एवं बुद्धेः परं बुद्ध्वा संस्तभ्यात्मानमात्मना ।
जहि शत्रुं महाबाहो कामरूपं दुरासदम् ॥४३॥
эвам буддхех парам буддхва самстабхьятманам атмана
джахи шатрум маха-бахо кама-рупам дурасадам
эвам - так; буддхех - разума; парам - то, что выше; буддхва - осознав; самстабхйа - усмирив; атманам - ум; атмана - одухотворенным разумом; джахи - покори; шатрум - врага; маха-бахо - о могучерукий; кама-рупам - принявшего образ вожделения; дурасадам - труднодоступного.
Осознав свою душу (истинного себя) усмири ум одухотворённым разумом, и покори врага - каму (желание наслаждаться отдельно от Абсолюта).
(Перевод сделан: ОМ Шанти).
Это последний стих 3 глава БГ. Как её итог. Поэтому важный.
Перед этим Абсолют говорил, что у души есть самый злейший враг - это вожделение. И он говорит, что единственная причина, почему душа находится в материальном мире, это её покрытие вожделением. У каждого это покрытие разной степени.
Что же такое вожделение? Нет, это не похоть, как переводят многие переводчики БГ. И не желание наслаждаться, как тоже переводят некоторые. Ананда - это наша природа. Ананда - это и есть наше желание получать наслаждение. Мы живём согласно нашей природе. Однако именно наслаждение как отдельной от Бога частицы - вот что есть истинная "кама" - о которой идёт речь в этом стихе. Не наслаждение само по-себе, а именно наслаждение отдельно от Бога. Это вожделение.
Бог не хочет, чтобы мы сидели как камни. Он желает нам счастья. Как родители желают его своим детям, поэтому покупают им подарки и создают все условия, чтобы их дети были счастливы.
Дети наслаждаются, осознавая, что они в семье.
Душа наслаждается, осознавая, что она в мире Бога и что всё принадлежит ему. Это нормальное и истинное состояние души. Множество душ живут в духовном Царстве в таком сознании. Однако есть те, которые утратили это сознание. И сейчас им кажется, что они живут отдельно от Бога. А некоторые дошли до ещё более низкого уровня - им кажется, что Бога вообще нет.
Их поглотило вожделение. Их наслаждение обрело эгоистичный характер. Поэтому многие Учителя рекомендуют начать служить людям, чтобы очиститься от этого. Однако это ещё не всё. Это лишь путь к чему-то более важному - пониманию, что наслаждение - это когда мы вместе с Богом.
Я нигде не встречал, чтобы этот стих БГ комментировали-переводили также. В основном переводили слово "кама" (знакомое Вам по "камасутре") как просто вожделение или ещё хуже - похоть. Т.е. для этих переводчиков это слово было негативным. Они говорили, что нужно вообще отказаться от наслаждения, от камы.
Это очень важный момент в Бхагавад Гите. Это принципиальный момент. Если здесь Вы принимаете концепцию такого перевода, то дальше может быть полностью непонятен истинный смысл всей Бхагавад Гиты.
И я ещё раз хочу повторить, что по моему мнению слово "кама" в этом стихе значит - желание наслаждаться отдельно от Бога. Что это не в значении отказа от камы (наслаждения) вообще, как поют Вам комментаторы БГ.
Соломон в Библии имел много богатства и наложниц. Но не это было его грехом. А то, что он "отвернулся от Господа своего". И больше никаких проблем.
Я Вам не раз говорил, что ВСЁ может приближать Вас к Богу и ВСЁ может от него удалять. Проблема не в этом ВСЁМ, а в Вас. Есть выражение - "он посмотрел с вожделением". Но в свете Бхагавад Гиты это значит, что человек забыл о Боге, он посмотрел на что-то как на то, чем хочет единолично обладать. Он забыл, что всё принадлежит Богу. Вот и вся проблема. Более того, Бог также дал свои законы. Например не нужно смотреть с вожделением на то, что принадлежит другому. Хотя бы для того, чтобы подняться своим сознанием выше и понимать, что, если ты не признаёшь Бога единоличным владельцем всего, то хотя бы не посягай на то, что принадлежит твоему брату. Поймёшь это, то может быть хотя бы потом осознаешь и то, что всё есть собственность Бога. Понимаете?
Даже в Вашем материальном мире Вас заставляют понять, что "украл - отправляйся в тюрьму". Всё кому-нибудь принадлежит. Нет ничего, что было бы само по себе. Даже если Вам кажется что деревья например цветы, вода и т.д. - это всё ничейное, значит моё. Однако незнание не освобождает от ответственности.
Вы должны это понять. Абсолют доносит до Вас эту важнейшую мысль. Он говорит в этом стихе примерно это: "Сын мой, я дал тебе всё, и дам всё, что ты пожелаешь в будущем, но, пожалуйста, не опускайся до уровня, когда ты будешь думать, что это всё делаю не я".
Забвение Бога - вот что такое вожделение. Думать о Боге - это единственная дорога назад.
जहि शत्रुं महाबाहो कामरूपं दुरासदम् ॥४३॥
эвам буддхех парам буддхва самстабхьятманам атмана
джахи шатрум маха-бахо кама-рупам дурасадам
эвам - так; буддхех - разума; парам - то, что выше; буддхва - осознав; самстабхйа - усмирив; атманам - ум; атмана - одухотворенным разумом; джахи - покори; шатрум - врага; маха-бахо - о могучерукий; кама-рупам - принявшего образ вожделения; дурасадам - труднодоступного.
Осознав свою душу (истинного себя) усмири ум одухотворённым разумом, и покори врага - каму (желание наслаждаться отдельно от Абсолюта).
(Перевод сделан: ОМ Шанти).
Это последний стих 3 глава БГ. Как её итог. Поэтому важный.
Перед этим Абсолют говорил, что у души есть самый злейший враг - это вожделение. И он говорит, что единственная причина, почему душа находится в материальном мире, это её покрытие вожделением. У каждого это покрытие разной степени.
Что же такое вожделение? Нет, это не похоть, как переводят многие переводчики БГ. И не желание наслаждаться, как тоже переводят некоторые. Ананда - это наша природа. Ананда - это и есть наше желание получать наслаждение. Мы живём согласно нашей природе. Однако именно наслаждение как отдельной от Бога частицы - вот что есть истинная "кама" - о которой идёт речь в этом стихе. Не наслаждение само по-себе, а именно наслаждение отдельно от Бога. Это вожделение.
Бог не хочет, чтобы мы сидели как камни. Он желает нам счастья. Как родители желают его своим детям, поэтому покупают им подарки и создают все условия, чтобы их дети были счастливы.
Дети наслаждаются, осознавая, что они в семье.
Душа наслаждается, осознавая, что она в мире Бога и что всё принадлежит ему. Это нормальное и истинное состояние души. Множество душ живут в духовном Царстве в таком сознании. Однако есть те, которые утратили это сознание. И сейчас им кажется, что они живут отдельно от Бога. А некоторые дошли до ещё более низкого уровня - им кажется, что Бога вообще нет.
Их поглотило вожделение. Их наслаждение обрело эгоистичный характер. Поэтому многие Учителя рекомендуют начать служить людям, чтобы очиститься от этого. Однако это ещё не всё. Это лишь путь к чему-то более важному - пониманию, что наслаждение - это когда мы вместе с Богом.
Я нигде не встречал, чтобы этот стих БГ комментировали-переводили также. В основном переводили слово "кама" (знакомое Вам по "камасутре") как просто вожделение или ещё хуже - похоть. Т.е. для этих переводчиков это слово было негативным. Они говорили, что нужно вообще отказаться от наслаждения, от камы.
Это очень важный момент в Бхагавад Гите. Это принципиальный момент. Если здесь Вы принимаете концепцию такого перевода, то дальше может быть полностью непонятен истинный смысл всей Бхагавад Гиты.
И я ещё раз хочу повторить, что по моему мнению слово "кама" в этом стихе значит - желание наслаждаться отдельно от Бога. Что это не в значении отказа от камы (наслаждения) вообще, как поют Вам комментаторы БГ.
Соломон в Библии имел много богатства и наложниц. Но не это было его грехом. А то, что он "отвернулся от Господа своего". И больше никаких проблем.
Я Вам не раз говорил, что ВСЁ может приближать Вас к Богу и ВСЁ может от него удалять. Проблема не в этом ВСЁМ, а в Вас. Есть выражение - "он посмотрел с вожделением". Но в свете Бхагавад Гиты это значит, что человек забыл о Боге, он посмотрел на что-то как на то, чем хочет единолично обладать. Он забыл, что всё принадлежит Богу. Вот и вся проблема. Более того, Бог также дал свои законы. Например не нужно смотреть с вожделением на то, что принадлежит другому. Хотя бы для того, чтобы подняться своим сознанием выше и понимать, что, если ты не признаёшь Бога единоличным владельцем всего, то хотя бы не посягай на то, что принадлежит твоему брату. Поймёшь это, то может быть хотя бы потом осознаешь и то, что всё есть собственность Бога. Понимаете?
Даже в Вашем материальном мире Вас заставляют понять, что "украл - отправляйся в тюрьму". Всё кому-нибудь принадлежит. Нет ничего, что было бы само по себе. Даже если Вам кажется что деревья например цветы, вода и т.д. - это всё ничейное, значит моё. Однако незнание не освобождает от ответственности.
Вы должны это понять. Абсолют доносит до Вас эту важнейшую мысль. Он говорит в этом стихе примерно это: "Сын мой, я дал тебе всё, и дам всё, что ты пожелаешь в будущем, но, пожалуйста, не опускайся до уровня, когда ты будешь думать, что это всё делаю не я".
Забвение Бога - вот что такое вожделение. Думать о Боге - это единственная дорога назад.