Сказание об Иверской иконе Божией Матери.
В IX веке по Рождеству Христову, в царствование греческого императора Феофила, зараженного иконоборною ересью, свирепствовало жестокое гонение на святые иконы.
Православные чтители святыни были предаваемы истязаниям, а сами иконы извергались из храмов и сжигались. По всем городам и селениям были разосланы тайные соглядатаи отыскивать скрытые иконы, со строгим повелением истреблять их.
В то время жила недалеко от Никеи одна богатая, благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У нее была чудотворная икона Божией Матери, к которой она имела особенную веру и благоговение. Устроив близ своего дома церковь, она поставила в ней сию святую икону и часто изливала пред нею теплые молитвы.
Царские соглядатаи, придя к ней в дом, и смотря в окно на храм, ею построенный, увидели в нем сию святыню и грозно сказали вдове: «Давай денег или мы исполним царскую волю – замучим тебя». Вдова уверил их, что к завтрашнему дню приготовит требуемую ими сумму. Корыстолюбивые истязатели согласились подождать.
После ухода воинов вдова с сыном пошли в церковь и долго молились там пред святою иконою, преклонив колена, воздевая руки к небу и орошая землю слезами. Затем с трепетом и благоговением, отнесли образ на морской берег.
Там снова она пала пред иконою и умиленно взывала к Царице Небесной: «Владычице мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления!».
С сими словами она пустила икону в море и увидела чудную вещь: святая икона не упала ниц на воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам к западу.
Утешенная сим видением, вдова возблагодарила Господа и Пречистую Матерь Его и, обратясь к сыну своему, сказала: «Теперь исполнится наше желание и надежда. Нетщетно будет наше благочестие к Богу и благоговение к Пресвятой Богородице. Теперь я готова за любовь к Ней умереть от рук мучителей. Но не желаю твоей смерти. Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать отсюда».
Сын послушался мать, простился с нею и отправился в Солун. Впоследствии же перешел оттуда в те пределы Афонской горы, где была устроена Иверская обитель, сделался иноком и, проведя жизнь в подвигах благочестия, мирно преставился ко Господу. Конечно, это переселение его на Афон устроилось по особенному Божию промышлению: потому что от него и узнали тамошние пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.
Где и сколько времени сокрывался сей чудотворный образ Приснодевы, знает только всеведущий и славная и дивная творящий Бог. Уже после кончины Никейского пришельца, водворившегося в Святой горе, однажды иноки Иверской обители увидели на море пламенный столп, касавшийся своею вершиною неба. Объятые изумлением и ужасом, они не могли двинуться с места и только восклицали: «Господи, помилуй!» Несколько дней и ночей сряду повторялось это видение; из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и увидели, что огненный столп стоял над иконою Божией Матери; но чем ближе приближались они к ней, тем более икона удалялась. Иноки Иверского монастыря, по приглашению своего настоятеля, собрались в храме и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал их обители сие неоцененное сокровище — святую икону Пречистой Его Матери; и Господь милостиво услышал их усердную молитву.
В то время в Иверской обители жил старец по имени Гавриил, родом грузин. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава; летом удалялся безмолвствовать на вершину неприступных скал, зимою сходил с гор в нижайшие места или в обитель; всегда носил власяницу, питался былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек.
Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег; Гавриил вошел в море, чудодейственно прошел по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили ее на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие пред иконою; потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре.
В следующий день, пред заутреней, монах, зажигающий лампады, войдя в храм, не нашел в нем новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели ее на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место. Но в следующее утро снова нашли ее над воротами. Подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно.
Наконец, Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар; и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!».
Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнились несказанною радостью; построили небольшого объема во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нем поставили чудотворный Ее образ местным. С того времени (с 999 года) и доныне пребывает она на сем месте, избранном Богоматерью, почему и называется иконою Пресвятой Богородицы Портаитиссы, т. е. Вратарницы, а от имени обители — иконой Иверскою.
Чудеса и исцеления, истекшие от Иверской иконы, неисчислимы; укажем только некоторые. Обитель Иверская обязана ей своим спасением от нашествия нечестивых врагов. Спустя несколько времени после явления сего чудотворного образа персияне, под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой горы и обступили монастырь Иверский.
Устрашенные иноки, взяв из храмов священные сосуды и святую икону Иверскую, скрылись в одной крепкой башне; а враги ворвались в монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и усиливались обрушить их и вместе с ними весь храм, хотя и не могли того сделать. Монахи, видя это, из глубины сердца, со слезами вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица не отвергла их моления.
По Ее велению, вдруг настала сильная буря, от которой все корабли персидские и все враги, на них бывшие, потонули в пучине морской. В живых остался один военачальник Амира, находившийся в то время в монастыре. Видя погибель своих воинов и судов, он раскаялся в своей дерзости и, посыпав перстью свою голову, просил иноков умолить истинного Бога об избавлении его от погибели и вручил им много золота и серебра на построение новых стен вокруг монастыря, которые и были воздвигнуты гораздо выше прежних.
Однажды в монастыре не стало муки, настоятель весьма скорбел о том. Богородица, явившись ему во сне, сказала; «Что скорбишь, чадо, об оскудении муки? Иди в жи тницу и увидишь, как Я непрестанно пекусь о вас».
Игумен, пробудившись от сна, пошел и увидел житницу наполненною до верха мукой. Тогда он тотчас же созвал братию, и все единогласно прославили Бога и покровительницу свою, Преблагословенную Богоматерь.
В некое время Владычица мира восполнила в монастыре недостаток вина, а в другое наполнила елеем бывшие пустыми сосуды. Повествуют, что чудотворный Иверский образ, находясь в монастырских вратах, часто не допускал входить туда людей, имеющих какую-нибудь душевную нечистоту, так что некоторые из тяжких грешников, покушаясь войти внутрь ограды монастырской, падали мертвыми.
Вид Богоматери на сей иконе строг и наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ее божественного лика величественны, и Матерь щедрости и утехи является как будто более Материю правосудного и грозного Судии. Черты лица Ее чрезвычайно выразительны. На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, эту рану нанес ей один из арабов-пиратов, по имени Варвар. Удар святотатственной руки сопровождался чудесным течением из раны крови, а для самого Варвара побуждением к спасительному покаянию. Пораженный чудом, Варвар принял в монастыре крещение, а потом и ангельский образ.
Чудотворному образу Иверской Божией Матери совершается торжественное празднование во второй день Светлой седмицы святой Пасхи. Тогда на Афоне бывает крестный ход с сей святой иконой на берег моря, где она была принята с моря отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Место это, невдалеке от монастыря, обозначено несколькими кельями и церковью Богоматери.
В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 году был привезен в Москву список с сей иконы, который совершенно сходен с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Иверская икона очень чтится в Москве. Сам Император и вся Его фамилия считают долгом останавливаться для молитвы в часовне, где стоит она, при въездах своих в Москву, и ее каждодневно возят по домам москвичей.
В 1880 году было замечательное исцеление от глухоты учителя музыки, протестанта. Это был человек ни во что не верующий; потеряв слух и прожив все, что им было приобретено, он решился на самоубийство. «Проходя мимо Иверских ворот, — писал в газетах исцеленный, — я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, дожив до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колени пред образом; — и что же случилось? Случилось поразительное чудо: я, считавшийся доселе врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент получил способность слуха, так что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно...»
Еще ознаменовали себя чудесами следующие Иверские иконы, находящиеся:
В Святоезерском Богородицком Валдайском монастыре. Этот монастырь устроен патриархом Никоном, в бытность его митрополитом Новгородским, по образцу Иверского на Афонской горе. Икона в сем монастыре — новая копия с древней Иверской иконы. Икона украшена дорогой ризой.
В Молчанской Софрониевой пустыни. Сюда была принесена Иверская икона в 1713 году после особенного явления Богоматери сумским атаманом Лукианом Константиновым. Она стоит над царскими вратами. Во время пения соборных акафистов и для прикладывания ее торжественно спускают на шнурах.
В Моздоке, в Успенской церкви. Она привезена сюда из Осетии вместе с другими иконами, где прославилась многими чудесами. Предание говорит, что икона была прислана в Осетию из Грузии Грузинской царицей Тамарой, которая заботилась об обращении язычников и осетин, и что в конце XVIII века, когда в Моздоке была епископская кафедра и ее занимал Гай, какие-то осетины, ехавшие в Кизляр, остановились ночевать около Моздока.
Почему-то они везли с собой Иверскую икону. Во время ужина они увидели, что от арбы, в которой находилась икона, исходит необыкновенный свет.
Этот свет сиял всю ночь. Утром, когда осетины хотели ехать далее, волы с иконой не могли двинуться с места. Тогда один из осетин сказал, что он слышал какой-то голос, который повелевал оставить икону здесь. Так и сделали. Скоро слух о чудотворной иконе распространился между окрестными жителями, и народ толпами начал сходиться к ней. Тогда многие из осетин узнали прославившуюся по всей Осетии чудотворную икону. Епископ Гай, узнав о явлении иконы, устроил к ней крестный ход, а городские жители поспешили построить для нее часовню, затем — и храм.
В 1791 году здесь был устроен женский монастырь, который существовал до 1800 года, когда, с упразднением епископской кафедры, был обращен в приходскую церковь. Моздокскую икону очень чтут черкесы, грузины, армяне и осетины. При болезнях или других несчастьях обращаются к ней с молитвой и вносят в дома и по вере получают просимое. Существует предание, что когда в 1840 году Шамиль, предводитель черкесов, был около Моздока, то ему и его войску явилась какая-то Женщина (Пресвятая Богородица) и запретила нападать на город.