Бинду - это ступица великого колеса, Шри Чакры, парамасйа набхих, пуп Высшей Личности, от него берет начало все творение (4). Бинду можно считать точкой - окружностью, не имеющей, однако, радиуса. Также можно представить его как треугольник, не имеющий площади, как точку, в которой совпадают три вершины. Фактически, из Пара Бинду на одной из ступеней эволюции появляются три Бинду: Мишра-Бинду, содержащее Шиву и Шакти, статичное Шива-Бинду и динамичное Шакти-Бинду. Эти три Бинду формируют первичный треугольник, мула трикона.
Этот треугольник символизирует творение в трех его аспектах. Как мы объясним в следующей главе, триада, трипути, трипура - все эти наименования произошли от данного треугольника. Изучение многозначительных имен, под которыми известен этот первичный треугольник, полностью вознаграждает серьезного исследователя. Как плод изначального Божественного Желания, треугольник известен под именем "Камакала". И так как все желание, страсть и любовь являются различными эволюционными ступенями этого Божественного Желания, то говорится, что треугольник указывает на источник, йони, на женский принцип в творении.
Он также известен как Вагбхава, рожденный из Вак и символизируется буквой "е". Гласный звук "е" в санскрите употребляется, когда описываемое имеет сходство с треугольником. Кроме того, буква "а", являющаяся первой буквой алфавита, указывает на Шиву, в то время как женский род буквы "а"- буква "i", указывает на Шакти. Их комбинация - "е", указывающая на Шиву-Шакти (5), является символом, соответствующим треугольнику, в свою очередь символизирующего творение, в котором Шива и Шакти ведут свою постоянную игру. Другое имя, данное треугольнику - Шрингата. Объясняется, что слово Шринга указывает на две боковые стороны треугольника, в то время как слово "ата" указывает на линию, идущую между ними. "Шринга" означает также и "вершина", а "Шрингата" - тот, кто движется в гору. Это слово также будет синонимом слова "Кутастха" - Верховный, находящийся на вершине, не затрагиваемый ничем.
Первичный треугольник, стоящий во главе творения, по достоинству именуется "Шрингата", а Шакти, пребывающая в треугольнике, есть Верховная Шакти, восседающая во главе творения, йони-нилайа, кутастха (6). В человеческом теле место Бинду находится у верхней части спинного хребта, в тысячелепестковом центре головы. Трикона находится у основания позвоночника, в Муладхаре, нижнем центре. Мать-Богиня - это свернувшаяся в спираль энергия Кундалини, поднимающаяся и опускающаяся по пути между этими двумя центрами в ходе эволюции или инволюции. Так как в Пара Бинду преобладает статичный принцип. Пара Бинду известен как Линга, символ мужского принципа, в то время как трикона - это йони, символ женского принципа. Все творение является результатом союза Линга и Йони, Бинду и Трикона. Именно блаженство этого союза пронизывает все творение как жизненная, питающая сила.
[ картинка ]
. Троичное и девятеричное разделения
"Три энергии Света поддерживают три светлых божественных мира" (1) - Риг Веда.
"Три города, три пути всевидящего, где расположено неизменное, невыразимое словами. Управляет ими нестареющая древняя, она - высшая сила богов" (2) - Трипуропаниша
"Они несли 9 начал, 9 чакр, 9 комбинаций и 9 йогини; 9 Мудр и 9 Мантр дали им власть над девятью планами" (3) - Трипуропанишад
"Символика Чакры троична и девятерична" (4) - Йогини Хридайа
Чтобы понять мистическое и духовное значение Шри Чакры, необходимо понимать некоторые принципы классификации, основанной на осознаниях тантрических провидцев. Троичное и девятеричное разделения полностью выявляют тот космический порядок, который в общих чертах передается формой Шри Чакры. В чем значение числа "3" и числа "9"? "Хорошо известно, что в некоторых оккультных учениях древних народов, например у Каббалистов, числа играют важную роль; они являются символами оккультных истин, знаками, указателями объектов земной жизни или истин тайного знания" (5) и кроме того, "число, любая фигура является в действительности элементом абстрактного; но в то же время мы используем их как символ, обозначающий свойство части и порядок, присущий вещам объективного мира или же порядок мыслей и отдельных представлений в пределах субъективного существования. Потому что под знанием о самом себе, о других людях и об окружающем мире подразумевается знание отличия, различий в природе и качестве, или в степени и количестве; фактически, это - те ограничения, пределы, меры, которые характеризуют все творение. Представляется, что понять различия и ограничения - это настоятельная необходимость нормального человеческого ума; ибо ум так устроен, и так функционирует, что даже в том случае, когда ему противостоит определенное целое, вещественная сущность, он исследует и рассматривает его в нескольких аспектах, принимает его по частям, складывает из частичных понятий то, что, по-видимому, является единым и определенным целым" (6).
Единый Пара Банду, единая Реальность, для нашего ментального понимания предстает в трех аспектах, в виде трех бинду. Анализируя различия и отличительные особенности, человеческий ум приходит к синтезу. Всякий раз, когда говорят о триаде, имеется в виду некий четвертый, турийам свид, который трансцендентен трем, и в то же время представляет их, соединяя их вместе, самасти. Троичный аспект известен как трипура, пураозначает "город", "место", "поле деятельности". Великая богиня, подвергающая себя разделению на три бинду, трипура, известна как Трипура, или Трипурасундари, сверхкрасота, присутствующая в триаде. Калика Пурана говорит, что все вокруг богини является тройным по количеству - треугольник, три круга Бхупура, ее трехсложная Мантра, три ее формы, тройственная Кундалини Шакти и сотворенная богиней троица, и что вследствие этого она известна как Трипура. (7) Так как она выше даже Триады, ее имя - Трипура.
Она существует прежде сотворения Троицы, прежде трех Вед и в момент уничтожения наполняет тройственные миры (3). Таким образом, богиня Трипурасундари находится в Трансцендентном Бинду, также как и в трех видоизмененных Бинду, составляющих треугольник. Фактически, так как Чакра развивается из Бинду и треугольника, великая благая Трипура заполняет всю Чакру (4). Трансцендентное сияние, чьей формой является сознание, а природой - великолепие и блаженство, ограничивает свой блеск, санкучат прабхам, воплощая себя как треугольник, который есть не что иное, как трипути, триада - измеряемое, измеряющий и мера. Великая Богиня Лалита, пребывающая в Бинду, в треугольнике, становится Камешвари, Ваджрешвари и Бхагамалини. Кама - это любовь; это слово указывает на луну. Ваджра - это молния, огонь в пространстве, а Бхага - это солнце. Великое сияние выражает себя тройственно - в луне, солнце и молнии, в Сома, Сурйа и Агни, в трех Кханда Шривидйа мантры. Кроме того, треугольник является проявлением Деви - Вамы, Джиестхи и Раудри с их супругами - Брахмой, Вишну и Рудрой. Самасти Шакти в Бинду - это Амбика со своим супругом - Ишварой.
После разрушения мира Богиня существует одна, после поглощения всех тридцати шести таттв, кабаликрита нишшешататтва грамасварупини. Когда должно начаться творение - она должна извергнуть то, что поглотила. Тогда она становится Вамой (Вамана - извержение) (10). При поддержании творения она - Джайестха, а во время его уничтожения она - ужасная Раудри. Если принять треугольник как Камакала, производное Божественного Желания, то он является проявлением Иччха, Джнана и Крийа Шакти, сил воли, знания и действия (11). "Турийа Шакти, находящаяся в Бинду, известна как Шанта, неподвижная, бездействующая Шакти. Если принять треугольник как Вагбхава, рожденный Вак, то он - это проявление Пашйанти, слова, что постигает, Мадхйама - слова, находящегося в промежуточной, тонкой области и Вайкусари - слова, выраженного голосом, посредством гортани. В Бинду находится Пара Вак - слово, которое "находится за", непроявлено, но обращено к проявленному. Подобным же образом мы можем взглянуть на треугольник, как на проявление трех гун - саттва, раджас и тамас, а на Бинду - как на находящееся выше гун - гунатита.
Треугольник является также проявлением трех состояний - джаграт - состояния пробуждения, свапна - состояния дремы и сушупти - состояния сна, наряду с наслаждающимся этими состояниями, Вайшванара, вселенским Мужским началом, Тейджаса - обитающим в Озаренном уме, и Праджна - Господином Мудрости. Бинду - это Турийа, свободный от всех состояний (12). Таким образом, для прояснения символики Шри Чакры принята тройная классификация. Но не следует забывать, что каждый из элементов триады опять-таки тройственен. Например, в состоянии пробуждения бодрствующим является не все существо. Некоторые его части бодрствуют, некоторые спят, некоторые дремлют. В пределах состояния "джаграт" мы имеем триаду - джаграт, свапна и сушупти. Аналогично, внутри творения не все является полностью, до конца сотворенным. Что-то проявлено полностью, что-то - лишь частично, а иное - уже уничтожено. Сришти состоит из триады - Сришти, Стхити и Самхара.
Сама богиня Трипура троична - трипура, тривидха: Бала - юная, Трипурасундари - прекрасная и Трипурабхайрави - ужасающая. И поскольку каждый из членов триады сам содержит в себе триаду, разделение становится девятеричным. Шри Чакра сформирована девятью треугольниками, пятью треугольниками вершинами вниз, наложенных на четыре треугольника вершинами вверх. Она состоит из девяти чакр - от Бхупура до Бинду. Существуют девять Чакрешвари, девять классов Йогини, и девять Мудр, Шри Чакра девятерична. Мантра девятерична, так как, по сути, она содержит только девять букв. Число Учителей - равно девяти. Человеческое тело имеет девять отверстий. Итак, прослеживается определенная тождественность между Чакрой, Божеством, Мантрой, Гуру и телом Садхака. Троичная и девятеричная классификации играют очень важную роль: без аналитического подхода такого рода было бы весьма трудно достичь синтеза различных планов жизни мира, схематически переданных в изображении Шри Чакры.
7. Девять Чакр
"Точка, треугольник, восьмиконечная фигура, две десятиконечных фигуры, четырнадцатиконечная фигура, восемь лепестков, шестнадцать лепестков, три окружности и три Бхупура - об этом говорят, как о Шри Чакре Верховной Богини" (1). - Йамала
В Шри Чакре находятся девять чакр. Иногда их насчитывают восемь, не считая при этом Бинду (2). Каждая из этих девяти Чакр имеет определенную форму и определенное имя. Позвольте нам описать Чакры, следуя от периферии изображения к его центру. Снаружи находится квадрат - чатурашра, образованный тремя параллельными линиями, раскрытыми на середине каждой из сторон и тем самым образующими как бы 4 входа. Он известен как Бхупура, сила земли. Если представить Шри Чакру постепенно возвышающейся, как Меру, то это нижний план. Через входные отверстия в Бхупура можно попасть внутрь ограниченного линиями участка. Далее внутри квадрата имеются три концентрических окружности, они служат тремя поясами - тривалайа. Пространство между сторонами квадрата и наружной окружностью, иначе говоря, между Бхупура и тривалайа, известно как Трайлокйа Мохана Чакра, чародей тройственного мира.
За тремя поясами находятся 16 лепестков, размещенные подобно лепесткам лотоса. Этот ряд известен как Сарваша парипурака Чакра, исполняющая все желания. Далее находятся 8 лепестков, расположенных подобно предыдущим. Это форма Сарва Санкшобхана Чакры, той, что волнует, возбуждает все. За ней мы видим фигуру, образованную наложением пяти треугольников вершинами вниз на четыре треугольника вершинами вверх. Фигура, получившаяся в результате такого наложения, состоит из сорока трех малых треугольников. Внешняя фигура из 14-ти треугольников, Чатурдаша кона, известна как Сарва Саубхагйада Чакра, дающая все благо. Следующая фигура, расположенная еще ближе к центру и составленная из десятитреугольников известна как внешняя Дашари, и называется Сарвартха Садхака Чакра, исполняющая все намерения. Следующая, опять-таки десятиконечная фигура - это внутренняя Дашара, Сарва Ракшакара Чакра, дающая всю защиту. Затем идет фигура, составленная из восьми треугольников, известная как Ашта кона,Сарварогахара Чакра, устраняющая все болезни. Далее находится перевернутый первичный треугольник, известный как Сарва Сиддхипрада Чакра, дающая все совершенства.
В центре находится Бинду, Сарванандамайа, Чакра, наполненная всем Блаженством. Значение названий Чакр становится ясным, если мы помним, что Шри Чакра эманировала из Камакала, элемента желания, предвечного желания того, кто есть Любовь и Блаженство, и что каждая последующая Чакра является постепенным развертыванием предыдущей. Снаружи Чакра проявляется как трайлокйа мохача, чародей тройственного мира. В своем тройственном состоянии существо попадает под ее чары и может оставаться в ней, чувствуя себя удовлетворенным, в течение очень долгого времени. Если существо пойдет дальше, то в его сердце появится страстное желание, желание того, чего оно, однако, еще не знает.
Эта жажда принимает форму разнообразных желаний, и они удовлетворяются в сарваса парипурака. Но удовлетворение желаний не приводит его никуда, приходят неудовлетворенность, беспокойство и волнение. Это состояние волнения, сарва санкшобхана, хорошо тем, что только отсюда можно проследовать во внутреннюю область успехов и достижений. Если этот шаг сделан, то существу даруется все благо, сарва саубхагиада, все цели достигаются, сарвартха садхака. Это состояние, стабилизируемое предоставлением существу всей защиты, сарваракшакара, и устранением всяких диссонансов, дисгармонии и болезней, сарва рогахара, ведет его к совершенству во всех вещах, сарва сиддхипрада. И кульминацией является отождествление существа с изначальными Блаженством и Любовью, с которых и началось все.
8. Двое в одном
"Равные в значении, равные в могуществе; между ними вплетена вся сила, они - нестареющая первопричина вселенной" (1) - Трипуропанишад
"Сосредоточившийся на паре Шива-Шакти видит мир как часть высшего начала и как его царство" (2) - Камакала Виласа
"Знай,что вращающиеся миры движущегося и неподвижного сотворены Шивой и Шакти" (3) - Камикагама
"Чтобы получить то, что я желаю, я кланяюсь - но почему я не упоминаю объект поклонения? Как, по правилам грамматики говорить мне о паре - как об едином, или как о множественном?" (4) - Нилакантха Дикшита
"Шри Чакра - это единое тело Шивы и Шакти" (5) - Бхайрава Йамала
Согласно распространенному мнению, Тантра, а особенно школа Шакта, подчеркивает верховенство Шакти, предоставляя Шиве низшее, подчиненное место в общем плане мироздания. Часто цитируют строку, гласящую, что Шива без Шакти - это просто труп, сава. Для подтверждения такого взгляда приводят также описание великого символического акта - Кали, танцующей на груди Шивы. Но этот взгляд является поверхностным пониманием точки зрения Тантр. Образ Кали, танцующей на груди Шивы, должен рассматриваться как целое; здесь нет двух существ - одного, танцующего на другом. Этот образ символизирует совокупность статического и динамического состояний. Следует подчеркнуть, что когда Кали танцует, Шива также танцует.
Лалита может иметь свою Ласйа; но это не мешает Ишваре иметь свою Тандава. Истина заключается в том, что так называемый "статичный" Шива является также и динамичным, а известная своей динамичностью Шакти по временам является статичной. Когда мы говорим, что вся вселенная, состоящая из подвижного и неподвижного, чарачара, есть осуществление союза Шивы и Шакти, мы не должны понимать это как смесь отдельных компонентов - статичного и динамичного. Потому что во вселенной нет ни абсолютной подвижности, ни абсолютной неподвижности. Определенное количество подвижности присуще, свойственно неподвижному, и в подвижности присутствует определенное состояние неподвижности (6). Шива и Шакти не есть два отдельные существа. Шива присутствует в Шакти, а Шакти присутствует в Шиве.
Теоретический постулат тантристов, гласящий, что Шива и Шакти есть одно и то же - это не просто философская абстракция. Для тантристов это - конкретный духовный опыт, жизненная реальность. Вся вселенная являет собой постоянное свидетельство этому. Последователи "Каула Дхарма" провозглашают законом своей жизни - "Каула" - осознавать в творении и Кула и Акула, и Шакти, и Шиву, постигать Истину как неразделимое слияние Кула-Акула, Шакти-Шивы. Сторонники традиции "Самайа" видят свою высшую цель в медитации на блаженство гармоничного союза, Амарасйа, Шивы и Шакти в тысячелепестковом лотосовом центре головы и сосредотачивают свое внимание на нем, созерцая всю вселенную как постоянную игру Шивы-Шакти. Истинный тантрист не может представить себе только Шиву, или только Шакти. Когда он провозглашает, что перед началом творения существует только абсолютно чистое сияние, Пракаша, он спешит добавить, что оно содержит в эмбриональной форме лежащую в основании Вимаршу, антар лина вимаршах (7).
Когда на соответствующих ступенях эволюции появляются Вимарша, Нада, Парабинду и т.д., то каждое из этих состояний есть слияние Шивы и Шакти, только в различных степенях концентрации. Если видимым является динамический аспект, то это именуется формой Шакти, а если преобладает статический аспект, то это известно как форма Шивы. Но все аспекты содержат в себе и статическое и динамическое, и Шиву, и Шакти. Неразделимая пара, согласно слову и чувству, вагартхавива самприктау, выдающихся поэтов, описывается как состоящая в браке. Они пробуждают энергию один в другом, параспара тапассампат пхалайита параспарау, сказал более поздний поэт. Их отношения пытаются выразить в образе Шакти, стоящей на груди, или сидящей на коленях Господа, или в образе одного тела, левая сторона которого обладает женскими, а правая - мужскими характерными чертами, ардханаришвара. Конечно, все эти образы не являются адекватными выражениями чудесных, непостижимых взаимоотношений, необыкновенного союза, поскольку в нашем мире имен и форм для создания союза требуется наличие двоих. Но союз Шивы-Шакти есть союз одного с самим собой; каждый человек должен осознать это внутри себя.
Словами невозможно выразить, и никакая сила не может оценить это самое сокровенное из всех сокровенных взаимоотношений. И поэтому, когда говорят о Шри Чакре как о форме-образе Верховной Шакти, то понимают, что Шакти включает в себя также и Шиву. Тантра провозглашает, что Шри Чакра безусловно является единым телом Шивы и Шакти, Шричакрам Шивайор Вапух, и продолжает доводить до общего сведения этот факт опыта духовной жизни, используя при этом тщательный логический подход и уделяя внимание деталям; обычно это характерно для Тантры. Позвольте нам теперь проиллюстрировать это. Шри Чакра известна, как Матрика Чакра, так как она символизирует развитую форму изначального Нада; этой формой являются звуки физической речи. Тантра говорит, что первая буква алфавита - "а" - является символом Шивы. Когда ее произносят с придыханием, она становится последней буквой алфавита - "ха", которая символизирует Шакти. Между первой и последней буквами, "а" и "ха", находится весь алфавит, они объемлют весь диапазон шабда прапанча (8). Сочетание двух букв "а" и "ха" образует слово "ахам",являющееся эпитомой Матрика и указывающее на все творение, потому что существование всего творения возникло из разделения, различения между "Я" и "Эго".
Когда предвечный Пракаша размышлял, на сцене появилось "Я", "ахам"; именно поэтому Вимарша названа первым "Я", и о ней говорится в Саундарйалахари как о Пураматхитур ахопурушика. Все прочие "Я" - "ахам", которыми наполнена вселенная, являются искажениями изначального "Я". Следует найти действительное "Я", находящееся выше эго; как загадочно определяет это Тантра, Гуру должен сделать человека знающим первое и последнее - Адим антйам ту ведайет, действительное "ахам", которое есть слияние, единая объединенная форма Шивы-Шакти. Так как Шри Чакра указывает на Матрика, которых представляет Ахам, Тантра заключает, что Шри Чакра является единым телом Шивы и Шакти. Кроме того, находящиеся в Шри Чакре первичный треугольник, восьмиконечная фигура, две десятиконечных фигуры и четырнадцатиконечная фигура известны как Чакры Шакти, в то время как фигуры из восьми лепестков, из шестнадцати лепестков, три пояса и три Бхупура известны как Чакры Шивы. Таким образом, 4 Чакры Шивы и 5 Чакр Шакти, всего 9 Чакр, составляют форму Шри Чакры, единое тело Шивы и Шакти (9).
Говорится, что четыре Чакры содержатся в пяти Чакрах - три кольца в треугольнике, восьмилепестковый лотос в восьмиконечной фигуре, шестнадцатилепестковый лотос в двух десятиконечных фигурах, и Бхупура в четырнадцатиконечной фигуре (10); таким образом подчеркивается тот факт, что Шакти включает в себя Шиву. Помимо того, очертания Шри Чакры образованы девятью треугольниками, пятью вершинами вниз, наложенными на четыре вершинами вверх. Первые пять - это Шакти кона, а последние именуются Агни кона, или Шива кона. Образ динамичной Шакти, наложенный на статичного Шиву указывает на ту духовную истину, что полное смирение и преданность Божественной Воле направляет вниз Милость Бога. Очертания этих Шива и Шакти кона образуют тело Навайони Чакры. В Брахманда говорится, что пять Шакти кона дают начало пяти элементам - земле, воздуху, огню, воде и эфиру, в то время как четыре Шива кона создают четыре принципа - майа, шуддха видйа, махешвара и садашива. Эти четыре принципа в комбинации с пятью элементами создают вселенные; в общих чертах это описывается планом Шри Чакры.
Как говорит поэт: "Его тело - глубокое небо; когда она тайно обнимает его, дыхание их любви распространяет скрытое великолепие повсюду вокруг. Затем идет танец в пространстве множества вселенных, и сверкающие звезды - словно бусинки пота, вызванного силой блаженства их союза" (11). В пределах микрокосма, пинданда, Шакти кона дают начало пяти элементам - коже, крови, мышцам, жиру и костям, в то время как Шива-кона дают рождение четырем элементам - костному мозгу, семени, жизни и личности (12). В Брахманда говорится, что белый Пракаша и красная Вимарша, белый Шива-бинду и красная Шакти-бинду продолжают свои непрекращающиеся общение и игру, в то время как в Пинданда то же самое наслаждение повторяется в уменьшенной форме как союз шукла и шонита, белого и красного, семени и яйца. Шри Чакра, которая воистину есть макрокосм, также как и микрокосм, является телом двоих в Одном, телом Шивы-Шакти. "Это узел, связавший воедино звезды: Двое, которые есть один - это секрет всей энергии. Двое, которые есть один - это сила и справедливость в вещах" (13).