ॐ
Автор
Ты не иди по жизни – восходи!
“А камни не старайся обойти.
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоем пути
Все время превращаются
В ступени…
А камни под ногами
Не кляни
Вот высота,
Открывшаяся взору.
Подумай сам:
Когда бы не они,
Ты разве мог бы подниматься в гору?”
В. Сидоров
[ картинка ]
С творчеством Валентина Сидорова я познакомилась 36 лет назад.
Это знакомство оставило яркий след в моей жизни, можно даже сказать, что это было мое первое " включение"
Валентин Сидоров родился в Воронеже в 1932 году Большинство его стихов написано на любимом холме над Доном или в роще бывшей усадьбы Башкирцева, хранящей память об Алексее Кольцове. Его первое стихотворение в центральной прессе было опубликовано в журнале «Смена»в 1953 году. В это время Валентин учился на философском факультете МГУ. Философское образование решил пополнить филологическим и сразу после окончания МГУ поступил в аспирантуру Литературного института имени А.М. Горького. Через 10 лет после окончания аспирантуры Валентин вернулся в институт в качестве руководителя поэтического семинара.
Вперед, вперед. – дабы прийти к себе!
Валентин признавался, что очень ценил общение с молодежью, так как известно, что учеба – процесс двусторонний. «Уча – учусь» – любил он повторять этот афоризм.
Учись летать, а не парить.
Паренье – отдых, а полет – работа.
Диссертацию В. Сидоров защитил только 20 лет спустя после аспирантуры. К тому времени амплитуда его интересов сделала резкий скачок, и вместо Маяковского, как сначала планировалось, Валентин Митрофанович защитил диссертацию по творчеству Н.К. Рериха.
Знакомство с Николаем Константиновичем Рерихом и его трудами стало переломным рубежом жизни Валентина Сидорова.
Николай Рерих стал для него своего рода Вергилием, ведущим по трудным и подчас непредсказуемо опасным кругам современности. Валентин Митрофанович был покорен и учением Рериха, и его живописью, и , конечно личностью этого незаурядного человека. Он стал активным пропагандистом творчества Николая Константиновича и Живой Этики.
Поэт, имевший прямые и живые контакты с семьей Рерихов, сделал огромное дело, создав ( восприняв из живого источника) стихи – медитации, как бы «конспект», краткое изложение великих мудростей Агни Йоги.
[ картинка ]
Н.К. Рерих
Есть высший смысл в таинственной игре,
В хитросплетенье и теней и света.
О, как же нас тревожит на заре
Неуловимость трепетная эта!
Есть высший смысл. И он во все проник,
И он всему дарует оправданье.
Но сотрясает мирозданье крик:
– А как же страх? А слезы? А страданья?
Как рассуждать о свете и добре,
Коль смерть придет? Ты позабыл о смерти?
Нет, не забыл. Но верьте, верьте, верьте:
Есть высший смысл в таинственной игре!
В середине 60-х – начале 70-х годов Сидоров обратился к таким поэтическим жанрам, которые считались старомодными: октавы, сонет, венок сонетов. Это был своего рода протест против разрушения поэтической формы, против аритмии и дисгармонии, царящей во многих поэтических книгах и на эстрадных площадках.
Проснувшийся мешает людям спать.
Но он сильнее их – незрячих духом.
В.М. Сидоров убежден, что наше стремительное и меняющееся время нуждается не столько в пространных описаниях, сколько в телеграфной лаконичности любой информации (в том числе и поэтической) Он ощутил настоятельную необходимость принципиально нового метода изложения, концентрирующегося до уровня чрезвычайной плотности материала.
Быть посвященным значит полюбить.
И все откроется. Любовь – познанье сердцем.
Этот метод Валентин Митрофанович и обрел в стихах-медитациях. Главной их отличительной особенностью является то, что они носят четко выраженный характер внутреннего собеседования. Здесь человек обращается к самому себе как бы со стороны.
Жизнь есть любовь.
Пока ты в это веришь,
Пока ты знаешь это – смерти нет
Эти строки, со слов автора, рождаются стихийно, спонтанно, во время своеобразного аутотренинга, который Сидоров проводил регулярно для гармонизации внутреннего состояния. “Затем я просеивал эти строки сквозь сито отбора и выстраивал их в определенные циклы. И вот тогда они превращались в темы для самостоятельного размышления. Возникало приглашение к сотворчеству, адресованное читателю.”
Соприкасаясь с вечностью, молчи,
о слушай, слушай, каждой клеткой – слушай!
В жанре стихотворных медитаций Сидоров был пионером. Единственный прецедент, на который можно было опираться, – книга стихов Николая Рериха «Цветы Мории», представляющая собой диалоги Учителя и ученика. В сущности тот же самый прием (Ученик-учитель) лег в основу его духовной поэзии, его стихов – медитаций. «Понятие Учителя с большой буквы для меня не существует в широчайшем, охватывающем все сферы внутренней и внешней жизни, плане. Поэтому программной для меня, если хотите, является вот эта мысль: Учась у всех, Учитель вырастает.» Сидоровым издано более 20 стихотворных сборников. И о каждом можно сказать – это путеводитель духа, это – духовная поэзия.
Ты не иди по жизни — восходи!
Да будет каждый день твой восхожденьем,
Преодоленьем вихрей и туманов,
Тянущих вниз, сбивающих с пути.
А путь всегда есть восхожденье в гору.
Пусть пролегает по низинам он,
Но все равно он будет восхожденьем.
Путь — это ты. И путник — это ты.
С прозой отношения Сидорова наладились далеко не сразу. Первой основательной пробой пера Сидоров считает книгу «На вершинах» (1974-1977). С его слов, это была попытка введения в духовную биографию Николая Рериха. Была также книги “Рукопожатие на расстоянии» , «Мост над потоком», «Против течения» , «Знаки Христа» , «По маршруту Рериха». Но самой главной книгой своей жизни Валентин Митрофанович считает повесть «Семь дней в Гималаях», первая публикация которой состоялась в журнале «Москва» в 1982 году
Бесконечность
(стихотворение-медитация)
1
То, что порой называем мы
Вечностью,
Вовсе не вечность.
Это лишь в звездных просторах
Времени замкнутый круг.
2
То, что кончается,
Может быть названо сном.
Лишь бесконечное,
Вневременное
Реально.
3
Творческий ритм —
Утвержденье вселенского ритма
И возвращенье
К первичному звуку времен.
4
Радость –
Второе названье бессмертья,
Радость, растущая в преображенье
Всех своих сил,
Своих мыслей и чувств.
Радость в себе растворяет
Весь Космос.
Сметь растворяется в ней,
Как и всё.
5
Сколько уж раз говорили тебе,
И сегодня
Я повторяю тебе:
Ожиданье —
Вот что мешает общенью с безмолвьем,
Вот что преградою между ним и тобою встает.
Память должна отключиться,
Во-первых.
Мысли должны умереть,
Во-вторых.
Поток, увлекающий ввысь, —
Бесконечность.
Не вычисляй.
Предсказать здесь ничего нельзя.
Из золотых правил мудрости
1
Стучащийся в невидимые двери,
Чьё имя ты в безмолвьи произнёс?
Ты, ждущий откровенья,
Будь уверен: ответ готов.
Готов ли твой вопрос?
Ответ готов,
Но знай, томимый жаждой,
К истокам припадающий опять:
Его услышит далеко не каждый,
Но только тот,
Кто может вопрошать.
2
Вот самый главный признак мудреца:
При встрече с ним – сомненья затухают,
Вопросы,
Столь терзавшие сердца,
Не нарастают вовсе, а стихают.
Приблизившись к незримой высоте,
Они уходят, как туман и тени,
Поскольку убеждаются в тщете
Желаний личных,
Личных достижений.
3
Когда твой день заботою заполнен –
Средь тысяч троп
Свою тропу найди, -
Стоящий перед выбором,
Запомни:
Ты даже не приблизился к пути.
Но лишь тогда,
Когда исчезнет выбор,
В предчувствии светящихся вершин,
Тогда замолкнут все сомненья,
Ибо -
Тропинок много,
Путь всегда один.
4
Твоя стезя раскрылась пред тобою,
Но подожди.
Помедли.
Не спеши.
Дабы потом отчаянье слепое
Не укрывалось
В тайниках души.
Ты завершил
Без спешки и смятенья
Свои дела?
Былой окончен труд?
Тогда иди.
Но если нет -
Их тени
Тебя настигнут
И твой путь прервут.
5
Да встанет ныне мужество дозором.
Что устрашит дозорных?
Ничего.
Пусть горизонт окинет властным зором
Великий воин сердца твоего.
Он первым
Никого не поражает.
Одет в броню,
Копьём пронзивши мглу,
И лишь ударом точным отражает
И каждый меч,
И каждую стрелу.
6
А камни не старайся обойти.
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоём пути
Всё время превращаются в ступени.
А камни под ногами
Не кляни.
Вот высота,
Открывшаяся взору.
Подумай сам:
Когда бы не они,
Ты разве мог бы подниматься в гору?
7
Узка стезя,
Что избрана тобою.
И глохнет эхо дальнее в ушах.
Идя крутой, стремительной тропою,
Ты должен взвесить
Каждый новый шаг.
Встаёт гора
Отвесною стеною.
Встречает пропасть
Грохотом камней.
Но не смущайся этой крутизною.
Другие шли -
И ты пройдёшь по ней.
8
Вот вечный зов,
Который каждый слышит,
Вот ключ ко всем загадкам бытия:
Ищи лишь то,
Что бесконечно выше
И бесконечно далее тебя.
Не может быть
И нет иной задачи.
Всё подчини стремлению вперёд!
И сон
И явь
И каждый миг.
Иначе
Заглохнет путь
Иль в сторону свернёт.
9
Дорога поднимается отлого.
Ты слился с ней.
И с небом слился ты.
Но если даже приведёт дорога
Тебя однажды
В сад твоей мечты, -
В его тени
Не замыкайся глухо.
Не думай:
Вот он, вековой причал.
Он дан тебе
Для укрепленья духа.
Он дан тебе как отдых,
Как привал.
1974
источник http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post378441719/
“А камни не старайся обойти.
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоем пути
Все время превращаются
В ступени…
А камни под ногами
Не кляни
Вот высота,
Открывшаяся взору.
Подумай сам:
Когда бы не они,
Ты разве мог бы подниматься в гору?”
В. Сидоров
[ картинка ]
С творчеством Валентина Сидорова я познакомилась 36 лет назад.
Это знакомство оставило яркий след в моей жизни, можно даже сказать, что это было мое первое " включение"
Валентин Сидоров родился в Воронеже в 1932 году Большинство его стихов написано на любимом холме над Доном или в роще бывшей усадьбы Башкирцева, хранящей память об Алексее Кольцове. Его первое стихотворение в центральной прессе было опубликовано в журнале «Смена»в 1953 году. В это время Валентин учился на философском факультете МГУ. Философское образование решил пополнить филологическим и сразу после окончания МГУ поступил в аспирантуру Литературного института имени А.М. Горького. Через 10 лет после окончания аспирантуры Валентин вернулся в институт в качестве руководителя поэтического семинара.
Вперед, вперед. – дабы прийти к себе!
Валентин признавался, что очень ценил общение с молодежью, так как известно, что учеба – процесс двусторонний. «Уча – учусь» – любил он повторять этот афоризм.
Учись летать, а не парить.
Паренье – отдых, а полет – работа.
Диссертацию В. Сидоров защитил только 20 лет спустя после аспирантуры. К тому времени амплитуда его интересов сделала резкий скачок, и вместо Маяковского, как сначала планировалось, Валентин Митрофанович защитил диссертацию по творчеству Н.К. Рериха.
Знакомство с Николаем Константиновичем Рерихом и его трудами стало переломным рубежом жизни Валентина Сидорова.
Николай Рерих стал для него своего рода Вергилием, ведущим по трудным и подчас непредсказуемо опасным кругам современности. Валентин Митрофанович был покорен и учением Рериха, и его живописью, и , конечно личностью этого незаурядного человека. Он стал активным пропагандистом творчества Николая Константиновича и Живой Этики.
Поэт, имевший прямые и живые контакты с семьей Рерихов, сделал огромное дело, создав ( восприняв из живого источника) стихи – медитации, как бы «конспект», краткое изложение великих мудростей Агни Йоги.
[ картинка ]
Н.К. Рерих
Есть высший смысл в таинственной игре,
В хитросплетенье и теней и света.
О, как же нас тревожит на заре
Неуловимость трепетная эта!
Есть высший смысл. И он во все проник,
И он всему дарует оправданье.
Но сотрясает мирозданье крик:
– А как же страх? А слезы? А страданья?
Как рассуждать о свете и добре,
Коль смерть придет? Ты позабыл о смерти?
Нет, не забыл. Но верьте, верьте, верьте:
Есть высший смысл в таинственной игре!
В середине 60-х – начале 70-х годов Сидоров обратился к таким поэтическим жанрам, которые считались старомодными: октавы, сонет, венок сонетов. Это был своего рода протест против разрушения поэтической формы, против аритмии и дисгармонии, царящей во многих поэтических книгах и на эстрадных площадках.
Проснувшийся мешает людям спать.
Но он сильнее их – незрячих духом.
В.М. Сидоров убежден, что наше стремительное и меняющееся время нуждается не столько в пространных описаниях, сколько в телеграфной лаконичности любой информации (в том числе и поэтической) Он ощутил настоятельную необходимость принципиально нового метода изложения, концентрирующегося до уровня чрезвычайной плотности материала.
Быть посвященным значит полюбить.
И все откроется. Любовь – познанье сердцем.
Этот метод Валентин Митрофанович и обрел в стихах-медитациях. Главной их отличительной особенностью является то, что они носят четко выраженный характер внутреннего собеседования. Здесь человек обращается к самому себе как бы со стороны.
Жизнь есть любовь.
Пока ты в это веришь,
Пока ты знаешь это – смерти нет
Эти строки, со слов автора, рождаются стихийно, спонтанно, во время своеобразного аутотренинга, который Сидоров проводил регулярно для гармонизации внутреннего состояния. “Затем я просеивал эти строки сквозь сито отбора и выстраивал их в определенные циклы. И вот тогда они превращались в темы для самостоятельного размышления. Возникало приглашение к сотворчеству, адресованное читателю.”
Соприкасаясь с вечностью, молчи,
о слушай, слушай, каждой клеткой – слушай!
В жанре стихотворных медитаций Сидоров был пионером. Единственный прецедент, на который можно было опираться, – книга стихов Николая Рериха «Цветы Мории», представляющая собой диалоги Учителя и ученика. В сущности тот же самый прием (Ученик-учитель) лег в основу его духовной поэзии, его стихов – медитаций. «Понятие Учителя с большой буквы для меня не существует в широчайшем, охватывающем все сферы внутренней и внешней жизни, плане. Поэтому программной для меня, если хотите, является вот эта мысль: Учась у всех, Учитель вырастает.» Сидоровым издано более 20 стихотворных сборников. И о каждом можно сказать – это путеводитель духа, это – духовная поэзия.
Ты не иди по жизни — восходи!
Да будет каждый день твой восхожденьем,
Преодоленьем вихрей и туманов,
Тянущих вниз, сбивающих с пути.
А путь всегда есть восхожденье в гору.
Пусть пролегает по низинам он,
Но все равно он будет восхожденьем.
Путь — это ты. И путник — это ты.
С прозой отношения Сидорова наладились далеко не сразу. Первой основательной пробой пера Сидоров считает книгу «На вершинах» (1974-1977). С его слов, это была попытка введения в духовную биографию Николая Рериха. Была также книги “Рукопожатие на расстоянии» , «Мост над потоком», «Против течения» , «Знаки Христа» , «По маршруту Рериха». Но самой главной книгой своей жизни Валентин Митрофанович считает повесть «Семь дней в Гималаях», первая публикация которой состоялась в журнале «Москва» в 1982 году
Бесконечность
(стихотворение-медитация)
1
То, что порой называем мы
Вечностью,
Вовсе не вечность.
Это лишь в звездных просторах
Времени замкнутый круг.
2
То, что кончается,
Может быть названо сном.
Лишь бесконечное,
Вневременное
Реально.
3
Творческий ритм —
Утвержденье вселенского ритма
И возвращенье
К первичному звуку времен.
4
Радость –
Второе названье бессмертья,
Радость, растущая в преображенье
Всех своих сил,
Своих мыслей и чувств.
Радость в себе растворяет
Весь Космос.
Сметь растворяется в ней,
Как и всё.
5
Сколько уж раз говорили тебе,
И сегодня
Я повторяю тебе:
Ожиданье —
Вот что мешает общенью с безмолвьем,
Вот что преградою между ним и тобою встает.
Память должна отключиться,
Во-первых.
Мысли должны умереть,
Во-вторых.
Поток, увлекающий ввысь, —
Бесконечность.
Не вычисляй.
Предсказать здесь ничего нельзя.
Из золотых правил мудрости
1
Стучащийся в невидимые двери,
Чьё имя ты в безмолвьи произнёс?
Ты, ждущий откровенья,
Будь уверен: ответ готов.
Готов ли твой вопрос?
Ответ готов,
Но знай, томимый жаждой,
К истокам припадающий опять:
Его услышит далеко не каждый,
Но только тот,
Кто может вопрошать.
2
Вот самый главный признак мудреца:
При встрече с ним – сомненья затухают,
Вопросы,
Столь терзавшие сердца,
Не нарастают вовсе, а стихают.
Приблизившись к незримой высоте,
Они уходят, как туман и тени,
Поскольку убеждаются в тщете
Желаний личных,
Личных достижений.
3
Когда твой день заботою заполнен –
Средь тысяч троп
Свою тропу найди, -
Стоящий перед выбором,
Запомни:
Ты даже не приблизился к пути.
Но лишь тогда,
Когда исчезнет выбор,
В предчувствии светящихся вершин,
Тогда замолкнут все сомненья,
Ибо -
Тропинок много,
Путь всегда один.
4
Твоя стезя раскрылась пред тобою,
Но подожди.
Помедли.
Не спеши.
Дабы потом отчаянье слепое
Не укрывалось
В тайниках души.
Ты завершил
Без спешки и смятенья
Свои дела?
Былой окончен труд?
Тогда иди.
Но если нет -
Их тени
Тебя настигнут
И твой путь прервут.
5
Да встанет ныне мужество дозором.
Что устрашит дозорных?
Ничего.
Пусть горизонт окинет властным зором
Великий воин сердца твоего.
Он первым
Никого не поражает.
Одет в броню,
Копьём пронзивши мглу,
И лишь ударом точным отражает
И каждый меч,
И каждую стрелу.
6
А камни не старайся обойти.
Не сбрасывай их вниз в остервененье.
Пускай препоны на твоём пути
Всё время превращаются в ступени.
А камни под ногами
Не кляни.
Вот высота,
Открывшаяся взору.
Подумай сам:
Когда бы не они,
Ты разве мог бы подниматься в гору?
7
Узка стезя,
Что избрана тобою.
И глохнет эхо дальнее в ушах.
Идя крутой, стремительной тропою,
Ты должен взвесить
Каждый новый шаг.
Встаёт гора
Отвесною стеною.
Встречает пропасть
Грохотом камней.
Но не смущайся этой крутизною.
Другие шли -
И ты пройдёшь по ней.
8
Вот вечный зов,
Который каждый слышит,
Вот ключ ко всем загадкам бытия:
Ищи лишь то,
Что бесконечно выше
И бесконечно далее тебя.
Не может быть
И нет иной задачи.
Всё подчини стремлению вперёд!
И сон
И явь
И каждый миг.
Иначе
Заглохнет путь
Иль в сторону свернёт.
9
Дорога поднимается отлого.
Ты слился с ней.
И с небом слился ты.
Но если даже приведёт дорога
Тебя однажды
В сад твоей мечты, -
В его тени
Не замыкайся глухо.
Не думай:
Вот он, вековой причал.
Он дан тебе
Для укрепленья духа.
Он дан тебе как отдых,
Как привал.
1974
источник http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post378441719/