят. Древесные угли тлеют день и ночь благодаря одному служителю, которого называют Акханда Мекапа. Быть служителем Господа Джаганнатхи в храме считается большим благом. Когда человек умирает, родственники берут огонь с самой храмовой кухни, чтобы сжечь тело в крематории. Этот человек считается непосредственно членом семьи Господа.
Махапрасад – сокровенная часть каждодневной жизни общины служителей. Его едят и раздают во время рождения ребенка, во время каждой священной церемонии на протяжении всей его жизни и во время смерти.
В более широком смысле, все, чего касались и чем пользовались Божества храма Джаганнатхи, считается махапрасадом – использованные листья туласи, использованная вода для омовения божеств, называемая падука, одежда и еда.
Если кто-то болен, то учтите, что махапрасад обладает целебным свойством. Говорится, что если есть махапрасад каждый день, то никогда не будешь болеть в течение всей жизни.
[ картинка ]
Поскольку еда в храмовой кухне должна быть приготовлена в такой чистоте и с глубокой преданность, как повара, так и едоки ощущают сильное духовное воздействие. Глиняные горшки ставят в специальные земляные печи – их пять – друг на друга. Однако еда в верхнем горшке готова самой первой, а не последней.
Говорится, что если повар был в чем-то нечист, то горшки бьются по дороге в храм или пища портится во время приготовления и должна быть забракована. Чтобы готовить для Бога, нужно иметь чистое тело и чистые помыслы.
Еще, если Мать Лакшми недовольна тем, что приготовили повара, на территории храма загадочным образом появится собака – как правило, это случается тогда, когда пищу несут Божествам. Поскольку собак в храм не пускают, говорят, что эта собака - Кутама Чанди, тантрическая богиня, отвечающая за чистоту пищи. Если собаку увидят, всю еду надлежит закопать и приготовить снова.
В Пури, как в храме, так и дома, Божествам не предлагают чеснок и лук, а также "заморские" овощи типа картошки или помидоров. Масала и специи в прасад добавляются только после предложения, после того, как махапрасад принесли на Ананда-базар (что переводится "приносящий блаженство"). Вся еда как в храме, так и дома, предлагается в глиняных горшках и на медных тарелках, которые называются Канса-тхали.
Есть история, которая связана с прасадом Господа Джаганнатхи. Однажды Господь Шива появился на Вайкунтхе, в духовном мире, и ему посчастливилось получить прасад Господа Вишну. Шива съел освященную пищу и тут же начал в экстазе танцевать. Супруга Господа Шивы Парвати была очень удивлена, видя потрясающий танец своего мужа. Шива сказал ей: «Сегодня я получил прасад от Самого Вишну!». Парвати возмутилась: «Почему ты мне ничего не оставил?». Шива настолько увлекся прасадом, что забыл о супруге. Парвати опечалилась и стала жаловаться: «Я не получила прасада...». Она хотела, чтобы освященную пищу получили все живые существа. Согласно ее желанию теперь любой может получить прасад Джаганнатхи – это один из способов обрести любовь к Богу.
Весь прасад (освященная пища) из храма поступает на расположенную перед главными Львиными воротами площадь, которая называется Ананда-базар – базар, на котором продают ананду – блаженство. И она оправдывает свое название, поскольку все блюда из храма необычайно вкусны. В прасад не кладут красный перец: Джаганнатха, как и люди Запада, не любит острое, а сахар добавляют даже в соленые блюда. Купить пищу могут все, даже те, кому запрещен вход в храм.
Какие блюда предлагают Джаганнатхе?
[ картинка ]
Вот список из 56 блюд (Чхапана-бхоги), которые Джаганнатха ест каждый день:
Рис
1. Садха Анна – рис, сваренный в воде.
2. Гхи Анна - рис, смешанный с гхи.
3. Каника - рис, гхи и сахар.
4. Кхечеди - рис вперемешку с чечевицей.
5. Дахи Пакхал - кислое молоко, рис и вода.
6. Митха Пакхал - рис и вода с сахаром.
7. Ада Пакхал – смешанные рис, имбирь и вода.
8. Ория Пакхал - рис, гхи, лимон и соль.
9. Тхали Кхечеди - чечевица и рис с сахаром и гхи.
Сладости
(обычно в виде маленьких хорошо прожаренных шариков)
10. Кхаджа – сладость из пшеницы.
11. Гаджа - из пшеницы и сахара.
12. Ладду - из пшеницы, сахар и гхи.
13. Магаджа Ладду.
14. Ладду.
15. Джаганнатх Баллава - из пшеницы, сахара и большего количества гхи, что придает ей черный цвет.
16. Кхурума - из пшеницы, гхи и соли.
17. Матхапули - из гхи, имбиря и разновидности бобов, смолотых в густую пасту.
18. Какара - из гхи и пшеницы.
19. Маричи Ладу - из пшеницы и сахара.
20. Луни Кхурума - из пшеницы, гхи и соли.
Лепешки, блины и патти
21. Суар Питха - из пшеницы и гхи.
22. Чади Лада - из пшеницы, гхи и сахара.
23. Джилли - рисовая мука, гхи и сахар.
24. Канти - рисовая мука и гхи.
25. Манда - из пшеницы и гхи.
26. Амалу - из пшеницы, гхи и сахара.
27. Пури - из пшеницы и гхи, сильно прожаренные, как маленький тонкий блин.
28. Лучи - рисовая мука и гхи.
29. Бара – из кислого молока, гхи и разновидности бобов.
30. Дахи Бара - лепешка из разновидности бобов и кислого молока.
31. Ариса - плоская лепешка из рисовой муки и гхи.
32. Трипури - еще одна плоская лепешка из рисовой муки и гхи.
33. Росапайк - лепешка из пшеницы и гхи.
Молочные блюда
34. Кхири - молоко и сахар с рисом.
35. Рапуди - делается из молочных сливок.
36. Кхуа - готовится из чистого молока, которое кипит на медленном огне много часов, пока не превратится по густоте в мягкий крем.
37. Расабали - из молока, сахара и пшеницы.
38. Тадиа - из свежего сыра, сахар и гхи.
39. Чхена Кхаи - из свежего сыра, молока и сахара.
40. Папуди Кахаджа - молочные сливки, сахар и гхи.
41. Кхуа Манда - из молока, пшеницы и гхи.
42. Сарапулли - самое знаменитое и самое сложное в приготовлении молочное блюдо. Оно готовится из чистого молока, которое часами варят на медленном огне, а затем размазывают по большой фигурной сковороде тонкими пластинами. Лишь несколько поваров в храме владеют сегодня искусством приготовления этого махапрасада.
Блюда из бобовых
43. Дал.
44. Биридал.
45. Урад дал.
46. Муга дал (три вышеперечисленные блюда - разновидности чечевицы).
47. Далама - одно из самых типичных блюди в орисском доме. Это комбинация дала и овощей - обычно
баклажанов, бобов, сладкого картофеля и помидоров, хотя в храме помидоры в кулинарии не используются. Добавляют также кокос и сушеный корень под названием бодхи, похожий на гриб и богатый белком.
Овощные блюда
48. Махур - смешанные овощные карри.
49. Бесар - смесь овощных карри с семенами черной горчицы.
50. Сага - блюдо из шпината.
51. Потала Раса - орисский овощ, потало, с кокосовым молоком.
52. Готи Байгана - маленькие баклажаны с измельченным в пюре кокосом.
53. Кхата - кислое блюдо из жареного манго, или яблока, манго и винограда - все это смешивается и готовится вместе.
54. Райта - похожее на йогурт блюдо, готовится с огурцом и редиской.
55. Питта - жареные цветы нима.
56. Байгана - жареный баклажан.
[ картинка ]
ШРИ, ШРИ ДЖАГАННАТХА, БАЛАДЕВА, СУБХАДРА - ДЖАЙ!