• Данный Ашрам, созданный в 2015 году, переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Но здесь с 2015 года накопилось огромное множество полезных материалов, которые Вы можете читать, смотреть, слушать. Переходите по разделам Ашрама - Вы обязательно увидите что-то уникальное, чего нигде нет. Обязательно найдёте то, что поможет Вам.
    Это место было закрыто от всех до 2022 года, и сейчас материалы открыты для всех. Я сделал это также из уважения к тем, кто был в Ашраме с 2015 года, кто оставил в нём "частичку себя" и уже покинул наш мир. Они живут здесь.
    Также в разных темах я давал ответы на самые разные вопросы, здесь много опытов практикующих по моим практикам, здесь Вы наглядно можете видеть, как действует виртуальный Ашрам... И может быть это поможет Вам войти в мой новый Ашрам, чтобы начать свой духовный Путь, как это сделали многие, кто был здесь и уже значительно изменились благодаря этому духовному месту. [ Вы можете закрыть объявление - нажав на крестик ]
  • Шантарам - это слово на санскрите. Состоит из двух слов: Шанта (или Шанти) - это покой, Рам (или Ра) - это имя Бога (Свет, Радость, Счастье). Шантарам - это место безграничного покоя и счастья. Также в ведической культуре так называют некоторых людей, достигших просветления.
  • Ашрам - это слово на санскрите (आश्रम). Состоит из двух слов: Аш - достигать, Рам - имя Бога. Ашрам - это место вдали от суеты, обитель мудрецов, практикующих духовные дисциплины. Также это слово переводится, как "место, где нет боли (страдания)", где страдания постепенно уходят от человека".

Лекция Сатья. Правдивость и доброжелательность.

Автор
Дорогие жители Ашрама, поздравляю всех с прошедшим праздником середины лета! Рад представить вам очередную лекцию на тему Ямы, на этот раз про Сатью - принцип доброжелательной правдивости.


В мире, в котором нам довелось жить, много лжи. Часто на глаза попадаются различные исследования, что современный человек врет то двадцать, то тридцать раз в день. А то и больше. Ложь это комфортно. Она помогает избавиться от лишних вопросов, помогает получить материальную прибыль, произвести впечатление на незнакомца, даже помочь осуществить правосудие. Но что же происходит, когда мы лжем?

Как знает уже большинство присутствующих - мир есть совокупность энергий различной плотности. Физические объекты, к которым мы можем прикоснуться - это один вид энергии. Звуки и цвета - другой, более тонкий. Информация - еще более тонкая энергия. И в существовании каждого вида энергии есть своя логика, можно сказать, своя Дхарма. И Дхарма информации - передавать фактическое положение дел. Ложь есть искажение фактического положения дел. Любое искажение несет в себе дезинформацию. Но что это означает фактически?

Как мы все помним, необходимость соблюдения Ямы обусловлена тем, что помогает сберечь энергию, которая необходима для духовного роста и в иных условиях постоянно утекает, как песок сквозь пальцы. Для совершения любого действия человеку необходима энергия. Он вынужден ее тратить и это совершенно нормально. Действие совершается, на это уходит определенный запас энергии, на этом все и заканчивается.

Но случаются такие ситуации, которые тянут энергию спустя еще длительное время после совершения действия. Это может продолжаться годами и действовать очень изматывающие. Конечно, фаворитом тут выступает чувство вины. Оно чаще всего возникает в результате несоблюдения Ахимсы, которую мы рассматривали ранее. Чувство вины знакомо очень многим, даже людям, далеко стоящим от духовных практик. Это довольно мучительное ощущение и его понятность останавливает многих людей от совершения неправильных поступков.

Травма, наносимая ложью, намного более коварна. Как я уже сказал выше, чаще всего ложь дает ощущение комфорта, а не стыда. Но каждый раз, когда человек произносит ложь, на уровне его тонкого тела появляется канал, через который начинает убывать энергия. Куда утекает эта энергия? На поддержания лжи в умах тех, кто с ней сталкивается. На поддержание этой иллюзии. Процесс этот почти всегда проходит незаметно для солгавшего, потому что не сказывается на физическом здоровье и осязаемых ментальных слоях разума(за исключением, возможно, слабого чувства вины). Но это выражается в том, что постепенно, когда таких каналов становится много, пострадавший становится более ограниченным. Происходит незаметная духовная деградация.

Человека перестают привлекать такие вещи, как высокое искусство. Музыка, живопись, литература и кинематограф, все те произведения, где присутствует глубокий смысл, перестают восприниматься, становятся непонятными, а оттого теряют свою привлекательность. Или же воспринимаются исключительно в свете своей материальной ценности. Эмпатия, понимание переживаний других людей, так же не доступна лжецу. И конечно, речи и не может о подлинной, настоящей Любви.

Как долго происходит отток энергии? До того момента, как ложь раскроется или до того, как факт, о котором была искажена информация, не станет настолько малозначительным, что о нем перестанут вспоминать.

Человек, занимающийся духовной практикой, лгать не должен. Даже давняя ложь может сильно омрачить настоящее и послужить серьезной помехой медитации.

Ложь бывает внутренняя и внешняя.

Внутренняя направленна на попытку убедить себя в чем-то, часто - в правильности своих действий. Я не буду рассматривать ее подробно, хотя бы потому, что великий голос Совести не позволяет лжи подобного рода существовать слишком долго. В стресс, который вызывает неразрешенная ситуация, побуждает уйти от различных самоубеждений и разобраться в ситуации во всей ее полноте.

Внешняя ложь используется в общении с кем-нибудь. Мотивы могут быть самыми разными, от желания сэкономить время во время разговора, до желания получить материальную прибыль. Ложь всегда остается ложью.

Однако, есть хорошая новость. Вы не обязаны всегда выкладывать абсолютную правду. Немножко потренировав риторические навыки, вы сможете научиться незаметно отходить от опасной темы, задавать встречные вопросы и отвечать таким образом, что темы, которых бы вам не хотелось касаться, не будут затронуты, но в тоже время, разговор будет окончен так, как это необходимо. В своей «Автобиографии Йога», Парамаханса Йогананда достаточно смешно рассказывает о своей словесной дуэли с полицейским, который задержал их с другом, когда они в тайне решили сбежать в Гималаи. Автор уже в юном возрасте начал соблюдать запреты Ямы, поэтому приходилось проявлять чудеса сообразительности, что бы успешно следовать своему высокому порыву. Так же, хочу провести интересную параллель - в любом правовом государстве, задержанный подозреваемый в совершенном преступлении имеет право сохранять молчание. В России это право гарантируется статьей 51 Конституции. Вот так же и в Йоге - Вы не обязаны отвечать даже на поставленный прямо вопрос, если конечно Ваше молчание не будет нарушением Ахимсы.

Но если Вы все же открыли рот, то тогда уж надо быть осмотрительным, даже если собираетесь сказать правду. Именно поэтому сегодняшняя лекция имеет две грани, мы рассматриваем не только правдивость, но и доброжелательность, которая так же является неотъемлемой частью Сатьи.

Правда может быть жестокой. Все мы это знаем. И некоторым людям доставляет удовольствие причинять боль другим, прикрываясь при этом якобы благородными мотивами. Сообщать неприятную или даже болезненную правду для некоторых становится своеобразным хобби. Такие люди редко подвергаются осуждению в обществе, потому что, с точки зрения социума, не слишком выходят за рамки приличия. В определенных ситуациях такая жестокость может даже показаться добродетелью, благо ее всячески стараются преподнести именно таким образом.

Но мы не можем позволить себе подобного. Мы по прежнему размышляем о Вселенной, как о совокупности взаимодействующих между собой энергий. И если вы провоцируете в другом существе активность той энергии, которая на психико-ментальном уровне является страданием, хотя некоторой части этих страданий можно было избежать всего лишь некоторой корректностью, то вам придется нести за это ответственность.
Нет ничего плохого в откровенности. Но и она должна быть деликатной. Любовь должна быть во всех наших действиях и руководить всеми нашими действиями. Полагаю, если приучить себя к постоянному отслеживанию своих действий на предмет того, присутствует ли в них Любовь, одной такой карма-йогой можно добиться очень больших высот.

Немного об исключениях, как обычно.

Ложь возможна, когда она может спасти чью-то жизнь или жизни. То есть, например, при переговорах с террористами, ложь оправдана.

Оправдана она и тогда, когда может помочь избежать катастрофического ущерба здоровью или общественному благополучию. Последнее особо уместно для политиков, в чьих руках многие жизни. Но всегда необходимо проверять свои мотивы, не слишком ли они эгоистичны. Альтруистическая ложь, вне всяких сомнений, меньший проступок, хоть и за нее порой приходится расплачиваться, хотя бы муками совести.
Люди следующие духовным путем редко бывают болтливы не по делу. Осознание того, что каждое отправленное тобой в пространство слово есть энергия, которая меняет вселенную, довольно быстро отбивает страсть к праздной болтовне.

Я желаю всем жителям Ашрама быть воплощением красноречия в беседах на духовные темы. И уметь держать рот на замке тогда, когда это разумно.


И в заключение приведу цитату:

"Правдивость - аскеза речи, которая наделяет человека огромной моральной силой, властью над людьми. Его благословения и проклятия сбываются безоговорочно. Правдивость - одно из качеств брахмана (мудреца), благодаря которому ведические гимны, воспеваемые им при проведении ритуалов, имеют силу. В Ведах говорится, что богиня Земли Бхуми может вынести любое бремя, кроме лжеца."
Нити-шастра гл.17


Спасибо за внимание.

С Любовью,

Арсений.
 
Автор
Замечательная лекция. Спасибо Арсений.
Для меня тема Правдивости на данный момент очень актуальна, интуитивно заметила благоприятное действие Правдивости, так как всегда стараюсь быть осознанной. Без осознанности, наблюдая за собой и другими, человек обычно говорит на автомате и шаблонно, чаще не задумываясь о том что говорит, тем более не задумывается о правдивости своих слов, одним словом говорит так, как выгодно поддержать определённый разговор, получается пустая болтовня.
Вы правильно подметили, что правду говорить не просто, этим искуством владеют не многие. Ещё хочу отметить важный момент, говоря правду, необходимо учитывать и то, кто её будет слушать, на каком уровне находится слушатель. В зависимости от уровня слушателя и правда будет выглядеть немного по иному.
 
Автор
Спасибо, Арсений, за прекрасную лекцию! Да, если следовать правилу не говорить ложь, то со временем можно научиться легко избегать нежелательных тем, немного жонглируя словами, можно уйти от прямого ответа, не произнося при этом неправды, я давно взяла себе это за правило. Обычно мы это делаем, чтобы обезопасить себя. Но вы правы - нужно идти дальше и стараться, чтобы не причинить боли другим, не ранить их своими словами, произнеся жестокую правду. Как важно с любовью делать всё!
 
Автор
Замечала что если я лукавлю, казалось бы даже самое незначительное и ради блага, самая даже мелочь, все становится явью довольно скоро или все равно вселенная выведет меня на "откровенный разговор".
Как в лекции и написано я стала тренировать свои риторические навыки, следить за той правдой которую говорю конкретному человеку.
Двум разным людям можно ответить на один и тот же вопрос абсолютно по разному, соответственно их уровню и пониманию, но и то и другое является правдой. Стала учиться подбирать слова, чтобы они не противоречили реальности, чтобы правда не обратилась бы во вред мне или кому-нибудь другому и чтобы она несла пользу.
Спасибо за лекцию, очень понравилась.
 
Автор
Спасибо, Арсений, что подняли очень важную тему! Приукрашивание это тоже, своего рода, ложь, хотя и последствия, я думаю, не такие тяжелые. В общем, я согласна с написанным Вами. Все упирается, опять-таки, в самоконтроль.
 
Автор
Спасибо Вам за лекцию , Арсений!Это две очень важные вещи в жизни каждого - правдивость и доброжелательность! Всегда знала, когда мне говорили неправду- думаю, с самого детства.Мои детки с грудным молоком впитали, что врать нельзя. У дочери -по жизни- обостренное чувство справедливости, а сынок мог в детстве слукавить, но с возрастом, видя, что я чувствую его ложь- тоже перестал это делать.
Знала женщину, которая завиралась до того, что, со временем, сама начинала верить в ту ложь, которую сама придумала.Она столько теряла жизненной энергии, что умерла в 56 лет от сахарного диабета.
Ваша лекция- это подтверждение моих догадок почему у нее в жизни все так складывалось и деградация тоже присутствовала.
Доброжелательность -тоже очень важна- бумеранг еще никто не отменил, что посылаем в окружающее пространство, то и получаем взамен.Благодарю Вас.
 
Автор
Спасибо за Лекцию, Арсений. Я часто задаюсь вопросом, что следует делать, когда видишь чужую ложь? Когда видишь, что люди обманывают сами себя и поэтому выдают информацию, служащую им определённым образом, то это может вызвать чувство страдания, ущемления справедливости или такое чувство, словно используют тебя и других людей. Если сказать в этом случае разоблачающую правду, то эго человека, который обманывает себя и других, будет задето. Но стоит ли считать страдание эго - настоящим страданием? Что правильно в этом случае - позволить человеку заблуждаться или раскрыть его неосознанную манипуляцию ( естественно, в порядке альтернативного мнения) ? В последнем случае для меня это иногда является допустимой самозащитой, поскольку я не считаю задетое эго настоящим страданием - как в случае себя, так и у других...Конечно, нужно очень тонко различать, когда можно не обращать внимания на чужую ложь-самообман, а когда это важно, например, в общественном значении. И мне кажется, что рядом с чьей-то значительной прямой ложью всегда нужно рядом ставить правду, просто чтобы не поддерживать ложь - даже если самообманутый человек всё равно ничего не поймёт...Пожалуй, это очень сложная тема.)

Что касается доброжелательности, то её легко спутать с собственной выгодой. Я думаю, люди всегда рады щадить чужие чувства, чтобы избежать потом возможных собственных проблем, поэтому немногие в обще способны говорить прямо, из-за чего мы живём в мире двусмысленностей. Я всегда рада, когда мне говорят всё прямо, даже если это что-то неприятное, потому что я всё равно вижу, что на самом деле имеется ввиду. Человек должен ясно различать, когда, действительно, заботится о чужих чувствах, а когда заботится о хорошем отношении к себе, потому что люди способны почувствовать последнее, и это вызовет лишь недоверие.

Если бы мы с самого начала воспитывали понимание, что не нужно обижаться на правду, поскольку именно раскрытая правда болезненна для эго - это избавило бы всех от множества проблем, поскольку люди смогли бы принимать болезненную реакцию эго спокойно. Собственную правдивость нужно рассматривать, главным образом, не с точки зрения того, что мы говорим другим ( поскольку не ложь - это ещё не показатель искренности) - а с точки зрения того, что мы готовы признать в отношении себя от других. Человек, не различающий чужую ложь, и сам будет лгать из-за неосознанности. Человек, принимающий чужую ложь ради психологического комфорта, будет лгать другим, чтобы завоевать расположение и дружбу. Развитые осознанность и эмпатия не позволяют внутренне принимать ложь ни в каком виде...по крайней мере, мне так кажется.)
 
Автор
Арсений, спасибо, очень искренняя и правдивая лекция.
Иногда бывают ситуации, когда надо сказать правду, хотя и чувствуешь, что может быть она неприятна. В этом случае у меня выработалась привычка - внешне я как бы говорю со стороны, как, допустим, радио или телевизор, без эмоций, просто по факту, ничего не комментируя. Правда, внутренне - скрепя сердце. Но удивительно, что в скором времени всё каким-то спокойным образом разглаживается - и у того, кому говоришь, и у себя, не остаётся горечи на душе.
Да, не лгать - это целая наука, самодисциплина и самоуважение. И вообще - всё, что говорится, и как говорится, интонация, выражение лица, откровенный взгляд - всё не просто, этому тоже учишь себя, анализируя и ориентируясь по результату.
 
Автор
Спасибо, [ Автор ] за прекрасную и конструктивную лекцию!
 
Сергей Веретенников
Настоятель Ашрама
Сатьям нужно рассматривать со слова сат.
Сат это истина, то что существует.
Истину знают немногие. Поэтому сатья доступна еденицам.
Чаще всего даже те кто думает что говорит правду всё равно лгут.
Поэтому сатьям это лишь путь к сатьям. Тренировка. Т.е. не нужно думать что в сатьям начнёте находиться сразу как только начнёте те практиковать сатьям. Точно также Йога и занятия Йогой это не одно и тоже. Занятия Йогой это лишь путь к Йоге. Занятия сатьям это лишь путь к сатьям.
Лично моё мнение либо Вы говорите всю правду либо не говорите ничего.
Т.к. в ином случае не практикуется ни какая сатьям.
 
Автор
[ Автор ], спасибо. Мне важно Ваше мнение. Получается, ложь недозволительна с точки зрения духовного развития, даже если благодаря ей спасаются жизни?
 
Автор
Дорогие жители Шантары, спасибо за ваши замечательные комментарии, особенно с примерами из личного опыта!
 
Сергей Веретенников
Настоятель Ашрама
[ Автор ], смысл спасать души. Йога это духовная практика.
Ложь наносит вред душе. Допустим кто-то солжет во спасение тела, но душе то навредит.
 
Автор
Люди следующие духовным путем редко бывают болтливы не по делу. Осознание того, что каждое отправленное тобой в пространство слово есть энергия, которая меняет вселенную, довольно быстро отбивает страсть к праздной болтовне.
Точно подмечено! Заметила, сама меньше стала разговаривать. Меня сильно раздрожает ложь. И удивляет, как окружающие верят в эту ложь. Сама всегда слежу за своей речью, чтобы правду преподнести помягче и никого не обидеть.

[ Автор ], Спасибо за лекцию.
 
Автор
Арсений Лункин ,спасибо за лекцию. Стараюсь больше быть в молчании..Знаю таких людей что лгут и сами верят в свою ложь.
 
Автор
[ Автор ], иногда случаются такие ситуации когда и правду сказать не могу и промолчать не могу. Как тогда быть?
Мне как то сестра моей бабушки просто так подарила (передала через тётю) серебряное кольцо, по нему было видно что оно ношеное, хотя она ничего об этом не сказала. Я даже заметила грязь на гранях.
И оно мне было как то совсем не приятно энергетически, даже мерять не захотела. Я его выкинула. Но она же потом спрашивала, как колечко, подошло ли. Хорошо что не лично у меня, а опять через тётю. Я ответила, что вроде как подходит и где-то лежит. С самой этой бабушкой мы ещё так и не виделись, но даже не представляю, что бы я ей сказала.
Как быть в таких ситуациях? Если бы я сразу его не приняла, тоже как то не хорошо, обидела бы наверно.
Или например угощают нас с мужем в семье блинами якобы без яиц, а мы не уверены что они совсем без яиц (нас очень желают покормить "нормальной" едой). Говорим потом поедим, на самом деле выбрасываем их или просящим отдаем. Но потом нас ведь спрашивают кушали ли блины, прямо не знаем что ответить. Отказываться совсем от угощений тоже не можем, обижаются.
 
Последнее редактирование модератором:
Сергей Веретенников
Настоятель Ашрама
[ Автор ], как спрашивающий решает что имеет право у Вас что-то спрашивать, так и Вы имеете право отвечать или не отвечать. Иначе странные права получаются. Однобокие. Люди должны знать такие права. Т.е. когда спрашиваешь то имей ввиду, что тебе могут и не ответить и ты можешь это воспринимать как угодно, хоть оскорблением, хоть кровной обидой и т.д.
Почему-то в нашем обществе все считают, что если тебя спрашивают, то ты обязан отвечать. В духовном обществе все хорошо знают свои права.
Могут не ответить вообще, в крайнем случае могут просто улыбнуться.
Лгать не нужно. Также недосказав всей правды - мы по сути тоже лжём.
Да, мы слабы, и можем чаще выйти из ситуации, просто солгав, но не нужно себя после этого оправдывать, мол так было лучше. Ложь - никогда не лучше правды. Если солгали - знайте - что солгали. Не нужно себя оправдывать. И не вся правда, или какая-то приятная правда - это тоже ложь.
 
Автор
Сатьям нужно рассматривать со слова сат.
Сат это истина, то что существует.
Истину знают немногие. Поэтому сатья доступна еденицам.
Чаще всего даже те кто думает что говорит правду всё равно лгут.
Получается, что истина - это "объективная" правда, которая мало кому известна...
Часто сталкивался с ситуацией, когда люди споря по какому-либо поводу, и отстаивая свою правоту, искренне настаивали на своей позиции, считая ее единственно верной, не кривя душой против истины, которая им известна. А правда оказывалась посередине. Получается: у каждого своя правда - "субъективная".
Выходит, что "Молчание золото" в том смысле, что лучше промолчать или не спорить, не воевать, если речь не идет "о жизни и смерти", за "Истину", так как нельзя быть уверенным до конца, что это она и есть или, если мое отношение к предмету как к Истине, настолько искренне, что я ее считаю таковой, а, следовательно, получаю право ее отстаивать?
Благодарю!
 
Автор
[ Автор ], Арсений, спасибо за лекцию. Передо мной часто возникает делема, как от ответить на вопрос "как дела у тебя, все ли хорошо?" или " Как твоё здоровье, не болеешь ли ты?" И передо мной два варианта. Либо мне говорить правду и вываливать человеку обо всех проблемах на данный момент или второй вариант сказать , что у меня все хорошо, но при этом солгать. Чаще всего, я шла по второму варианту, "все хорошо, я здорова". Но каждый раз, понимая, что я лгу. Хотя делала это из самых лучших побуждений , чтобы не загружать других людей своими проблемами. Почему то третий вариант я никогда не использовала," просто не ответить, промолчать". Спасибо, Ом Шанти.
 
Автор
Спасибо [ Автор ], Ваш ответ как всегда ценен. Буду знать, что всегда имею право промолчать. Просто в отношениях с людьми особенно с близкими и старшими это казалось мне невежливым и неправильным. Теперь многое встаёт на свои места.
 
  • Хотите ответить в этой теме? Данный Ашрам - переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Вы можете обсудить данную тему в новом Ашраме, который значительно улучшен.
Сверху