Парвати - богиня в индуистской мифологии супруга бога Шивы. Выступает и как созидающее, женское творящее начало (Дэви, Сати, Великая Мать, Гаури, Лалита, Бхавани, Трипурасундари) и как тёмное воинствующее начало (Амбика, Кали, Дурга, Чанди, Бхайрави). Всего насчитывают не менее сотни имён.
Парвати является благой формой Дэви, Шакти (то есть женской творческой энергии) Шивы.
На картинах Парвати изображается в виде прекрасной женщины с обычным количеством рук и ног. Ей приписывается совершение лишь немногих чудес. Однако, когда эта богиня появляется в обличье Дурги, Кали и других, в ней просыпаются божественные способности, и обнаруживаются характеристики, отличные от тех, которыми обладает Парвати.
Парвати — это сила и супруга Шивы, бога дезинтеграции и разрушения. Подавляющее большинство богинь индуизма являются аспектами или видоизменениями Парвати. Имена, под которыми она известна и под которыми ей поклоняются, слишком многочисленны, чтобы иx все перечислять. Если некоторые из них, такие, как Парвати, Хаймавати, Гириджа и Дакшаяни указывают на её происхождение от Гималаев или от Дакши (одного из прародителей человечества), то другие, такие, как Шиваа (супруга Шивы), Мридани, Рудрани и Сарвани, подчёркивают её аспект как супруги Шивы. Такие из её имён, как Арпана или Ума, имеют специфическое значение и связаны с некоторыми историями из пуран.
Согласно пураническим описаниям, в своем первом воплощении Парвати была Дакшаяни, дочерью Дакши и Прасути, и вышла замуж за Господа Шиву. Неспособный понять величие Шивы, Дакша однажды оскорбил его и затаил на него злобу. Когда он решил совершить большое жертвоприношение, единственным из высоких гостей, кто не был на него приглашён, оказался сам Шива. Однако вопреки совету своего супруга, Дакшаяни всё таки пошла на это жертвоприношение без приглашения и после того, как по отношению к ней было выражено пренебрежение, она покончила с собой, бросившись в жертвенный огонь. Вследствие этого она стала известна как Caтu, целомудренная. Затем она воплотилась вновь как Парвати, дочь Химавата (владыки Гималаев) и Мены. После совершения суровой аскезы ей удалось умилостивить Шиву и заставить его взять её себе в жёны.
Во время сурового тапаса, предпринятого ею, Парвати отказалась есть даже сухие листья, чтобы поддерживать своё существование. Её мать Мена, будучи не в силах выносить такие самоистязания дочери, пыталась уговорить её словами: «У-ма» (моя дорогая, не делай этого!), что и принесло ей ещё одно имя (Ума). Будучи дочерью Гималаев (обители снегов), Парвати должна быть Гаури (белой). Как матерь вселенной она является Амбой или Амбикой, где оба слова означают «мать».
Так же, как и её супруг Шива, Парвати имеет два аспекта: мирный и устрашающий. Как Парвати или Ума она представляет мирный аспект божества. В этом аспекте она обычно изображается с Шивой и имеет две руки, правая из которых держит голубой лотос, а левая находится в свободном положении, опущенной вниз. Изображение богато украшено. Если она изображается без Шивы, она обычно представляется четырёхрукой — в двух руках она держит красный и голубой лотосы, а две другие изображают варада- и абхая-мудры.
Гималаи (и их владыка Хималай) символизируют акашу или эфир, то есть первый фундаментальный элемент, Мена персонифицирует интеллект. Отсюда их потомство, дочь Парвати, символизирует сознательную субстанцию мира. Именно поэтому ещё она называется Ума (свет, сияющая). На индивидуальном уровне Ума-Хаймавати означает Брахмавидью или духовную мудрость, посредством которой достигается единение с Шивой, или Богом.
Будучи супругой Шивы, который есть также Рудра, свирепый, она имеет и устрашающие аспекты.
Ума (Парвати) является Богиней плодородия, поэтому какие и сколько продуктов питания мы получаем в своей жизни – полностью зависит от её милости. Господь дал человеку возможность наслаждаться различной пищей, не совершая при этом насилия. Фрукты, ягоды, злаки, бобовые, орехи, овощи и молочные продукты могут поддерживать наше тело в великолепном состоянии.
Ведическая кулинария предлагает нам тысячи вегетарианских рецептов, которые не только благоприятны для нашего здоровья, но приносят наслаждения для нашего языка и желудка. Однако многие люди в наши дни предпочитают мясо, тем самым, давая вольно или невольно санкцию на убийство животных и птиц. Это нарушает законы гармонии вселенной, поэтому богиня Ума отворачивается от них.
Следует знать, что один из кармических законов, описанных в Ведах:
если вы регулярно выбрасываете какой-то продукт питания, то в следующей жизни именно в нем вы и будете нуждаться.
Богиня Ума не будет давать вам достаточное количество пищи, если вы будете её все время выбрасывать. Многие люди из-за этого теперь голодают. Однако если все же вы не смогли что-то доесть – отдайте эту пищу животным. Если же она испортилась – то растениям.
Некоторые из людей съедают больше пищи, чем это необходимо, либо едят нечистую, «мертвую» (лишенную энергии Шакти) или испорченную пищу. Это приводит не только к конфликту с богиней Умой, но и с богиней Лакшми, отвечающей за гармонию нашего тела. Тогда неизбежны и избыточный вес, ожирение и многие метаболические и эндокринные заболевания.
От Умы исходит плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Её энергия, накапливающаяся в
http://www.layayoga.ru/Chakra-svadhistans.php, материализует различные желания и замыслы человека (мыслеформы).
Без покровительства Парвати человек становится пустым мечтателем, не способным достигнуть ни одной из поставленных целей.
Ума - Парвати выражает особую милость тем семьям, где рождается много детей. Но при условии, что их родители в действительности могут дать им любовь, достойное образование и обеспечить их всем, в чем они будут нуждаться в детстве и юности. Те, кто просто зачинают детей, не думая об их последующей судьбе, уподобляются животным, и теряют покровительство Умы.
Конфликт с Матерью Парвати возникает у тех, кто без всяких ограничений растрачивают драгоценную энергию Шакти в сексуальных наслаждениях и совершают аборты. В следующем воплощении богиня Ума - Парвати лишает такого человека воли, плодовитости, сексуальной силы (вплоть до бесплодия), сильного и здорового тела.
Богиня Парвати благоволит к тем, кто питается «живой» пищей (содержащей много энергии праны, из которой образуется энергия Шакти): фруктами, ягодами, злаками, бобовыми, орехами, овощами и молочными продуктами.
Следует знать, что сухофрукты теряют до 50% праны, замороженные ягоды – до 30-45%, а овощи – 100%.
После термической обработки пища может удерживать прану от 4 до 8 часов.
Молочные продукты, изготовленные из восстановленного (нормализованного) молока не содержат ни одного процента праны.
Ума - Парвати оказывает поддержку тем людям, которые возделывают землю, сажают деревья и разводят коров. Однако, если человек, занимающийся сельским хозяйством, будет эксплуатировать нещадно землю (не давая отдыха почве, где выращиваются злаки и овощи), отравлять её химическими удобрениями (не питая коровьим навозом), убивать коров и быков, несомненно вызовет гнев Парвати, которая приняв одну из своих разрушительных форм может вызвать засуху, наводнения и другие стихийные бедствия, болезни животных и людей.
Тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи...
Парвати почитают как Мать всех живых существ. Как и Её Божественный Супруг, она является Хранительницей Йоги и Тантры. Её называют Йогешвари или Махайогешвари - Великой Йогиней, Королевой йоги.
В Тантрах Парвати исполняет по отношению к Шиве роль Ученика, задавая ему вопросы об устройстве мироздания, для того чтобы Тот пролил свет Истинного Знания на всех живых существ. Именно через Дэви, Божественную Мать, легче всего получить желаемое и снискать милость Бога-Отца.
Шива и Сати (Парвати) являются вечной супружеской парой, которые стремились быть вместе во всех своих воплощениях. Фактически не отделимые друг от друга, они являются идеальным союзом мужчины и женщины. В результате Парвати представляется как часть самого Шивы в образе Ардхнаришвары (полумужчины-полуженщины).
Шива сам признает, что без Шакти он неспособен созидать или разрушать, и что один, без нее, он неподвижен как труп. Шива как аскет не поддается просьбам и молитвам своих приверженцев, и только ради своей жены он снисходит к ним и дарует им свои благословение и помощь.