ॐ
Автор
Мудрость Ассизкого бедняка.
[ картинка ]
Сестра наша вода! — воскликнул Франциск, приблизившись к реке. — Твоя чистота воспевает святость Бога. Прыгая с камня на камень, Лев быстро пересек поток. Франциск последовал за ним, но гораздо медленнее.
Лев ждал его, стоя на противоположном берегу и смотрел, как прозрачная вода быстро течет по золотистому песку среди огромных серых камней. Он продолжал смотреть на реку и тогда, когда Франциск присоединился к нему. Казалось, он не мог оторваться от этого зрелища. Франциск посмотрел на него и увидел грусть в его глазах.
— О чем ты задумался? — спросил его Франциск.
— Ах, если бы мы могли иметь хоть немного этой чистоты, — ответил Лев, — мы бы тоже познали радость нашей сестры воды!
Глубокая тоска прозвучала в этих словах. Лев меланхолично смотрел на реку.
— Пойдем! — сказал Франциск и потянул его за руку.
И они продолжили свой путь. После краткого молчания Франциск спросил Льва:
[ картинка ]— Что такое, по-твоему, чистота сердца?
— Не совершать ничего, за что можно было бы упрекнуть себя, — не колеблясь ответил Лев.
— Тогда я понимаю твою печаль, — сказал Франциск. — Потому что всегда есть в чем себя упрекнуть себя, — не колеблясь ответил Лев.
— Да, — сказал Лев, — именно это лишает меня надежды достичь когда-нибудь чистоты сердца.
— Ах, брат Лев, поверь мне, — ответил Франциск. — Не заботься так о чистоте твоей души. Обрати свой взор к Богу. Любуйся Им. Радуйся тому, что в Нем вся полнота святости. Благодари Его за Него Самого. Именно это, брат, и значит иметь чистое сердце.
— А когда ты обращаешься к Богу, — продолжал Франциск, — никогда не сосредотачивайся на себе самом. Не спрашивая себя, насколько близок ты к Богу. Грусть от мысли, что ты грешен и не совершенен — слишком человеческое чувство. Надо устремить свой взор выше, к Богу, к Его величию и бесконечности. Чистое сердце никогда не перестает преклоняться перед Господом, живым и истинным. Оно стремится постичь Бога и способно радоваться Богу, не смотря ни на что. Такое сердце одновременно и пусто и наполнено.
Ему достаточно того, чтобы Бог был Богом, в этой мысли сердце находит мир и радость. И тогда Сам Бог становится его святостью.
— Бог, тем не менее, требует от нас верности, — заметил Лев.
— Да, безусловно, — ответил Франциск. — Но святость это не самореализация, не совершенство и не состояние полноты. Скорее, это пустота, которую ты открываешь в себе. Бог заполняет ее в той мере, в какой ты открываешься Его полноте.
Видишь ли, если мы примем наше ничтожество, оно станет свободным пространством, в котором может творить Бог. Господь не даст никому похитить Свою славу. Он — Господь, единый, святой. Но Он берет за руку бедного, вытаскивает его из грязи и дает место среди знати, чтобы он увидел Его славу. Бог становится небом его души.
Созерцать славу Господа, брат Лев, открывать, что Бог есть Бог, и Бог навеки, превыше людей, радоваться тому, что Он есть, восторгаться его вечной юностью и благодарить Его за Него Самого, за Его несравненное милосердие — такова глубочайшая потребность той любви, которая Дух Господень неустанно вливает в наши сердца. Вот что значит иметь чистое сердце.
Но этой чистоты не достичь ни волей, ни внутренними усилиями.
— Что же делать? — спросил Лев.
— Надо просто освобождаться от всего, выметать все из себя. Принять свою бедность, отказаться от всего, что нас отягощает, даже от тяжести собственных грехов. Не видеть ничего, кроме славы Господней и отдаться ее свету. Бог существует, и этого достаточно. Тогда сердце станет легким, как жаворонок, опьяненный просторами и голубизной неба. Оно оставит все заботы, все тревоги. Его стремление к совершенству сменится простой и чистой жаждой Бога.
Идя впереди, Лев слушал своего отца очень внимательно. Он чувствовал, как на сердце у него становилось легко, и мир охватывал его душу.
Отрывок из книги
«Мудрость Ассизского бедняка»,
автор — брат Илия Леклерк
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1977
[ картинка ]
Сестра наша вода! — воскликнул Франциск, приблизившись к реке. — Твоя чистота воспевает святость Бога. Прыгая с камня на камень, Лев быстро пересек поток. Франциск последовал за ним, но гораздо медленнее.
Лев ждал его, стоя на противоположном берегу и смотрел, как прозрачная вода быстро течет по золотистому песку среди огромных серых камней. Он продолжал смотреть на реку и тогда, когда Франциск присоединился к нему. Казалось, он не мог оторваться от этого зрелища. Франциск посмотрел на него и увидел грусть в его глазах.
— О чем ты задумался? — спросил его Франциск.
— Ах, если бы мы могли иметь хоть немного этой чистоты, — ответил Лев, — мы бы тоже познали радость нашей сестры воды!
Глубокая тоска прозвучала в этих словах. Лев меланхолично смотрел на реку.
— Пойдем! — сказал Франциск и потянул его за руку.
И они продолжили свой путь. После краткого молчания Франциск спросил Льва:
[ картинка ]— Что такое, по-твоему, чистота сердца?
— Не совершать ничего, за что можно было бы упрекнуть себя, — не колеблясь ответил Лев.
— Тогда я понимаю твою печаль, — сказал Франциск. — Потому что всегда есть в чем себя упрекнуть себя, — не колеблясь ответил Лев.
— Да, — сказал Лев, — именно это лишает меня надежды достичь когда-нибудь чистоты сердца.
— Ах, брат Лев, поверь мне, — ответил Франциск. — Не заботься так о чистоте твоей души. Обрати свой взор к Богу. Любуйся Им. Радуйся тому, что в Нем вся полнота святости. Благодари Его за Него Самого. Именно это, брат, и значит иметь чистое сердце.
— А когда ты обращаешься к Богу, — продолжал Франциск, — никогда не сосредотачивайся на себе самом. Не спрашивая себя, насколько близок ты к Богу. Грусть от мысли, что ты грешен и не совершенен — слишком человеческое чувство. Надо устремить свой взор выше, к Богу, к Его величию и бесконечности. Чистое сердце никогда не перестает преклоняться перед Господом, живым и истинным. Оно стремится постичь Бога и способно радоваться Богу, не смотря ни на что. Такое сердце одновременно и пусто и наполнено.
Ему достаточно того, чтобы Бог был Богом, в этой мысли сердце находит мир и радость. И тогда Сам Бог становится его святостью.
— Бог, тем не менее, требует от нас верности, — заметил Лев.
— Да, безусловно, — ответил Франциск. — Но святость это не самореализация, не совершенство и не состояние полноты. Скорее, это пустота, которую ты открываешь в себе. Бог заполняет ее в той мере, в какой ты открываешься Его полноте.
Видишь ли, если мы примем наше ничтожество, оно станет свободным пространством, в котором может творить Бог. Господь не даст никому похитить Свою славу. Он — Господь, единый, святой. Но Он берет за руку бедного, вытаскивает его из грязи и дает место среди знати, чтобы он увидел Его славу. Бог становится небом его души.
Созерцать славу Господа, брат Лев, открывать, что Бог есть Бог, и Бог навеки, превыше людей, радоваться тому, что Он есть, восторгаться его вечной юностью и благодарить Его за Него Самого, за Его несравненное милосердие — такова глубочайшая потребность той любви, которая Дух Господень неустанно вливает в наши сердца. Вот что значит иметь чистое сердце.
Но этой чистоты не достичь ни волей, ни внутренними усилиями.
— Что же делать? — спросил Лев.
— Надо просто освобождаться от всего, выметать все из себя. Принять свою бедность, отказаться от всего, что нас отягощает, даже от тяжести собственных грехов. Не видеть ничего, кроме славы Господней и отдаться ее свету. Бог существует, и этого достаточно. Тогда сердце станет легким, как жаворонок, опьяненный просторами и голубизной неба. Оно оставит все заботы, все тревоги. Его стремление к совершенству сменится простой и чистой жаждой Бога.
Идя впереди, Лев слушал своего отца очень внимательно. Он чувствовал, как на сердце у него становилось легко, и мир охватывал его душу.
Отрывок из книги
«Мудрость Ассизского бедняка»,
автор — брат Илия Леклерк
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1977