Это одна из самых моих любимых историй в Шримад Бхагаватам.
Парвати проклинает Читракету. И реакция Читракету вводит Парвати в невероятное оцепенение и замешательство. Она могла ожидать всё, что угодно (а видела она не мало), но только не то, что произошло. Она могла ожидать обратное проклятие, мольбы о помиловании, раздражение, ненависть, уныние, печаль... Что угодно. Но только не это.
А это было то, чего в материальном мире либо нет, либо этого очень мало. И сегодня я рассмотрю о чём же идёт речь...
Вообще Шримад Бхагаватам уникальна тем, что там нет никаких прописных нравоучительных истин, законов. Там нет такого: Бог - это то-то и то-то, душа - это вот это и это, жить нужно так-то и так-то. Только одни истории. И это прекрасно. Не раз уже говорилось, что дети учатся на том, что видят. Говорить им информацию - бессмысленно. И особенно "вдалбливать" им её в их головы. Если родители занимаются по утрам зарядкой - они тоже будут легко заниматься. Зачем их ремнём заставлять читать книжку о том, как полезен спорт и что нужно делать зарядку, где только одни "надо", "ты должен", "ты обязан"? Выбросьте от них эти книжки. Не читайте им информацию, что им делать - покажите на своём примере.
Мы - точно такие же дети в духовном плане. Мы учимся на примерах. Мы читает истории, как люди вели себя в той или иной ситуации, что переживали, какие выводы делали и т.д. Мы учимся на таких примерах. Нам бесполезно говорить - ты должен сесть и медитировать, тебе нужно повторять такую-то мантру так-то и так-то. Если даже люди и начнут это делать - это будет фанатизм. Нужно самому всё это делать. "Гуру - это тот у кого учатся" - я очень часто Вам твержу эту фразу. Гуру ничему не учит. Он даже Гуру то сам себя не считает. Я ещё не видел ни одного Гуру, который бы сказал о себе, что он Гуру. Ему вообще до лампочки кем его называют люди. Говорят что Гуру - ну и ладно, пусть называют, если так хотят - думает он.
Сейчас на какой сайт не зайди - везде на главной странице размещена фотография какого-то нового "просветлённого", внизу описание себя - какой я хороший, и потом внизу что он может дать и конечно же, как же без этого, в самом низу реквизиты, куда переводить деньги, чтобы он смилостивился и начал Вас учить.
"Гуру - это тот у кого учатся" - не забывайте. Шримад Бхагаватам - это тоже Гуру. Очень доступный Гуру. Вы учитесь у него.
Итак, что же мне так понравилось в этой истории из Шримад Бхагаватам?
Для начала прочитаем её:
Книга Шестая. Глава 17 - "Парвати проклинает Читракету".
Шри Шука сказал: Когда Бесконечный Владыка изчез, Читракету, в ту пору повелитель волхвов [видьяхаров], поклонился Ему вслед и отправился в странствие по миру.
Почитаемый святыми и мудрецами, а также волхвами и йогами, Читракету стяжал многие волшебные силы, благодаря которым сумел остановить старость и сохранить юношескую остроту чувств. Он поселился в долине у подножья горы Сумеру и в обществе ангелоподобных женщин наслаждался жизнью многие тысячи лет и каждый день благодарил Вседержителя за такое счастье.
Однажды, пролетая по небу на ослепительно сияющем корабле, дарованном ему Господом Вишну, он заметил внизу Шиву в окружении мудрецов [муни], волшебников [сиддхов] и ангелов [чаранов]. На коленях у властителя гор сидела его госпожа, а он, обняв ее за талию, поучал мудрости небожителей.
Увидев такую картину, Читракету громко рассмеялся и сказал: Как это возможно, что учитель учителей, прaвоcветник закона Божьего, сидит во главе собрания в обнимку с женой?
Его спутанные волосы должны напоминать нам об отчужденности от мира. Пренебрежению мирскими радостями он призван учить собравшихся мудрецов и отшельников. Что же мы видим вместо этого? Великий подвижник обнимает женщину, как обычный мирянин.
Но нет, добропорядочные миряне не обнимают своих жен в присутствии посторонних. Тут же великий бог, образец нравственности, сидит в обнимку с женщиной на глазах у учеников и учит их отказаться от мирских радостей. Или целомудрие уже не в числе добродетелей?
Выслушав горячую речь Читракету, Всеблагой ничего не ответил, а лишь улыбнулся. Вслед за ним промолчали и присутствующие.
Но богиня не стерпела такой дерзости невежды, возомнившего себя властилином своих чувств и не имеющего понятия о силе Всеблагого.
Божественная Парвати сказала: Кто этот новый блюститель нравов, карающий своим железным жезлом бесстыдников, вроде нас? С таким хозяином мир, точно, избавится от всех пороков!
Надо полагать, что ни рожденный из лотоса, ни мудрецы Бхригу и Нарада, ни четверо Кумаров, больше не смыслят в законах Божьих! Забыли о них и Ману с Капилой — иначе непременно поправили бы моего властелина!
Этот отброс правящего сословия посмел учить нравам учителя вселенной, на чьи стопы молятся йоги, и святые подвижники. Оскорбить олицетворение праведности – величайшая провинность, за которую следует сурово наказать.
Сила и почет вскружили ему голову и заставили поверить в собственную исключительность. Гордыня – самая страшная беда, ибо гордый не умеет склонить голову к стопам Всевышнего.
Я проклинаю тебя, за дерзость такую ты родишься в следующей жизни в семье нечестивцев, презираемых даже низшим сословием, это усмирит твою гордыню, чтобы впредь ты не насмехался над непорочными.
Услышав проклятие Парвати, Читракету сошел с корабля и смиренно склонился перед богиней.
Он сказал: О мать, я покорно принимаю твое проклятие. Воистину своими поступками мы творим себе радости и беды. Я справедливо заслужил это проклятие, а что справедливо, то неоспоримо.
Я благодарю тебя за то, что напомнила о призрачности счастья и несчастья. Пусть сбудется твое проклятие.
Тогда в окружении мудрецов, демонов, волхвов и могущественной свиты господин мира, обратился к супруге.
Блистательный сказал: Видела ли ты, о прекрасная, как невозмутимо слуга Господа отнесся к своему проклятию? Тому, у кого есть милостивый Хозяин, безразличны потери и приобретения, ибо он верит, что Хозяин попечется о его благе.
Выслушав своего господина, всеблагого Шиву, благоверная властительница мира успокоилась, оправилась от изумления.
Обладая властью ответить богине взаимным проклятием, Читракету лишь склонил голову и покорился судьбе, явив тем признаки святого.
Первое, что конечно же нравится в этой истории - это то, что Шиве было абсолютно всё равно, что про него кто-то говорит. А Вы должны понимать, что это было за собрание. Это не просто где-то йога-класс в каком-то фитнес центре по йоге. Это сам Шива с Парвати и величайшие мудрецы вокруг него. Это, скажем так, источник Йоги. Потому что Шива - это покровитель йогов, это он дал Йогу людям. Он первый йог во вселенной, он её эталон. И Вы должны понимать что это было за место и обстоятельства. Это очень возвышенное место и недоступное для обычных смертных.
Это тоже самое как на собрании какого-то директора в его головном офисе, какой-нибудь мусорщик-уборщик начал вдруг говорить всё, что ему вздумается о директоре, а директор милостиво бы улыбнулся в ответ. Нереальная ситуация правда?
Шива улыбнулся, но Шакти нет. Для Шакти такие игры не пройдут с её любимым. Была проявлена женская природа в чистом виде. Она бы вообще разнесла тут же этого Читракету, если бы он не был бы тоже очень высокого положения и приближенным к Вишну.
Она прокляла его на рождение в самом худшем состоянии, где даже произносить имя Бога запрещено, в семье демонов. Она думала, что это было самое чудовищное проклятие.
Вы можете себе представить, что у Вас есть всё? Абсолютно всё. И не просто есть - а Вы что-то вдруг желаете и у Вас это тут же появляется. Вот так было и с Читракету.
Если сейчас люди трясутся за какие-то несколько миллионов рублей в банке, и боятся - не дай Бог потерять, то можете себе представить их горе потерять что-то большее.
И Вы видите как Читракету равнодушно принимает это.
Он знает, что вокруг лишь декорации. Главное то, что он может думать о Боге в любых состояниях и в любом месте. Пусть будет жить в адских условиях, на которые его прокляла Парвати, ну и что?
Что может его заставить не думать о Боге? Ничто не может. Даже Парвати. Думать о Боге - это и есть его ценность. А думать о Боге можно где угодно и когда угодно. Этого отнять не может никто.
Поэтому те, кто думает о Боге - счастливы. У них нет проблем, которые есть у обычных людей. Они думают о Боге и Бог им всё даёт. А если не даёт - то это ничего не меняет. Но я Вам по секрету ещё скажу. Что если Бог не даёт - то он лишь проверяет Вас. И когда Вы пройдёте экзамен - он даст Вам нечто прекрасное.
Парвати проклинает Читракету. И реакция Читракету вводит Парвати в невероятное оцепенение и замешательство. Она могла ожидать всё, что угодно (а видела она не мало), но только не то, что произошло. Она могла ожидать обратное проклятие, мольбы о помиловании, раздражение, ненависть, уныние, печаль... Что угодно. Но только не это.
А это было то, чего в материальном мире либо нет, либо этого очень мало. И сегодня я рассмотрю о чём же идёт речь...
Вообще Шримад Бхагаватам уникальна тем, что там нет никаких прописных нравоучительных истин, законов. Там нет такого: Бог - это то-то и то-то, душа - это вот это и это, жить нужно так-то и так-то. Только одни истории. И это прекрасно. Не раз уже говорилось, что дети учатся на том, что видят. Говорить им информацию - бессмысленно. И особенно "вдалбливать" им её в их головы. Если родители занимаются по утрам зарядкой - они тоже будут легко заниматься. Зачем их ремнём заставлять читать книжку о том, как полезен спорт и что нужно делать зарядку, где только одни "надо", "ты должен", "ты обязан"? Выбросьте от них эти книжки. Не читайте им информацию, что им делать - покажите на своём примере.
Мы - точно такие же дети в духовном плане. Мы учимся на примерах. Мы читает истории, как люди вели себя в той или иной ситуации, что переживали, какие выводы делали и т.д. Мы учимся на таких примерах. Нам бесполезно говорить - ты должен сесть и медитировать, тебе нужно повторять такую-то мантру так-то и так-то. Если даже люди и начнут это делать - это будет фанатизм. Нужно самому всё это делать. "Гуру - это тот у кого учатся" - я очень часто Вам твержу эту фразу. Гуру ничему не учит. Он даже Гуру то сам себя не считает. Я ещё не видел ни одного Гуру, который бы сказал о себе, что он Гуру. Ему вообще до лампочки кем его называют люди. Говорят что Гуру - ну и ладно, пусть называют, если так хотят - думает он.
Сейчас на какой сайт не зайди - везде на главной странице размещена фотография какого-то нового "просветлённого", внизу описание себя - какой я хороший, и потом внизу что он может дать и конечно же, как же без этого, в самом низу реквизиты, куда переводить деньги, чтобы он смилостивился и начал Вас учить.
"Гуру - это тот у кого учатся" - не забывайте. Шримад Бхагаватам - это тоже Гуру. Очень доступный Гуру. Вы учитесь у него.
Итак, что же мне так понравилось в этой истории из Шримад Бхагаватам?
Для начала прочитаем её:
Книга Шестая. Глава 17 - "Парвати проклинает Читракету".
Шри Шука сказал: Когда Бесконечный Владыка изчез, Читракету, в ту пору повелитель волхвов [видьяхаров], поклонился Ему вслед и отправился в странствие по миру.
Почитаемый святыми и мудрецами, а также волхвами и йогами, Читракету стяжал многие волшебные силы, благодаря которым сумел остановить старость и сохранить юношескую остроту чувств. Он поселился в долине у подножья горы Сумеру и в обществе ангелоподобных женщин наслаждался жизнью многие тысячи лет и каждый день благодарил Вседержителя за такое счастье.
Однажды, пролетая по небу на ослепительно сияющем корабле, дарованном ему Господом Вишну, он заметил внизу Шиву в окружении мудрецов [муни], волшебников [сиддхов] и ангелов [чаранов]. На коленях у властителя гор сидела его госпожа, а он, обняв ее за талию, поучал мудрости небожителей.
Увидев такую картину, Читракету громко рассмеялся и сказал: Как это возможно, что учитель учителей, прaвоcветник закона Божьего, сидит во главе собрания в обнимку с женой?
Его спутанные волосы должны напоминать нам об отчужденности от мира. Пренебрежению мирскими радостями он призван учить собравшихся мудрецов и отшельников. Что же мы видим вместо этого? Великий подвижник обнимает женщину, как обычный мирянин.
Но нет, добропорядочные миряне не обнимают своих жен в присутствии посторонних. Тут же великий бог, образец нравственности, сидит в обнимку с женщиной на глазах у учеников и учит их отказаться от мирских радостей. Или целомудрие уже не в числе добродетелей?
Выслушав горячую речь Читракету, Всеблагой ничего не ответил, а лишь улыбнулся. Вслед за ним промолчали и присутствующие.
Но богиня не стерпела такой дерзости невежды, возомнившего себя властилином своих чувств и не имеющего понятия о силе Всеблагого.
Божественная Парвати сказала: Кто этот новый блюститель нравов, карающий своим железным жезлом бесстыдников, вроде нас? С таким хозяином мир, точно, избавится от всех пороков!
Надо полагать, что ни рожденный из лотоса, ни мудрецы Бхригу и Нарада, ни четверо Кумаров, больше не смыслят в законах Божьих! Забыли о них и Ману с Капилой — иначе непременно поправили бы моего властелина!
Этот отброс правящего сословия посмел учить нравам учителя вселенной, на чьи стопы молятся йоги, и святые подвижники. Оскорбить олицетворение праведности – величайшая провинность, за которую следует сурово наказать.
Сила и почет вскружили ему голову и заставили поверить в собственную исключительность. Гордыня – самая страшная беда, ибо гордый не умеет склонить голову к стопам Всевышнего.
Я проклинаю тебя, за дерзость такую ты родишься в следующей жизни в семье нечестивцев, презираемых даже низшим сословием, это усмирит твою гордыню, чтобы впредь ты не насмехался над непорочными.
Услышав проклятие Парвати, Читракету сошел с корабля и смиренно склонился перед богиней.
Он сказал: О мать, я покорно принимаю твое проклятие. Воистину своими поступками мы творим себе радости и беды. Я справедливо заслужил это проклятие, а что справедливо, то неоспоримо.
Я благодарю тебя за то, что напомнила о призрачности счастья и несчастья. Пусть сбудется твое проклятие.
Тогда в окружении мудрецов, демонов, волхвов и могущественной свиты господин мира, обратился к супруге.
Блистательный сказал: Видела ли ты, о прекрасная, как невозмутимо слуга Господа отнесся к своему проклятию? Тому, у кого есть милостивый Хозяин, безразличны потери и приобретения, ибо он верит, что Хозяин попечется о его благе.
Выслушав своего господина, всеблагого Шиву, благоверная властительница мира успокоилась, оправилась от изумления.
Обладая властью ответить богине взаимным проклятием, Читракету лишь склонил голову и покорился судьбе, явив тем признаки святого.
Первое, что конечно же нравится в этой истории - это то, что Шиве было абсолютно всё равно, что про него кто-то говорит. А Вы должны понимать, что это было за собрание. Это не просто где-то йога-класс в каком-то фитнес центре по йоге. Это сам Шива с Парвати и величайшие мудрецы вокруг него. Это, скажем так, источник Йоги. Потому что Шива - это покровитель йогов, это он дал Йогу людям. Он первый йог во вселенной, он её эталон. И Вы должны понимать что это было за место и обстоятельства. Это очень возвышенное место и недоступное для обычных смертных.
Это тоже самое как на собрании какого-то директора в его головном офисе, какой-нибудь мусорщик-уборщик начал вдруг говорить всё, что ему вздумается о директоре, а директор милостиво бы улыбнулся в ответ. Нереальная ситуация правда?
Шива улыбнулся, но Шакти нет. Для Шакти такие игры не пройдут с её любимым. Была проявлена женская природа в чистом виде. Она бы вообще разнесла тут же этого Читракету, если бы он не был бы тоже очень высокого положения и приближенным к Вишну.
Она прокляла его на рождение в самом худшем состоянии, где даже произносить имя Бога запрещено, в семье демонов. Она думала, что это было самое чудовищное проклятие.
Вы можете себе представить, что у Вас есть всё? Абсолютно всё. И не просто есть - а Вы что-то вдруг желаете и у Вас это тут же появляется. Вот так было и с Читракету.
Если сейчас люди трясутся за какие-то несколько миллионов рублей в банке, и боятся - не дай Бог потерять, то можете себе представить их горе потерять что-то большее.
И Вы видите как Читракету равнодушно принимает это.
Он знает, что вокруг лишь декорации. Главное то, что он может думать о Боге в любых состояниях и в любом месте. Пусть будет жить в адских условиях, на которые его прокляла Парвати, ну и что?
Что может его заставить не думать о Боге? Ничто не может. Даже Парвати. Думать о Боге - это и есть его ценность. А думать о Боге можно где угодно и когда угодно. Этого отнять не может никто.
Поэтому те, кто думает о Боге - счастливы. У них нет проблем, которые есть у обычных людей. Они думают о Боге и Бог им всё даёт. А если не даёт - то это ничего не меняет. Но я Вам по секрету ещё скажу. Что если Бог не даёт - то он лишь проверяет Вас. И когда Вы пройдёте экзамен - он даст Вам нечто прекрасное.
Последнее редактирование: