ॐ
Автор
В Ведах называют три типа мантр: ведическая, тантрическая, пураническая. Каждая из них может быть далее разделена на саттвическую, раджасическую и тамасическую мантру.
Саттвические (гуна благости ) мантры читаются во имя обретения света, мудрости, божественной любви, сострадания и осознания Бога. Они уничтожают всю карму, дают умиротворение и ведут к совершенству после смерти.
Раджасические (гуна страсти) мантры читаются с целью обретения потомства и материального процветания. В отличие от саттвических мантр, разрушающих карму, раджасические мантры принуждают человека принять новое рождение, чтобы обрести плоды их кармы.
Тамасические мантры (гуна невежества), известные в разговорной речи как «черная магия», греховны. В основном они используются для того, чтобы умилостивить духов, принести вред другим и осуществить порочные дела.
Изначальные духовные звуки обладают особой силой и в определенной комбинации их воздействие увеличивается по отношении к конкретным Божествам. Эта комбинация звуков называется биджа или семя; объединяясь биджи создают слова. Когда эти слова соединяются в определенном порядке, они обретают особую способность совершенным образом представлять Божество. Эти комбинации называются мантры. Сила, которой обладает вся мантра, превосходит силу какого-либо из составляющих ее звуков.
Мантры, неотличные от Божества, являются вечным проявлением Божества, они духовны по своей сути. Повторяя мантру, представляющую определенное Божество, поклоняющийся обретает милость этого Божества. Чтение этих мантр (т.е. панчаратрика Гайатри мантр) помогает человеку осознать трансцендентную форму Божества. Так садхака избавляется от иллюзии и обретает свое изначальное духовное положение.
Мантра — это внутренняя форма Господа. По милости Гуру и Вайшнавов, которые олицетворяют милость Кришны, Кришна входит в сердце ученика в форме мантры. Мантра очищает ум и сердце ученика и делает его способным служить трансцендентному Господу.
В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхйана-мантры — медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
2) Биджа Мантры — эти мантры (биджа — семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры — данные мантры (мула — корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какой-либо предмет поклонения .
4) Стути и Стотры — молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама мантры — молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри мантры — мантры Вед или Панчаратрики, используемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа — самбандха, абхидейа, прайоджана.
Слово Гайатри указывает на особый поэтический размер (чханды) в котором поются ведические гимны. Ведические мантры, такие как Брахма-гайатри, называются шабда-брахма (вечная, духовная [апракрита] вибрация, представляющая Господа в форме звука). Итак, мантра — это комбинация определенных энергий в форме звука, повторение мантры пробуждает эти энергии внутри и вовне. Каждая мантра представляет собою комбинацию особых букв, слов, значений, ритмов и мелодий.
У всех истинных мантр Вед или панчаратрики есть четыре аспекта:
1) Риши или мудрецы — личности , способствующие взаимосвязи ( коммуникации ), посредники между Богом и человеком, через них мантра дается человечеству. У каждой мантры есть основной риши или святая личность, тот, кто впервые услышал мантру во время медитации и последовательно распространял ее на благо другим. Гайтри мантра, например, была дана Вишвамитре Муни после того, как он приобрел трансцендентный опыт медитации, поэтому он считается Риши Брахма-гайатри мантры.
2) Чханды — поэтический размер особой мантры, например, такой как Гайатри, Ануштуп и Джагати. «Ведическими размерами являются гайатри, ушник, ануштуп, брихати, панкти, триштуп, джагати, атичханда, атйашти, атиджагати, и ативират. Размер Гайатри насчитывает двадцать четыре слога, ушник — двадцать восемь, ануштуп — тридцать два и т.д., в каждом размере на четыре слога больше чем в предыдущем. Ведический звук называется брихати, или обладающий самой большей способностью к расширению ( всепроникательности ), и поэтому для обыкновенных живых существ невозможно понять все технические подробности этого предмета.» (ШБ 11.21.41 с/к)
«В Вишну Пуране говорится, что семь лошадей по имени Гайтри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Панкти впряжены в колесницу бога Солнца. Данными именами различных ведических размеров называются семь лошадей, влекущих колесницу бога Солнца.» (ШБ 5.21.16 к.)
3) Ишта-дева — контролирующее или главное Божество мантры, или Божество, которому поклоняются при помощи мантры. Существует тридцать три миллиона деват (полубогов), у каждого из них есть своя обитель во вселенной. У каждого деваты есть имя или мантра, для которого оно является главным Божеством. Девата призывается чтением его личной мантры и отвечает в соответствии с интенсивностью медитации. Если человек получает мантру Божества или деваты от гуру и со всей серьезностью повторяет ее, медитируя и совершая поклонение, тогда это Божество появится или физически, или во время медитации, чтобы исполнить желания человека.
4) Винийога — это применение, функция или цель чтения мантры, такая, например, как совершение хомы, самскары или воспевание джапы.
В Сат-крийа-сара Дипике Гопала Бхатта Госвами говорит: «Цель этой системы — обеспечить понимание значения, функции, истинного содержания и интонации читаемой мантры. Как правило, при повторении любой ведической мантры, необходимо определить риши или святую личность, давшую эту мантру, чханды или размер мантры, Божество, призываемое этой мантрой, и функцию или цель чтения мантры (например, совершение огненной ягйи).»
Традиционный ритуал, исполняемый до чтения Брахма-гайатри предложение поклонов, просьба о благословениях и памятование об этих четырех аспектах.
1) Риши — произнести имя риши данной мантры, касаясь головы, предлагая при этом поклоны этому риши, благодаря его за то, что он обогатил мир этой вдохновляющей мантрой.
2) Чханды — коснуться рта, называя определенную чханду мантры. ( У Брахмагайатри размер или чханды — гайатри )
3) Девата — (Ишта-дева) произнести имя Божества мантры, касаясь сердца, указывая тем самым на местонахождение деваты и молиться ему, прося принять молитву.
4) Винийога — вспомнить о цели чтения данной мантры или молитвы. Цель чтения Брахма-гайатри — достигнуть чистого, трансцендентального знания о Боге, обрести умиротворение и научиться тому, как предаваться и вечно служить лотосным стопам Радхи и Кришны с чистой любовью.
http://www.ezo-school.org/publ/3-1-0-15
Саттвические (гуна благости ) мантры читаются во имя обретения света, мудрости, божественной любви, сострадания и осознания Бога. Они уничтожают всю карму, дают умиротворение и ведут к совершенству после смерти.
Раджасические (гуна страсти) мантры читаются с целью обретения потомства и материального процветания. В отличие от саттвических мантр, разрушающих карму, раджасические мантры принуждают человека принять новое рождение, чтобы обрести плоды их кармы.
Тамасические мантры (гуна невежества), известные в разговорной речи как «черная магия», греховны. В основном они используются для того, чтобы умилостивить духов, принести вред другим и осуществить порочные дела.
Изначальные духовные звуки обладают особой силой и в определенной комбинации их воздействие увеличивается по отношении к конкретным Божествам. Эта комбинация звуков называется биджа или семя; объединяясь биджи создают слова. Когда эти слова соединяются в определенном порядке, они обретают особую способность совершенным образом представлять Божество. Эти комбинации называются мантры. Сила, которой обладает вся мантра, превосходит силу какого-либо из составляющих ее звуков.
Мантры, неотличные от Божества, являются вечным проявлением Божества, они духовны по своей сути. Повторяя мантру, представляющую определенное Божество, поклоняющийся обретает милость этого Божества. Чтение этих мантр (т.е. панчаратрика Гайатри мантр) помогает человеку осознать трансцендентную форму Божества. Так садхака избавляется от иллюзии и обретает свое изначальное духовное положение.
Мантра — это внутренняя форма Господа. По милости Гуру и Вайшнавов, которые олицетворяют милость Кришны, Кришна входит в сердце ученика в форме мантры. Мантра очищает ум и сердце ученика и делает его способным служить трансцендентному Господу.
В поклонении Божествам используются шесть основных типов мантр:
1) Дхйана-мантры — медитационные мантры, используемые для того, чтобы вызвать в уме трансцендентную форму Господа, Его обитель и игры.
2) Биджа Мантры — эти мантры (биджа — семя) предназначены для медитации и очищения предметов, используемых в пудже.
3) Мула-мантры — данные мантры (мула — корень) являются сутью Божества: их произносят, обращаясь к Господу и предлагая Ему какой-либо предмет поклонения .
4) Стути и Стотры — молитвы, читаемые до, во время или после поклонения, прославляющие имя, форму, качества и игры Господа.
5) Пранама мантры — молитвы, читаемые во время предложения поклонов Господу в конце поклонения.
6) Гайатри мантры — мантры Вед или Панчаратрики, используемые при поклонении Господу, пробуждающие три принципа — самбандха, абхидейа, прайоджана.
Слово Гайатри указывает на особый поэтический размер (чханды) в котором поются ведические гимны. Ведические мантры, такие как Брахма-гайатри, называются шабда-брахма (вечная, духовная [апракрита] вибрация, представляющая Господа в форме звука). Итак, мантра — это комбинация определенных энергий в форме звука, повторение мантры пробуждает эти энергии внутри и вовне. Каждая мантра представляет собою комбинацию особых букв, слов, значений, ритмов и мелодий.
У всех истинных мантр Вед или панчаратрики есть четыре аспекта:
1) Риши или мудрецы — личности , способствующие взаимосвязи ( коммуникации ), посредники между Богом и человеком, через них мантра дается человечеству. У каждой мантры есть основной риши или святая личность, тот, кто впервые услышал мантру во время медитации и последовательно распространял ее на благо другим. Гайтри мантра, например, была дана Вишвамитре Муни после того, как он приобрел трансцендентный опыт медитации, поэтому он считается Риши Брахма-гайатри мантры.
2) Чханды — поэтический размер особой мантры, например, такой как Гайатри, Ануштуп и Джагати. «Ведическими размерами являются гайатри, ушник, ануштуп, брихати, панкти, триштуп, джагати, атичханда, атйашти, атиджагати, и ативират. Размер Гайатри насчитывает двадцать четыре слога, ушник — двадцать восемь, ануштуп — тридцать два и т.д., в каждом размере на четыре слога больше чем в предыдущем. Ведический звук называется брихати, или обладающий самой большей способностью к расширению ( всепроникательности ), и поэтому для обыкновенных живых существ невозможно понять все технические подробности этого предмета.» (ШБ 11.21.41 с/к)
«В Вишну Пуране говорится, что семь лошадей по имени Гайтри, Брихати, Ушник, Джагати, Триштуп, Ануштуп и Панкти впряжены в колесницу бога Солнца. Данными именами различных ведических размеров называются семь лошадей, влекущих колесницу бога Солнца.» (ШБ 5.21.16 к.)
3) Ишта-дева — контролирующее или главное Божество мантры, или Божество, которому поклоняются при помощи мантры. Существует тридцать три миллиона деват (полубогов), у каждого из них есть своя обитель во вселенной. У каждого деваты есть имя или мантра, для которого оно является главным Божеством. Девата призывается чтением его личной мантры и отвечает в соответствии с интенсивностью медитации. Если человек получает мантру Божества или деваты от гуру и со всей серьезностью повторяет ее, медитируя и совершая поклонение, тогда это Божество появится или физически, или во время медитации, чтобы исполнить желания человека.
4) Винийога — это применение, функция или цель чтения мантры, такая, например, как совершение хомы, самскары или воспевание джапы.
В Сат-крийа-сара Дипике Гопала Бхатта Госвами говорит: «Цель этой системы — обеспечить понимание значения, функции, истинного содержания и интонации читаемой мантры. Как правило, при повторении любой ведической мантры, необходимо определить риши или святую личность, давшую эту мантру, чханды или размер мантры, Божество, призываемое этой мантрой, и функцию или цель чтения мантры (например, совершение огненной ягйи).»
Традиционный ритуал, исполняемый до чтения Брахма-гайатри предложение поклонов, просьба о благословениях и памятование об этих четырех аспектах.
1) Риши — произнести имя риши данной мантры, касаясь головы, предлагая при этом поклоны этому риши, благодаря его за то, что он обогатил мир этой вдохновляющей мантрой.
2) Чханды — коснуться рта, называя определенную чханду мантры. ( У Брахмагайатри размер или чханды — гайатри )
3) Девата — (Ишта-дева) произнести имя Божества мантры, касаясь сердца, указывая тем самым на местонахождение деваты и молиться ему, прося принять молитву.
4) Винийога — вспомнить о цели чтения данной мантры или молитвы. Цель чтения Брахма-гайатри — достигнуть чистого, трансцендентального знания о Боге, обрести умиротворение и научиться тому, как предаваться и вечно служить лотосным стопам Радхи и Кришны с чистой любовью.
http://www.ezo-school.org/publ/3-1-0-15