ॐ
Автор
Намастэ, Всем!
Мне ещё в себе разбираться и разгребаться. Один из вопросов в собственном разбирании возник давно (годы назад), а принял некую форму текста недавно (неделю, другую назад).
Начну с цитаты из умной книги. Позволил себе убрать конкретику относящуюся к этой книге (отметил многоточием «…»), очерёдность строчек не менял.
«…Крайне важно проверить … учителя с критической скрупулезностью, перед тем как ответственно решаться становиться учеником. …Успех в достижении цели ... обретения полной способности принести пользу другим зависят от чистоты и честности наших отношений с учителем. …большинство людей не имеют такого счастья или возможности установить тесные личные взаимоотношения с великими мастерами…, единственная альтернатива, которая возможна, рассмотреть заслуживающие доверия мнения людей, имеющих личный опыт контакта. Даже если мы не можем лично встретиться с учителем …, намного лучше подойти…на стабильном основании уверенности и доверия, обретенных посредством разума, нежели на зыбком фундаменте слепой веры, базирующейся на его имени и славе…»
«… Они (учителя) свободны от страсти к чему-то, включая свою семью, друзей и даже свое тело. Они не запятнаны алчностью, гневом, глупостью или тупым заблуждением, гордыней, ревностью или скупостью. С великим терпением они работают на благо своих учеников с искренней заинтересованностью в их благополучии, без заботы о достижении для себя служения, любви, уважения, славы или богатства...»
«… Нам (ученикам) надо честно проверить самих себя ... ученики имеют глубокий интерес к неизменному блаженному осознаванию, …. радуются, воздерживаясь от деструктивного поведения… Они перестали отвлекаться на тривиальные занятия, не заботятся о богатстве или имуществе, … интересуются не мирскими достижениями, а только Пробуждением…»
Из книги Алекса Берзина «Принятие Посвящения Калачакры»
Как много возлагается на Учителя и какова ответственность быть учеником.
В моей жизни сложилось так, что преподавателей было много, а Учителей – по пальцам пересчитать, кроме «… отец мой, да мать…» ещё дед и три преподавателя ставших Учителями. С родственниками понятно, по рождению функция такая, а вот с преподавателями?
Два из них это учителя физики и математики, третий – тренер.
Учитель математики много давал и строго спрашивал, тут знания такого уровня что преподаватели и не школьного уровня признавали «руку профессионала». Это одна сторона. Кроме умения цифирки складывать и записывать этот Учитель дал понимание того что нельзя спрашивать одинаково с разных людей. Одна и та же оценка ставилась разным ученикам за разные знания. Один ошибся на вопросе по факультативу, а другой решил стандартную задачу - оценки одинаковые (не уровень знаний, а приложенные усилия).
Учитель физики не только предмет в рамках школы и дальнейшего поступления привил, но стал учителем для детей моих одноклассников, при том что был выбор из трёх школ. Целенаправленно - «к ней, ну и что, что классное руководство не берёт». Да и я сам после армии сначала домой, потом в школу к этим двум Учителям. Три года не виделись (год после школы и два в армии) - достаточно было голову в дверь просунуть – «проходи в лаборантскую», хоть и урок идёт.
С тренером такое же взаимопонимание. В бассейне есть один угол где человек стоит на бортике на уровне человека стоящего в воде. Народу пришло много, самое суетное время – вечер, анархия коммерческих посещений, да и свой план в воде выполнил, стоим общаемся и вижу тренер за меня, в бассейн, смотрит и тихонько говорит: «вынимай мальца». Мне не надо спрашивать «кто, где, чего». Просто делай то чему учили, «без шума и пыли». Учитель (в этот вечер он ответственный за порядок в бассейне) доверил решение вопроса ученику.
Про этих людей я могу сказать: «это мои Учителя». Они дали-доверили мне право называть себя их учеником.
В состоянии преподаватель-слушатель можно получить «справочные» знания. Это когда знаю «что» об этом написано, но что конкретно – надо взять книгу и уточнить. Помню «что-то» про инфузорию-туфельку, а подробнее - вынужден взять учебник.
Можно обрести «энциклопедические» знания. Это - «что» написано, «где» написано, «кое-что» помню, ну а за подробностями надо лезть в книгу. Знаю названия океанов, материков, столиц многих государств, не перепутаю Антарктиду и Арктику, а дальше в книгу.
В состоянии Учитель-ученик получаешь Знания:
- они становятся твоей натурой, естеством, второй шкурой. В разговоре с одним другом-знакомым обращаю внимание что он ни разу не выругался, и отмечаю, для себя: «какой молодец, как меняется». При общении с другим слышу: «неее, я до осознанных сновидений ещё не дошёл». Снова замечаю «какой молодец». Разные люди, разные достижения – оценка одна.
- доверяешь Учителю самое дорогое – своих детей. Привёл в школу, отдал в бассейн учить плавать.
- учитель доверяет ученику решение сложных задач и не сомневается. Ученик не задаёт вопросов («кто, где, чего»), а выполняет то чему научился.
Это в обыденной жизни. На пути Духовного развития пока не так. Не могу сказать, что Бог не дал – с этим всё в порядке, а вот поди да возьми…
Требования к Духовному Учителю очень высокие. И как осмелиться назвать себя учеником Мастера? Мало того что звание «ученик» великая ноша-ответственность, так и доверил ли Мастер мне такое право – стать его учеником? Может я всё усложняю и надо быть проще? Коли уж слушаешь лекции преподавателя, посещаешь его занятия, значит ты ученик.
Многие в Ашраме прошли через эту тему, решили этот вопрос. Можно начитаться умных книжек, но лучше услышать людей. Подскажите –поправьте-направьте!
Спасибо.
Мне ещё в себе разбираться и разгребаться. Один из вопросов в собственном разбирании возник давно (годы назад), а принял некую форму текста недавно (неделю, другую назад).
Начну с цитаты из умной книги. Позволил себе убрать конкретику относящуюся к этой книге (отметил многоточием «…»), очерёдность строчек не менял.
«…Крайне важно проверить … учителя с критической скрупулезностью, перед тем как ответственно решаться становиться учеником. …Успех в достижении цели ... обретения полной способности принести пользу другим зависят от чистоты и честности наших отношений с учителем. …большинство людей не имеют такого счастья или возможности установить тесные личные взаимоотношения с великими мастерами…, единственная альтернатива, которая возможна, рассмотреть заслуживающие доверия мнения людей, имеющих личный опыт контакта. Даже если мы не можем лично встретиться с учителем …, намного лучше подойти…на стабильном основании уверенности и доверия, обретенных посредством разума, нежели на зыбком фундаменте слепой веры, базирующейся на его имени и славе…»
«… Они (учителя) свободны от страсти к чему-то, включая свою семью, друзей и даже свое тело. Они не запятнаны алчностью, гневом, глупостью или тупым заблуждением, гордыней, ревностью или скупостью. С великим терпением они работают на благо своих учеников с искренней заинтересованностью в их благополучии, без заботы о достижении для себя служения, любви, уважения, славы или богатства...»
«… Нам (ученикам) надо честно проверить самих себя ... ученики имеют глубокий интерес к неизменному блаженному осознаванию, …. радуются, воздерживаясь от деструктивного поведения… Они перестали отвлекаться на тривиальные занятия, не заботятся о богатстве или имуществе, … интересуются не мирскими достижениями, а только Пробуждением…»
Из книги Алекса Берзина «Принятие Посвящения Калачакры»
Как много возлагается на Учителя и какова ответственность быть учеником.
В моей жизни сложилось так, что преподавателей было много, а Учителей – по пальцам пересчитать, кроме «… отец мой, да мать…» ещё дед и три преподавателя ставших Учителями. С родственниками понятно, по рождению функция такая, а вот с преподавателями?
Два из них это учителя физики и математики, третий – тренер.
Учитель математики много давал и строго спрашивал, тут знания такого уровня что преподаватели и не школьного уровня признавали «руку профессионала». Это одна сторона. Кроме умения цифирки складывать и записывать этот Учитель дал понимание того что нельзя спрашивать одинаково с разных людей. Одна и та же оценка ставилась разным ученикам за разные знания. Один ошибся на вопросе по факультативу, а другой решил стандартную задачу - оценки одинаковые (не уровень знаний, а приложенные усилия).
Учитель физики не только предмет в рамках школы и дальнейшего поступления привил, но стал учителем для детей моих одноклассников, при том что был выбор из трёх школ. Целенаправленно - «к ней, ну и что, что классное руководство не берёт». Да и я сам после армии сначала домой, потом в школу к этим двум Учителям. Три года не виделись (год после школы и два в армии) - достаточно было голову в дверь просунуть – «проходи в лаборантскую», хоть и урок идёт.
С тренером такое же взаимопонимание. В бассейне есть один угол где человек стоит на бортике на уровне человека стоящего в воде. Народу пришло много, самое суетное время – вечер, анархия коммерческих посещений, да и свой план в воде выполнил, стоим общаемся и вижу тренер за меня, в бассейн, смотрит и тихонько говорит: «вынимай мальца». Мне не надо спрашивать «кто, где, чего». Просто делай то чему учили, «без шума и пыли». Учитель (в этот вечер он ответственный за порядок в бассейне) доверил решение вопроса ученику.
Про этих людей я могу сказать: «это мои Учителя». Они дали-доверили мне право называть себя их учеником.
В состоянии преподаватель-слушатель можно получить «справочные» знания. Это когда знаю «что» об этом написано, но что конкретно – надо взять книгу и уточнить. Помню «что-то» про инфузорию-туфельку, а подробнее - вынужден взять учебник.
Можно обрести «энциклопедические» знания. Это - «что» написано, «где» написано, «кое-что» помню, ну а за подробностями надо лезть в книгу. Знаю названия океанов, материков, столиц многих государств, не перепутаю Антарктиду и Арктику, а дальше в книгу.
В состоянии Учитель-ученик получаешь Знания:
- они становятся твоей натурой, естеством, второй шкурой. В разговоре с одним другом-знакомым обращаю внимание что он ни разу не выругался, и отмечаю, для себя: «какой молодец, как меняется». При общении с другим слышу: «неее, я до осознанных сновидений ещё не дошёл». Снова замечаю «какой молодец». Разные люди, разные достижения – оценка одна.
- доверяешь Учителю самое дорогое – своих детей. Привёл в школу, отдал в бассейн учить плавать.
- учитель доверяет ученику решение сложных задач и не сомневается. Ученик не задаёт вопросов («кто, где, чего»), а выполняет то чему научился.
Это в обыденной жизни. На пути Духовного развития пока не так. Не могу сказать, что Бог не дал – с этим всё в порядке, а вот поди да возьми…
Требования к Духовному Учителю очень высокие. И как осмелиться назвать себя учеником Мастера? Мало того что звание «ученик» великая ноша-ответственность, так и доверил ли Мастер мне такое право – стать его учеником? Может я всё усложняю и надо быть проще? Коли уж слушаешь лекции преподавателя, посещаешь его занятия, значит ты ученик.
Многие в Ашраме прошли через эту тему, решили этот вопрос. Можно начитаться умных книжек, но лучше услышать людей. Подскажите –поправьте-направьте!
Спасибо.