Главное отличие от других боевых искусств в том, что арийская система боя основана на глубоком постижении законов человеческого тела. В отличие от восточных боевых искусств, которые лишь совершенствуют и коллекционируют определенное количество приемов, Вязьмин сказал, что легче всего понять разницу, если сравнить магнитофон, который может воспроизводить лишь ту музыку, что записана на пленке, и орган с его неограниченными музыкальными возможностями. Ученики школы по ходу почти трехчасового поединка практически ни разу не повторили ни один прием. Они демонстрировали искусство движения и необыкновенную проницательность, ставя тем самым противника в очень неудобные условия. Специалисты, которые занимаются профессионально восточными единоборствами, подтвердили после окончания демонстрации арийского искусства боя, что эта система невероятно разнообразна и показывает уникальные возможности как в нападении, так и в защите. Кстати, среди учеников школы, а их всего 20 человек, младшему только 10, а старшему 68. При этом каждый совершенствуется по определенной методике, которая может показывать следующие результаты: пять тысяч прыжков, проведенных на одном лишь вдохе, затем (даже очень тренированный профессионал может сделать не более 100 прыжков) задержка дыхания на полчаса и т.д. Вадим Вязьмин не стремится пропагандировать боевые арийские искусства, потому что они представляют определенную опасность, если ими овладеют непорядочные люди. Поэтому отбор учеников в школу невероятно строгий. Таким образом, в школе стараются предотвратить утечку знаний.
Война в Индии была делом особого сословия - кшатриев. "Кодекс поведения" кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной - каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один "коронный удар", сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование "взрывов" и пауз могло длиться долго, "взрыв" тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя...
Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары - больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били - в ближнем бою наступала также очередь "борьбы ног". Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: "ножные" приёмы должны были облегчить осуществление "ручных". Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке - именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном - довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.
Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это - ваджра-мушти (в другой транскрипции - вайра-мукти). "Мушти" означает кулак, но вот для слова "ваджра" находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова "ваджра-мушти" с булавой (тогда оно переводится как "бронированный кулак") или с алмазом ("кулак алмазной твёрдости"). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая - пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.
Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут "пахалванами". Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана - повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. "Бхимасени" - это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. "Ханумати" построен на хитрых захватах. "Джамбуванти" - это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. "Харасандхи" - это болевые замки и захваты, ломающие конечности.
Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога...
Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый - "Камала-сутра", датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, "Малля-пурана", написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы "маллявеша", которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.
Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге "Секреты боевых искусств мира". Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.
Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово "марма" можно перевести как "источник жизни". Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.
Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту - тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IV в. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIV вв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIV в., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.
Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, "метхожиль" (или "маи-паятту"), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап - "колтхари" - включает в себя работу с деревянным оружием (шест "кеттукари" длиной около двух метров, шест "курувади" длиной в четыре следа руки, "отта" - S-образная палка длиной 60 см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап - "ангатхари" - включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, "уруми" - гибкий "меч-плеть", "катар" - кинжал с рукояткой в форме буквы "Н" или "А", который держат за поперечину "буквы", а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется "верумкаи". Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.
Источник: "Российская газета" 3.09.99 года (выпуск выходного дня)
БОЕВЫЕ ТАЙНЫ НА САНСКРИТЕ
На закрытом турнире, где известные мастера демонстрировали новшества в ведении боевых единоборств, гвоздем программы стали приемы древних ариев, которые пытается восстанавливать Вадим Вязьмин, спортсмен и лингвист. Он заставил заговорить древние манускрипты, когда-то собранные нацистами и вывезенные после войны в Москву.
ПОЕДИНОК В ТАНЦЕ
Тем вечером наши сигалы и норрисы выходили на ковер и объясняли, какие новшества они внесли в борьбу самбо, тайваньский бокс, кунг-фу. Избранная мужская публика заинтересованно обсуждала подсечки и удары. Тончайшие детали спарринга бойцов комментировали их учителя, объясняя, что нового они внесли в технику. Когда объявили очередных выступающих, публика оживилась - на этот раз ей предложили посмотреть боевое искусство, которым пользовались воины тысячелетия назад.
Два сорокалетних бойца, кружась и прыгая, как в танце, плавными прикосновениями наносили жестокие и точные удары. Шепот восхищения пронесся в зале - такого еще не видел никто. Бой пригласили пояснить человека, который и восстановил позабытое и прекрасное искусство древних воинов. Мастер признался, что полжизни просидел за манускриптами и по мозаике отрывочных сведений смог воссоздать арийскую технику боя. Мне подумалось тогда, что этот человек похож не на твердолобого спортсмена, а скорее на счастливого ученого, поведавшего миру о своем открытии.
Мы договорились о встрече. Идя к нему домой, вспомнила, что ариев мы знаем благодаря нескольким страничкам школьного учебника и нацистским расовым теориям. Готова была к лекции и скучному интервью.
Но лекции не получилось. Мой герой, Вадим Джамшитович Вязьмин, тихим ровным голосом стал объяснять, с чего все начиналось.
Автор: http://world.lib.ru/z/zhurawlew_w_n/tajnyarijskogoboja.shtml - там же и продолжение.