ॐ
Автор
Начиная новую лекцию, сразу объясню, почему я решил объединить два разных принципа. Я поступаю так, потому что и Астея и Апариграпха касаются довольно похожих, на мой взгляд, вещей. Если еще точнее, оба эти принципа направлены на обуздание порока разумного существа, а именно, похоти. Похотью я называю страстное желание обладать объектом материального мира. Вообще, если всматриваться глубже, все принципы Ямы направленны на взятие под контроль и истребление этого сильнейшего порока. Однако в двух рассматриваемых принципах это наиболее хорошо заметно.
Итак, Астея - неприсвоение чужого или попросту, неворовство.
Как и любой из рассматриваемых принципов, имеет несколько слоев, которые мы сейчас разберем.
Ясный для понимания любым человеком буквальный смысл - физическое неприсвоение чужого имущества. Примеров может быть масса - от украденного в продуктовом магазине куска хлеба до космического масштаба зарплаты топ-менеджмента государственной корпорации, в стране, где большинство населения живет едва сводя концы с концами. Конечно, с точки зрения государственной машины, второе абсолютно законно, но мы-то с вами знаем... Итак, несоблюдение Астеи на физическом уровне сопряжено с причинением страданий, в той или иной форме не только себе, но и другому существу. Конечно, причиной страданий потерпевшего так же будет его иллюзия обладания, но это ничуть не смягчает ответственности вора, который в рассматриваемой ситуации увяз в космическом обмане намного серьезнее.
Более тонкий вид воровства происходит в воображении человека. Если кто-либо фантазирует о том, как крадет нечто, принадлежащее другому, это также является несоблюдением Астеи. Причем тут не так важно, имеется ли в этих мечтаниях серьезный умысел перейти к реальным действиям, или это просто проявления чрезмерно разыгравшегося воображения. Воображение - Божественный инструмент и то, что мы видим в нем - отблески истиной реальности, где все проявления сознания мгновенно проявляются умозрительно. Таким образом, все последствия действий произведенных в уме, также имеют вес и сказываются на нашей карме. Именно поэтому так важна чистота не только внешняя, но и внутренняя. Но я опять забегаю вперед, к Нияме.
Если с первыми двумя пунктами все достаточно очевидно и всякий искатель знает, что таких грубых действий и мыслей нужно сторониться, то следующий рассматриваемый пример более коварен.
Тут само по себе на язык лезет слово «зависть». Сформулирую это как «страстное желание обладать объектом чувственного восприятия, являющимся собственностью другого лица». Коварным я назвал это чувство потому, что его порой весьма непросто отследить. Посудите сами, ведь мысли подобного плана не несут в себе агрессивной окраски, в отличие от тех, где присутствует воровство. Часто зависть овладевает человеком незаметно, сменяя собой чувство восхищения от лицезрения чужого предмета. Я абсолютно уверен, что это чувство овладевая нами, часто не обращает на себя наше внимание еще и из-за особенностей социума, в котором мы живем.
Наверное, я покажусь не очень оригинальным, рассуждая про порочность общества потребления, однако тема это важная, и полагаю, стоит ее коснуться. Представьте собаку лайку, запряженную в сани. Управляющий санями ездок держит в руках удочку. На удочке висит рыба, в нескольких десятках сантиметров от морды собаки. Бедолага чувствует запах угощения, ощущает голод и изо всех сил старается догнать постоянно уплывающее, но такое близкое лакомство. Так и мы, скованные иллюзией, бежим за счастьем, которое, как мы полагаем, даст нам обладание объектами чувственного восприятия. Задумайтесь, именно в таких рамках живет большинство людей. И не просто большинство, а процентов 95, если не больше. Ни в коем случае нельзя смотреть на таких людей с чувством превосходства, если мы стали потихоньку выходить из системы. Некоторые искатели, опьяненные первыми успехами духовного преображения, могут грешить этим. Стоит понимать, что люди таковы, ибо альтернатива им не ведома. Лучшее, что мы можем, это попытаться изменить ситуацию. Здесь очень важен личный пример. И тут я перехожу ко второму рассматриваемому в рамках лекции принципу - Апариграпхе.
Принято считать, что Яма это список запретов. Мне не очень нравится подобная формулировка, но я буду придерживаться ее, что бы никто не запутался. Итак, если рассматривать Апариграпху как запрет, то это «воздержание от неудовлетворенности настоящим материальным положением и навязчивое желание изменить его приобретением новых благ»
Я бы назвал этот принцип более тонким, чем предыдущий. В Астее человек желает конкретных благ, в Апариграпхе желания более размыты, как правило объектом желания выступает некое абстрактное «большее». Пользуясь уже привычной схемой, мы с вами разберем несколько слоев рассматриваемого принципа, от грубого к тонкому.
На физическом плане самое явное проявление - чрезмерный трудоголизм, причиной которого являются не мотивы Служения, но страсть к накопительству. Накопительством я бы назвал постоянные и логически необоснованные приобретения нового имущества. Уже около десятилетия перед нашими глазами существует пример, который можно назвать хрестоматийным. Стив Джобс, и его корпорация, в свое время показали, какой должна быть техника будущего. Но прошло время и выпуск новых Айфонов превратился в странный и страшноватый конвейер. Новые модели телефонов имеют минимум нововведений относительно прошлых выпусков, но исправно появляются на свет раз в полтора года. И за новинкой вожделенно выстраиваются огромные очереди потребителей. Зачем люди покупают эти аппараты за огромные деньги? Наверняка они и сами не могут себе этого объяснить. Точнее, даже и не задают себе такого вопроса. В голове есть лишь огромное ХОЧУ, и это заменяет любые логические доводы. И если вдуматься, это очень страшно. Ведь это показывает, как легко при профессиональном подходе, можно отключить разум огромному числу людей. И навязать им любую идею, в том числе ненависть в любой форме. Ну да не будем уходить в эти грустные дали.
К несоблюдению Апариграпхи на физическом уровне я бы отнес и чрезмерное обжорство, неумение остановиться потребляя пищу, когда организм уже вполне сыт. Происходит это из- за порабощенности чувством вкуса. И половую несдержанность, выраженную в постоянной смене партнеров или изменах в брачных отношениях. Еще раз призываю вас - не осуждайте таких людей. Похоть - это серьезная болезнь и тут необходимо понимание корня проблемы и сострадание. Удовлетворение своих материальных страстных желаний дает кратковременное ощущение счастья (которое выражено в том, что удовлетворенное желание исчезает), но очень скоро ум изберет себе новую цель и все начнется сначала.
Где-то посередине между физической и ментальной сферой я бы поместил такие заболевания, как алкоголизм и наркомания. Я не могу отнести их к чисто физической неудовлетворенности, потому что доминирует тяга обладания не каким-либо физическим объектом, а определенным приятным состоянием ума, которое, впрочем, достигается через употребление вполне материального вещества.
И уже к исключительно ментальной сфере мы отнесем вожделение к обладанию, происходящее в уме человека. В одном случае, у него нет возможности завладеть желанным объектом ввиду отсутствия денег на покупку. А возможно, это тот искатель, который только недавно вступил на Путь и уже обрел определенную силу разума, которая ограждает его от приобретения желанных, но ненужных объектов. Однако ум его все равно еще очень силен и в медитации большая часть времени проходит в мечтаниях о том, как здорово было бы владеть желанным объектом. Что конечно очень расстраивает и отвлекает. Пожелаем же удачи этому искателю, ведь первые шаги - самые трудные!
Подводя черту под вышесказанным, проговорю еще раз:
Корень несоблюдения Астеи - вожделение.
Корень несоблюдения Апариграпхи - неудовлетворенность настоящим положением дел.
Материя отпускает из своих железных объятий крайне неохотно. Но при регулярных усилиях вы обязательно научитесь видеть все в истинном свете. И тогда Вы взгляните не жизнь людей вокруг и испытаете очень сильное сострадание, почувствовав себя зрячим в стране слепых. И конечно же, у вас появится вдохновение к служению, чтобы помочь им прозреть и обрести то умиротворение, в котором сейчас пребываете.
Но для начала необходимо окончательно освободиться самим. И тут нужна полная власть разума над умом.
1. Просите Бога избавить Вас от чувственных соблазнов и искушений. Помните молитву «Отче наш»? «И не введи нас во искушение, но избави от лукавого». Лукавый - это царь-эго, обещающий море счастья, а на деле дающий жалкие крохи, мгновенно испаряющиеся под жаром новых желаний. Я лично не сторонник повторений молитв, мне кажется, в заученных словах, даже очень правильных, меньше жизни, чем в монологе Любящего к Любимому. Но у каждого своя Дхарма и понимание взаимоотношений с Высшим. Так что я просто советую уповать на Бога. Он обязательно поможет Вам изменить сознание!
2. Медитируйте. Как я уже говорил ранее, желания будут подхватывать Вас раз за разом и уносить очень далеко. Но спустя часов пятьсот медитации вы вдруг поймете, что вы уже не то, что было раньше. Вы намного более свободны, а главное, знаете, что впереди нечто совершенно невероятное, с чем не сравнятся все сокровища мира.
3. Займитесь служением-благотворительностью. Я не призываю Вас идти на улицу и кормить бездомных. Для большинства это на грани фантастики. Начните с малого. Сейчас много благотворительных фондов, принимающих пожертвования за счет смс сообщений. Найдите понравившийся и раз в месяц или в две недели отсылайте туда небольшие суммы. Небольшие, но достаточные, что бы вызвать легкий, пограничный дискомфорт. Заодно почитайте истории тех, кому помогает этот фонд. Это очень хороший способ осознать, в каком замечательном положении на самом деле находитесь Вы и даже испытать некоторый стыд за свои желания, которые вдруг покажутся очень неразумными. Это хорошее чувство.
Человек, крепко утвердившийся в удовлетворенности тем что имеет и более того, научившийся этим делиться, сделал огромный шаг на пути очищения своего сознания. И что немаловажно, именно в этот момент его благосостояние начинает увеличиваться. Ведь теперь он выучил некий важный урок и распорядится приходящим наилучшим образом!
Желаю вам обрести эту высочайшую самоудовлетворённость и дальнейших успехов на Пути! Спасибо за внимание и жду ваших вопросов!
С Любовью,
Арсений
Итак, Астея - неприсвоение чужого или попросту, неворовство.
Как и любой из рассматриваемых принципов, имеет несколько слоев, которые мы сейчас разберем.
Ясный для понимания любым человеком буквальный смысл - физическое неприсвоение чужого имущества. Примеров может быть масса - от украденного в продуктовом магазине куска хлеба до космического масштаба зарплаты топ-менеджмента государственной корпорации, в стране, где большинство населения живет едва сводя концы с концами. Конечно, с точки зрения государственной машины, второе абсолютно законно, но мы-то с вами знаем... Итак, несоблюдение Астеи на физическом уровне сопряжено с причинением страданий, в той или иной форме не только себе, но и другому существу. Конечно, причиной страданий потерпевшего так же будет его иллюзия обладания, но это ничуть не смягчает ответственности вора, который в рассматриваемой ситуации увяз в космическом обмане намного серьезнее.
Более тонкий вид воровства происходит в воображении человека. Если кто-либо фантазирует о том, как крадет нечто, принадлежащее другому, это также является несоблюдением Астеи. Причем тут не так важно, имеется ли в этих мечтаниях серьезный умысел перейти к реальным действиям, или это просто проявления чрезмерно разыгравшегося воображения. Воображение - Божественный инструмент и то, что мы видим в нем - отблески истиной реальности, где все проявления сознания мгновенно проявляются умозрительно. Таким образом, все последствия действий произведенных в уме, также имеют вес и сказываются на нашей карме. Именно поэтому так важна чистота не только внешняя, но и внутренняя. Но я опять забегаю вперед, к Нияме.
Если с первыми двумя пунктами все достаточно очевидно и всякий искатель знает, что таких грубых действий и мыслей нужно сторониться, то следующий рассматриваемый пример более коварен.
Тут само по себе на язык лезет слово «зависть». Сформулирую это как «страстное желание обладать объектом чувственного восприятия, являющимся собственностью другого лица». Коварным я назвал это чувство потому, что его порой весьма непросто отследить. Посудите сами, ведь мысли подобного плана не несут в себе агрессивной окраски, в отличие от тех, где присутствует воровство. Часто зависть овладевает человеком незаметно, сменяя собой чувство восхищения от лицезрения чужого предмета. Я абсолютно уверен, что это чувство овладевая нами, часто не обращает на себя наше внимание еще и из-за особенностей социума, в котором мы живем.
Наверное, я покажусь не очень оригинальным, рассуждая про порочность общества потребления, однако тема это важная, и полагаю, стоит ее коснуться. Представьте собаку лайку, запряженную в сани. Управляющий санями ездок держит в руках удочку. На удочке висит рыба, в нескольких десятках сантиметров от морды собаки. Бедолага чувствует запах угощения, ощущает голод и изо всех сил старается догнать постоянно уплывающее, но такое близкое лакомство. Так и мы, скованные иллюзией, бежим за счастьем, которое, как мы полагаем, даст нам обладание объектами чувственного восприятия. Задумайтесь, именно в таких рамках живет большинство людей. И не просто большинство, а процентов 95, если не больше. Ни в коем случае нельзя смотреть на таких людей с чувством превосходства, если мы стали потихоньку выходить из системы. Некоторые искатели, опьяненные первыми успехами духовного преображения, могут грешить этим. Стоит понимать, что люди таковы, ибо альтернатива им не ведома. Лучшее, что мы можем, это попытаться изменить ситуацию. Здесь очень важен личный пример. И тут я перехожу ко второму рассматриваемому в рамках лекции принципу - Апариграпхе.
Принято считать, что Яма это список запретов. Мне не очень нравится подобная формулировка, но я буду придерживаться ее, что бы никто не запутался. Итак, если рассматривать Апариграпху как запрет, то это «воздержание от неудовлетворенности настоящим материальным положением и навязчивое желание изменить его приобретением новых благ»
Я бы назвал этот принцип более тонким, чем предыдущий. В Астее человек желает конкретных благ, в Апариграпхе желания более размыты, как правило объектом желания выступает некое абстрактное «большее». Пользуясь уже привычной схемой, мы с вами разберем несколько слоев рассматриваемого принципа, от грубого к тонкому.
На физическом плане самое явное проявление - чрезмерный трудоголизм, причиной которого являются не мотивы Служения, но страсть к накопительству. Накопительством я бы назвал постоянные и логически необоснованные приобретения нового имущества. Уже около десятилетия перед нашими глазами существует пример, который можно назвать хрестоматийным. Стив Джобс, и его корпорация, в свое время показали, какой должна быть техника будущего. Но прошло время и выпуск новых Айфонов превратился в странный и страшноватый конвейер. Новые модели телефонов имеют минимум нововведений относительно прошлых выпусков, но исправно появляются на свет раз в полтора года. И за новинкой вожделенно выстраиваются огромные очереди потребителей. Зачем люди покупают эти аппараты за огромные деньги? Наверняка они и сами не могут себе этого объяснить. Точнее, даже и не задают себе такого вопроса. В голове есть лишь огромное ХОЧУ, и это заменяет любые логические доводы. И если вдуматься, это очень страшно. Ведь это показывает, как легко при профессиональном подходе, можно отключить разум огромному числу людей. И навязать им любую идею, в том числе ненависть в любой форме. Ну да не будем уходить в эти грустные дали.
К несоблюдению Апариграпхи на физическом уровне я бы отнес и чрезмерное обжорство, неумение остановиться потребляя пищу, когда организм уже вполне сыт. Происходит это из- за порабощенности чувством вкуса. И половую несдержанность, выраженную в постоянной смене партнеров или изменах в брачных отношениях. Еще раз призываю вас - не осуждайте таких людей. Похоть - это серьезная болезнь и тут необходимо понимание корня проблемы и сострадание. Удовлетворение своих материальных страстных желаний дает кратковременное ощущение счастья (которое выражено в том, что удовлетворенное желание исчезает), но очень скоро ум изберет себе новую цель и все начнется сначала.
Где-то посередине между физической и ментальной сферой я бы поместил такие заболевания, как алкоголизм и наркомания. Я не могу отнести их к чисто физической неудовлетворенности, потому что доминирует тяга обладания не каким-либо физическим объектом, а определенным приятным состоянием ума, которое, впрочем, достигается через употребление вполне материального вещества.
И уже к исключительно ментальной сфере мы отнесем вожделение к обладанию, происходящее в уме человека. В одном случае, у него нет возможности завладеть желанным объектом ввиду отсутствия денег на покупку. А возможно, это тот искатель, который только недавно вступил на Путь и уже обрел определенную силу разума, которая ограждает его от приобретения желанных, но ненужных объектов. Однако ум его все равно еще очень силен и в медитации большая часть времени проходит в мечтаниях о том, как здорово было бы владеть желанным объектом. Что конечно очень расстраивает и отвлекает. Пожелаем же удачи этому искателю, ведь первые шаги - самые трудные!
Подводя черту под вышесказанным, проговорю еще раз:
Корень несоблюдения Астеи - вожделение.
Корень несоблюдения Апариграпхи - неудовлетворенность настоящим положением дел.
Материя отпускает из своих железных объятий крайне неохотно. Но при регулярных усилиях вы обязательно научитесь видеть все в истинном свете. И тогда Вы взгляните не жизнь людей вокруг и испытаете очень сильное сострадание, почувствовав себя зрячим в стране слепых. И конечно же, у вас появится вдохновение к служению, чтобы помочь им прозреть и обрести то умиротворение, в котором сейчас пребываете.
Но для начала необходимо окончательно освободиться самим. И тут нужна полная власть разума над умом.
1. Просите Бога избавить Вас от чувственных соблазнов и искушений. Помните молитву «Отче наш»? «И не введи нас во искушение, но избави от лукавого». Лукавый - это царь-эго, обещающий море счастья, а на деле дающий жалкие крохи, мгновенно испаряющиеся под жаром новых желаний. Я лично не сторонник повторений молитв, мне кажется, в заученных словах, даже очень правильных, меньше жизни, чем в монологе Любящего к Любимому. Но у каждого своя Дхарма и понимание взаимоотношений с Высшим. Так что я просто советую уповать на Бога. Он обязательно поможет Вам изменить сознание!
2. Медитируйте. Как я уже говорил ранее, желания будут подхватывать Вас раз за разом и уносить очень далеко. Но спустя часов пятьсот медитации вы вдруг поймете, что вы уже не то, что было раньше. Вы намного более свободны, а главное, знаете, что впереди нечто совершенно невероятное, с чем не сравнятся все сокровища мира.
3. Займитесь служением-благотворительностью. Я не призываю Вас идти на улицу и кормить бездомных. Для большинства это на грани фантастики. Начните с малого. Сейчас много благотворительных фондов, принимающих пожертвования за счет смс сообщений. Найдите понравившийся и раз в месяц или в две недели отсылайте туда небольшие суммы. Небольшие, но достаточные, что бы вызвать легкий, пограничный дискомфорт. Заодно почитайте истории тех, кому помогает этот фонд. Это очень хороший способ осознать, в каком замечательном положении на самом деле находитесь Вы и даже испытать некоторый стыд за свои желания, которые вдруг покажутся очень неразумными. Это хорошее чувство.
Человек, крепко утвердившийся в удовлетворенности тем что имеет и более того, научившийся этим делиться, сделал огромный шаг на пути очищения своего сознания. И что немаловажно, именно в этот момент его благосостояние начинает увеличиваться. Ведь теперь он выучил некий важный урок и распорядится приходящим наилучшим образом!
Желаю вам обрести эту высочайшую самоудовлетворённость и дальнейших успехов на Пути! Спасибо за внимание и жду ваших вопросов!
С Любовью,
Арсений