ॐ
Автор
Слава Путрада экадаши, который приходится на период прибывающей луны месяца декабря/января, описывается в «Бхавишья Уттара Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Господь Кришна сказал Юдхиштхире: «Мой дорогой царь, экадаши, что приходится на период растущей луны месяца декабря/января, зовётся Путрада. Благодаря соблюдению этого экадаши уничтожаются все последствия греховных поступков. Следуя этому экадаши, люди приобретают знания и славу. Теперь, пожалуйста, услышь о славе этого благоприятного экадаши.
Некогда существовал город под названием Бхадравати. Этим городом правил царь по имени Сукетумана. Его царицу звали Сайвья. Поскольку у них не было сына, то царь и царица чувствовали себя несчастными.
Большую часть своего времени они посвящали религиозным обрядам. Вода, которую они предлагали предкам, казалась последним горячей. Кроме того, предки испытывали беспокойство, понимая, что если царь Сукетумана останется бездетным, то никто не будет совершать им подношения. Зная о печали предков, царь скорбел ещё больше. Он не находил никакой радости в общении с друзьями, доброжелателями и советниками.
По мнению царя, без сына человеческая жизнь бесполезна. Невозможно стать свободным от долгов перед полубогами, предками и другими человеческим существами, не имея сына. Не имея преданности Вишну и не совершив множества благочестивых поступков, невозможно обрести сыновей, богатство и знание.
Придя к подобному заключению, опечаленный царь тайно отправился в лес верхом на лошади. Царь Сукетумана вступил в лес, населённый птицами и зверями, а затем стал искать место для отдыха. В густом лесу царь увидел различные деревья – баньян, пиппла, финиковые, тамариндовые, пальмы, деревья шал, мауласири, саптапарна, тилака, тамала, сарала, хингота, арджуна, лавхера, бахеда, салаки, патала, катеху (бетель) и паласу, а также различных животных, таких как тигры, львы, дикие слоны, олени, дикие кабаны, обезьяны, змеи, леопарды и зайцы. Затем царь, вместо того, чтобы отдыхать, стал бродить по лесу. Царя пугали и удивляли вой шакалов и крики сов.
Царь долгое время блуждал и очень устал. Наступил полдень, и царя мучила жажда. Он думал: «Почему я, несмотря на то, что удовлетворял полубогов поклонением и жертвами, заботился о подданных как о родных детях и удовлетворял браминов, предлагая им пищу и дакшину, страдаю так, как сегодня?» Поглощённый такими мыслями, царь Сукетумана продолжал бесцельно блуждать.
Неожиданно он увидел озеро, прекрасное как Манаса Саровар, наполненный лотосами. Многочисленные лебеди, чакраваки и чакоры резвились в водах озера. Увидев мудрецов, повторявших на берегу озера ведийские мантры, царь слез с коня и поклонился отдельно каждому из них. Мудрецы были довольны поведением царя и сказали ему: «О, царь, мы довольны; пожалуйста, попроси нас о даре».
Царь спросил: «Кто вы? Почему вы пришли на это озеро?» Мудрецы ответили: «Мы – Вишвадевы; мы пришли сюда, чтобы совершить омовение. Сегодня – благоприятный Путрада экадаши. Если человек, желающий иметь сына, соблюдает это обет, то он непременно станет отцом». Царь заметил: «Я всячески пытался стать отцом, но и по сей день не добился успеха». Тогда мудрецы дали ему указание: «О, царь, сегодня – Путрада экадаши. Соблюдай этот экадаши с великим тщанием и тогда по милости Господа и благодаря нашим благословениям ты обязательно обретёшь сына».
В соответствии с указанием мудрецов царь стал соблюдать Путрада экадаши. На следующий день он прервал пост и, предложив мудрецам многочисленные поклоны, вернулся в свой дворец. Со временем царица Сайвья забеременала. Благодаря благословениям мудрецов и влиянию благочестия, порождённого соблюдением Путрада экадаши, царь зачал благочестивого и одарённого сына. После этого счастливый царь правил царством, а предки его также были удовлетворены».
Господь Кришна продолжил: «О, царь Юдхиштхира, следуя этому Путрада экадаши, человек может обрести сына и достичь небесных планет. Любой, кто слышит об этом экадаши или прославляет его, получает результаты жертвоприношения ашвамедха».
Господь Кришна сказал Юдхиштхире: «Мой дорогой царь, экадаши, что приходится на период растущей луны месяца декабря/января, зовётся Путрада. Благодаря соблюдению этого экадаши уничтожаются все последствия греховных поступков. Следуя этому экадаши, люди приобретают знания и славу. Теперь, пожалуйста, услышь о славе этого благоприятного экадаши.
Некогда существовал город под названием Бхадравати. Этим городом правил царь по имени Сукетумана. Его царицу звали Сайвья. Поскольку у них не было сына, то царь и царица чувствовали себя несчастными.
[ картинка ]
Большую часть своего времени они посвящали религиозным обрядам. Вода, которую они предлагали предкам, казалась последним горячей. Кроме того, предки испытывали беспокойство, понимая, что если царь Сукетумана останется бездетным, то никто не будет совершать им подношения. Зная о печали предков, царь скорбел ещё больше. Он не находил никакой радости в общении с друзьями, доброжелателями и советниками.
По мнению царя, без сына человеческая жизнь бесполезна. Невозможно стать свободным от долгов перед полубогами, предками и другими человеческим существами, не имея сына. Не имея преданности Вишну и не совершив множества благочестивых поступков, невозможно обрести сыновей, богатство и знание.
Придя к подобному заключению, опечаленный царь тайно отправился в лес верхом на лошади. Царь Сукетумана вступил в лес, населённый птицами и зверями, а затем стал искать место для отдыха. В густом лесу царь увидел различные деревья – баньян, пиппла, финиковые, тамариндовые, пальмы, деревья шал, мауласири, саптапарна, тилака, тамала, сарала, хингота, арджуна, лавхера, бахеда, салаки, патала, катеху (бетель) и паласу, а также различных животных, таких как тигры, львы, дикие слоны, олени, дикие кабаны, обезьяны, змеи, леопарды и зайцы. Затем царь, вместо того, чтобы отдыхать, стал бродить по лесу. Царя пугали и удивляли вой шакалов и крики сов.
Царь долгое время блуждал и очень устал. Наступил полдень, и царя мучила жажда. Он думал: «Почему я, несмотря на то, что удовлетворял полубогов поклонением и жертвами, заботился о подданных как о родных детях и удовлетворял браминов, предлагая им пищу и дакшину, страдаю так, как сегодня?» Поглощённый такими мыслями, царь Сукетумана продолжал бесцельно блуждать.
Неожиданно он увидел озеро, прекрасное как Манаса Саровар, наполненный лотосами. Многочисленные лебеди, чакраваки и чакоры резвились в водах озера. Увидев мудрецов, повторявших на берегу озера ведийские мантры, царь слез с коня и поклонился отдельно каждому из них. Мудрецы были довольны поведением царя и сказали ему: «О, царь, мы довольны; пожалуйста, попроси нас о даре».
Царь спросил: «Кто вы? Почему вы пришли на это озеро?» Мудрецы ответили: «Мы – Вишвадевы; мы пришли сюда, чтобы совершить омовение. Сегодня – благоприятный Путрада экадаши. Если человек, желающий иметь сына, соблюдает это обет, то он непременно станет отцом». Царь заметил: «Я всячески пытался стать отцом, но и по сей день не добился успеха». Тогда мудрецы дали ему указание: «О, царь, сегодня – Путрада экадаши. Соблюдай этот экадаши с великим тщанием и тогда по милости Господа и благодаря нашим благословениям ты обязательно обретёшь сына».
В соответствии с указанием мудрецов царь стал соблюдать Путрада экадаши. На следующий день он прервал пост и, предложив мудрецам многочисленные поклоны, вернулся в свой дворец. Со временем царица Сайвья забеременала. Благодаря благословениям мудрецов и влиянию благочестия, порождённого соблюдением Путрада экадаши, царь зачал благочестивого и одарённого сына. После этого счастливый царь правил царством, а предки его также были удовлетворены».
Господь Кришна продолжил: «О, царь Юдхиштхира, следуя этому Путрада экадаши, человек может обрести сына и достичь небесных планет. Любой, кто слышит об этом экадаши или прославляет его, получает результаты жертвоприношения ашвамедха».
«Юдхиштхира Махараджа сказал: „О Мадхусудана, о Убивший демона Мадху, пожалуйста, будь милостив ко мне, опиши Экадаши двух светлых недель месяца Шравана (июль—август)".
Всевышний Господь, Шри Кришна, ответил: „Хорошо, о царь, Я с радостью поведаю тебе его славу, ибо, просто слушая об этом священном Экадаши, человек получает то же благо, что и от жертвоприношения коня.
На заре Двапара-юги жил царь по имени Махиджита, правивший царством Махишмати-пури. У него не было сына, и поэтому всё царство казалось ему мрачным. Семейный человек без сына не обретает счастья ни в этой жизни, ни в следующей1. Долго царь старался обрести сына, но безуспешно.
Чувствуя, как пролетают годы, царь тревожился всё больше.
Однажды, собрав своих советников, царь сказал: „Я не совершал грехов в этой жизни, и в моей сокровищнице нет богатств, добытых нечестным путём. Я никогда не посягал на величие полубогов и брахманов. В войнах с другими царствами я следовал правилам и предписаниям военного искусства, и я заботился о подданных, как о своих детях.
Я наказывал даже своих родственников, если они преступали закон, а врага, если он был праведен и религиозен, я приветствовал.
О дважды рождённые, в моём доме нет сына, несмотря на то, что я следую всем предписаниям Вед. Милостиво откройте мне причину этого".
Выслушав царя, брахманы посовещались и направились в ашрамы великих святых, чтобы для блага царя разрешить мучивший его вопрос. В конце концов они пришли к мудрецу, который был аскетичен, чист, самоудовлетворён и строго следовал обетам поста.
Он полностью овладел чувствами, победил гнев и был опытен в совершении предписанных обязанностей. Этот святой был сведущ в ведической мудрости, и продолжительность его жизни равнялась жизни самого Господа Брахмы.
Звали его Ломаша Риши, и он знал прошлое, настоящее и будущее. По завершению каждой капьпы из его тела выпадал один волос2.
Брахманы, советники царя, с великой радостью приблизились к святому, и один за другим выразили ему смиренное почтение. Принеся ему поклоны, советники царя Махиджиты, пленённые этой великой душой, обратились к нему: „Только благодаря огромной удаче, о мудрец, мы смогли увидеть тебя".
Ломаша Риши пригласил их сесть и спросил: „Милостиво откройте мне, зачем вы пришли сюда. Чего вы хотите от меня? Я должен сделать всё, чтобы разрешить ваши проблемы, ибо у святых только одна цель — помогать другим. В этом нет сомнения".
Советники царя сказали: „Мы пришли к тебе, о великий мудрец, чтобы просить у тебя совета и помощи. О мудрец, ты подобен Господу Брахме, и во всём мире нет большего мудреца.
У нашего царя Махиджиты нет сына, хотя он поддерживает и защищает нас, как собственных детей. Видя, как он несчастен без сына, мы очень опечалились, о мудрец, и отправились в лес совершать аскезу.
К нашему счастью, мы попали к тебе. Благодаря даршану, полученному у тебя, исполняются желания и поправляются дела.
Поэтому мы смиренно просим тебя: "Скажи нам, как нашему царю обрести сына".
Выслушав их, Ломаша Риши погрузился в глубокую медитацию и увидел в ней прошлую жизнь царя. Затем он сказал:
„В прошлой жизни ваш правитель был торговцем, и, пытаясь преумножить своё богатство, совершал греховные поступки. Торгуя, он путешествовал по самым разным селениям.
Как-то раз он испытывал в дороге сильную жажду; было это в полдень, на следующий день после Экадаши. Он добрался до благодатного пруда на краю деревни и собирался уже напиться.
Но его опередила корова с недавно родившимся телёнком. Из-за жары они также испытывали сильную жажду, но, стоило им начать пить, как торговец грубо оттолкнул их и напился сам.
Это оскорбление коровы и телёнка привело к тому, что у вашего царя нет теперь сына. Однако благодаря добрым делам, совершённым им в предыдущей жизни, он получил правление благополучным царством".
Выслушав это, царские советники спросили:
„О риши, мы знаем из Вед, что можно уничтожить действие прошлых грехов, получив благословение у святого. Будь милостив, дай нам наставление, как уничтожить грехи царя; пожалуйста, яви ему свою милость, пусть в его семье родится царевич".
Ломаша Риши ответил: „В светлой половине месяца Шравана есть Экадаши, называемый Путрада. В этот день все вы, включая вашего царя, должны поститься и бодрствовать всю ночь, строго следуя правилам и предписаниям. Затем вы должны передать царю благословения, полученные от соблюдения этого поста.
Если вы последуете моим наставлениям, то царь вскоре обретет хорошего сына".
Советники царя обрадовались, услыхав от Ломаши Риши эти слова. Под их руководством жители Махишмати-пури и сам царь постились в Экадаши, а на следующий день, в двадаши, жители передали царю обретённое благословение.
Благодаря этому царица забеременела и родила чудесного сына".
„О Юдхиштхира, — завершил Господь Кришна, — таким образом
Экадаши светлой половины месяца Шравана стал известен как Путрада — „дарующий сына".
Каждый, желающий счастья в этом мире и в следующем, безусловно, должен поститься, избегая в этот день зернобобовых продуктов.
Кто бы ни слушал прославление Путрада Экадаши, без сомнения, полностью очистится от всех грехов, получит в награду сына и после смерти достигнет небес".
Так заканчивается повествование о славе Шравана-шукла Экадаши, или Путрада Экадаши, из Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания
1. Слово „сын" на санскрите означает путра. Один из районов ада называется "Пу", а "тра" на санскрите означает „избавлять". Таким образом, слово путра означает „тот, кто избавляет от ада, именуемого Пу". Поэтому каждому женатому человеку следует произвести на свет хотя бы одного сына и должным образом воспитать его; тогда отец не будет страдать в аду. Однако это предписание не относится к истинным преданным Господа Вишну, или Кришны, так как Господь Сам становится их сыном, отцом и матерью.
Чанакья Пандит говорит: „Истина — это моя мать, знания — мой отец, мой профессиональный долг — это мой брат, спокойствие — моя жена, а всепрощение — мой сын. Все они — члены моей семьи". Среди двадцати шести главных качеств человека, поклоняющегося Господу, всепрощение — самое важное. Поэтому преданному следует всеми силами стараться развить это качество. Здесь Чанакья говорит: „Всепрощение - мой сын". Следовательно, преданный Господа, даже если он соблюдает обет безбрачия, может молить об обретении такого „сына", то есть всепрощения, держа пост в Путрада Экадаши.
2. Одна кальпа, или 12 часов Господа Брахмы, равна 4 320 000 000 годам. («Из книги Библиотека журнала «Гауранга». ЭКАДАШИ. День Господа Хари. Перевод отдельных частей Пуран»).
Всем духовным искателям успешного Путрада Экадаши!