ॐ
Автор
http://radikal.ru
Сакральный праздник Наваратри означает «девять ночей» и празднуется два раза в год: в марте- апреле -«Чайтра» или «Васант Наваратри», и в октябре- ноябре -«Шарад Наваратри». Все эти праздники посвящены Шакти, то есть Богине-Матери во многих ее проявлениях. Шакти является энергией в процессе творения, и ей поклоняются как высшему женскому аспекту Брахмана, создательницу, покровительницу и защитницу Мира. Оба праздника — и весенний, и осенний — празднуются как победа светлых сил, олицетворенных Богиней Матерью.
Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного демона Махишасуру. Рассказывается об этом в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях.
Васанта Наваратри начинается в новолуние месяца Чайтра (начинаем праздновать 28 марта), продолжается 9 дней и на 9-й день растущей луны отмечается Рама Навами – день явления Рама.
Каждая область в Индии празднует фестиваль по-своему, но, несмотря на это есть общая особенность.
Первые 3 дня праздника почитают Богиню Дургу- гневный аспект Богини- Матери, Великую разрушительницу, беспощадно уничтожающую грехи. Молят о разрушении своих негативных качеств и невежества, о победе над своей низшей природой.
Следующие 3 дня почитают Богиню Лакшми, дарующую духовное и материальное благополучие. Когда Дурга расчистила путь, Лакшми дарует добродетели.
И последние 3 дня почитают Сарасвати, дарующую божественную мудрость и знания. Очистившись от страстей, победив свою низшую природу, обретя внутреннюю чистоту и добродетели, поклоняются Сарасвати, молят о постижении Высшего, своей истинной природы.
Дурга уничтожает пороки, разрушает негатив, дарует чистоту, защиту от тёмных сил.
Лакшми дарует добродетели, радость и внутренний покой. Благосклонность Лакшми человек познаёт в виде материального и духовного успеха, процветания.
Сарасвати раскрывает творческие возможности, дарует высшее знание и божественную мудрость, просветление.
И тогда рождается Божественный Человек — Рама.
Богиня Дурга имеет девять наиболее важных обличий (каждый из девяти дней праздника посвящен одной из форм Богини), которые получили название НАВАДУРГА. Во время Наваратри поклоняются каждому проявлению Дурги.
Гневные ипостаси Дурги: Чандрагханта, Кушманда, Каларатри, Катьяяни, Брахмачарини.
Милостивые ипостаси Дурги: Шайлапутри, Скандамата,Махагаури, Сиддхидхатри.
Шайлапутри — дочь Гималайи (Царя гор). Богиня Шайлапутри носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой - лотос.Это вопложение Сати, дочери Дакши и супруги Господа Шивы. В ее втором рождении она является Парвати, дочерью Гималаев и позже она также становится супругой Шивы. Это одна из первых форм Шакти и она очень тесно связана с Господом Шивой.
Она - дочь горы. Таким образом, она непоколебимая как гора. Ее решение устойчиво и бесповоротно. Она вселяет устойчивое решение в своих приверженцев.
Ей поклоняются в первый день праздника.
Брахмачарини — являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, дарует освобождение. Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками и сосудом с водой в руках.Здесь "Брахма" означает ту, кто постоянно медитирует на Высшее Бытие. Брахмачарини - чрезвычайно благочестивая и миролюбивая форма и всегда находится в медитации. Эта форма Дурги связана с суровой аскезой, предпринятой Сати и Парвати в соответствующих рождениях для того, чтобы обрести Шиву в качестве супруга. Некоторые наиболее важные враты, соблюдаемые в различных частях Индии женщинами, основываются на строгих самоограничениях по примеру Брахмачарини.
Ей поклоняются во второй день праздника.
Чандрагханта — источник храбрости и смелости. Её кожа золотого цвета, у нее десять рук и три глаза, на голове она носит половинку Луны в форме колокольчика, в руках держит различное оружие и колокольчик, которым отпугивает врагов. Две её руки благословляют верующих. Она уничтожает зло и невежество. Её изображают сидящей на тигре.Это ужасающий аспект Богини Шакти и она сильна в гневе. Эта форма Дурги полностью отличается от более ранних форм и показывает, какой она может быть ужасной и губительной, когда сердита. У Нее три глаза и десять рук. Она едет на льве и готова бороться, несравненное воплощение доблести. Все демоны и бесы приходят в ужас, услышав чудовищный звук ее колокольчика.
Ей поклоняются в третий день праздника.
Кушманда — восьмирукая богиня, восседающая на тигре. Её атрибутами являются чётки и оружие. Она является олицетворением Божественного присутствия и милости Божества.Имя Кушманда состоит из трех слов. "Ку" означает "малая", "Ушма" значит "энергия", а "Анда" - "космическое яйцо или вселенная". Кушманда - Вселенская Мать, обладающая силой создания вселенной. Она также известна как Аштабхуджа. Богиня очень счастлива в этом воплощении и считается, что вечная темнота рассеивается, когда она улыбается. И это ведет к началу творения.
Ей поклоняются в четвёртый день праздника.
Скандамата — Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Её три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.Сканда - это одно из имен Субрахманьи или Господа Муруги (Картикеи) - предводителя Армии Девов и наиболее доблестного Божества. Сканда Мата является матерью Картикеи. Она также известна как Падмасана. Это материнская форма Дурги и она очень великодушна. Кроме того она символизирует храбрость и дает славу.
Ей поклоняются в пятый день праздника.
Катьяйани — Дочь легендарного мудреца Катьяйаны. Изображают эту богиню верхом на льве (тигре). У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у неё различное оружие.Это форма дочери. Здесь она представлена как любящая дочь . Она является воплощением любви, но, не колеблясь, встанет в гневе на защиту правды и Дхармы.
Ей поклоняются в шестой день праздника.
Каларатри — Чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза. В руках она обычно держит факел и топор. Эта форма Деви рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.. В этой форме, как полагают, она слизывала кровь демона Ракта Биджи, который был способен создать тысячу демонов из капли крови, пролитой из его тела.
Это самая яростная форма Дурги. Эта форма прежде всего показывает, что жизнь имеет также темную сторону - неистовую Мать Природу, создает хаос и удаляет все загрязнения. Каларатри изображается верхом на осле. У нее длинные губы, она носит цветы Карника в своих ушах . Все ее тело смазано маслом. Она носит тяжелое железное украшение на левой лодыжке, а волосы на ее голове растрепаны. Именно в такой форме приходит ужасная Бхагавати Каларатри. Ее почитание уничтожает смерть.
Ей поклоняются в седьмой день праздника.
Махагаури — чистая и сияющая как луч света. Красивая богиня с четырьмя руками, подобна восьмилетней девочке , она дарует своим преданным внутренний покой. Махагаури одета в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан и трезубец. На её лице обычно можно увидеть умиротворённое выражение.Это — форма Мата Парвати, когда она совершала аскезу, желая, чтобы Шива взял ее в жены. Считают, что во время этого интенсивного тапаса она не двигалась, и пыль, грязь покрыли ее тело. Господь Шива очистил ее тело водой из Ганги. Чистота отображена в этой форме Дурги.
Ей поклоняются в восьмой день праздника.
Девадути или Сиддхидхатри — источник всех мистических совершенств и достижений. Она одаривает своих преданных всеми совершенствами. Богиня восседает на тигре или на лотосе. У нее четыре руки, которыми она может благословлять своих почитателей 26-ю различными способами. В этой форме Богиня Мать дарует сиддхи или знание. Эта форма Дурги устраняет невежество и дарует знание постижения Брахмана. Согласно Деви-Пуране, Господь Шива получил сиддхи, поклоняясь ей и именно вследствие ее благосклонности, половина тела Шивы превратилась в форму Деви, и он стал известным как Ардханаришвара. Сиддхидатри окружена Сиддхами, Гандхарвами, Якшасами, Демонами и Богами, которые почитают ее. Совершенство, которые она дает — это реализация такого состояния, в котором все есть Высшее Бытие или Брахман.
Во время всех девяти дней исполняются религиозные песни и танцы. Кроме того, верующие должны просыпаться ночью и успокаивать богиню Дургу. Красочные глиняные горшки (garbo) заполненные водой и цветами символизируют Богиню. Вокруг них женщины исполняют традиционный танец Garba. Танцовщицы в сопровождении традиционной музыки кружатся вокруг глиняного горшка. Танец начинается с медленных движений, затем темп нарастает. Другой характерный танец праздника Наваратри - Dandia – Raas, в котором мужчины и женщины, танцуя в круге, держат изящные палки, периодически соединяя их. Танцы обычно начинаются поздно вечером и продолжаются до утра
Самые важные дни Наваратри — последние три дня.
«Кто не способен постоянно совершать пуджу во время Наваратри, пусть проводит пуджу лишь на восьмые титхи... Те, кто не способен держать пост во время Наваратри, пусть держат его только три дня должным образом, что, сказано, дарует плод, о царь, на седьмой, восьмой и девятый дни, исполненные преданности. Благодаря совершению поклонения в эти три дня бывает плод, как от совершения поклонения во все дни» ("Девибхагавата Пурана").
Как совершать пуджу в Наваратри?
1. Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья (Величание Богини), читаемая ежедневно в ночи праздника Наваратри (скачать можно здесь https://yadi.sk/i/nqR8qrZo3DrSYG )
Порядок чтения Дэви Махатмья по дням празднования праздника Наваратри таков:
глава 1 — 1-й день
глава 2 — 4 — 2-й день
главы 5, 6 — 3-й день
глава 7 — 4-й день
глава 8 — 5-й день
главы 9, 10 — 6-й день
глава 11 — 7-й день
глава 12 — 8-й день
глава 13 — 9-й день
Ежедневно (обычно вечером) прочитывает или пропевается либо вся Дэви-махатмья целиком, либо только ее часть
2. Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce. Можно читать мантру по четкам определенное (по личному обету) число (нечетное) "кругов" (один "круг" - 108 раз) трижды в день - утром, в полдень и вечером.
3. Третьей частью садханы в Наваратри является внешнее почитание (пуджа). Поскольку считается, что в каждый из дней праздника Богиня убивала очередного демона (или даже полчища таковых), то вечерняя пуджа считается более важной, как празднование очередной победы Божественной Силы над проявлением зла. У домашнего алтаря каждый шакта совершает посильную пуджу в соответствии со своими познаниями, посвящением и возможностью. В первый день праздника с утра садхака выражает (своими словами или читая соответствующую санскритскую формулу) санкальпу — намерение совершить праздник и перечисляет (дает обет), что намерен сделать в течение Наваратри для удовлетворения Богини. Потом совершает положенную пуджу так, как может, повторяет наварна-мантру и читает Дэви-махатмья и/или другие гимны прославления (стотры). При отсутствии возможности всю пуджу можно свести к возжиганию лампадки и воскурению благовоний перед образом или символом (янтрой и др.) Богини, поднесению цветов (наличие красных — обязательно) и найведьи (подношения пищи — фруктов, сладостей и др.).
http://radikal.ru
4. В дни праздника воздерживаются от секса, употребления мяса, рыбы, вина, курения, посещения увеселительных светских заведений и прочих "тамасических" вещей и действий. Многие проводят ночь Маханавами (последняя ночь праздника) без сна, прославляя Богиню и медитируя на уничтожение зла и всего негативного в себе самих.
Эти девять дней Наваратри являются возможностью одержать верх над тремя основными качествами, тремя гунами, выйти за их пределы. Вся наша жизнь управляется тремя гунами, мы редко осознаем и думаем об этом. Первые три дня Наваратри относятся к гуне Тамас, следующие три дня относятся к гуне Раджас и последние три дня - к гуне Саттва. Когда в жизни доминирует Саттва гуна, приходит победа, успех.
Почитание сути этого знания выражается в праздновании десятого дня Наваратри как празднование победы добра над злом.
Праздник Наваратри является символическим процессом трансформации человека на пути самосовершенствования, высшей ступенью которого является реализация его Божественной природы. Наваратри, время самоосознания и очищения, традиционно является благоприятным периодом времени для новых дел и начинаний.
Принятие того, что Божественность присутствует в каждой форме и в каждом имени, независимо от почитаемых нами религий и богов - это и есть празднование Наваратри.
Наваратри в штате Гуджарат-
http://radikal.ru
(Источники: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1398/, http://chela.ru/navaratri%20vasanta.html)
Сакральный праздник Наваратри означает «девять ночей» и празднуется два раза в год: в марте- апреле -«Чайтра» или «Васант Наваратри», и в октябре- ноябре -«Шарад Наваратри». Все эти праздники посвящены Шакти, то есть Богине-Матери во многих ее проявлениях. Шакти является энергией в процессе творения, и ей поклоняются как высшему женскому аспекту Брахмана, создательницу, покровительницу и защитницу Мира. Оба праздника — и весенний, и осенний — празднуются как победа светлых сил, олицетворенных Богиней Матерью.
Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного демона Махишасуру. Рассказывается об этом в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях.
Васанта Наваратри начинается в новолуние месяца Чайтра (начинаем праздновать 28 марта), продолжается 9 дней и на 9-й день растущей луны отмечается Рама Навами – день явления Рама.
Каждая область в Индии празднует фестиваль по-своему, но, несмотря на это есть общая особенность.
Первые 3 дня праздника почитают Богиню Дургу- гневный аспект Богини- Матери, Великую разрушительницу, беспощадно уничтожающую грехи. Молят о разрушении своих негативных качеств и невежества, о победе над своей низшей природой.
Следующие 3 дня почитают Богиню Лакшми, дарующую духовное и материальное благополучие. Когда Дурга расчистила путь, Лакшми дарует добродетели.
И последние 3 дня почитают Сарасвати, дарующую божественную мудрость и знания. Очистившись от страстей, победив свою низшую природу, обретя внутреннюю чистоту и добродетели, поклоняются Сарасвати, молят о постижении Высшего, своей истинной природы.
Дурга уничтожает пороки, разрушает негатив, дарует чистоту, защиту от тёмных сил.
Лакшми дарует добродетели, радость и внутренний покой. Благосклонность Лакшми человек познаёт в виде материального и духовного успеха, процветания.
Сарасвати раскрывает творческие возможности, дарует высшее знание и божественную мудрость, просветление.
И тогда рождается Божественный Человек — Рама.
Богиня Дурга имеет девять наиболее важных обличий (каждый из девяти дней праздника посвящен одной из форм Богини), которые получили название НАВАДУРГА. Во время Наваратри поклоняются каждому проявлению Дурги.
Гневные ипостаси Дурги: Чандрагханта, Кушманда, Каларатри, Катьяяни, Брахмачарини.
Милостивые ипостаси Дурги: Шайлапутри, Скандамата,Махагаури, Сиддхидхатри.
Шайлапутри — дочь Гималайи (Царя гор). Богиня Шайлапутри носит на голове половинку Луны, сидит верхом на быке и держит в правой руке трезубец, а в левой - лотос.Это вопложение Сати, дочери Дакши и супруги Господа Шивы. В ее втором рождении она является Парвати, дочерью Гималаев и позже она также становится супругой Шивы. Это одна из первых форм Шакти и она очень тесно связана с Господом Шивой.
Она - дочь горы. Таким образом, она непоколебимая как гора. Ее решение устойчиво и бесповоротно. Она вселяет устойчивое решение в своих приверженцев.
Ей поклоняются в первый день праздника.
Брахмачарини — являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, дарует освобождение. Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками и сосудом с водой в руках.Здесь "Брахма" означает ту, кто постоянно медитирует на Высшее Бытие. Брахмачарини - чрезвычайно благочестивая и миролюбивая форма и всегда находится в медитации. Эта форма Дурги связана с суровой аскезой, предпринятой Сати и Парвати в соответствующих рождениях для того, чтобы обрести Шиву в качестве супруга. Некоторые наиболее важные враты, соблюдаемые в различных частях Индии женщинами, основываются на строгих самоограничениях по примеру Брахмачарини.
Ей поклоняются во второй день праздника.
Чандрагханта — источник храбрости и смелости. Её кожа золотого цвета, у нее десять рук и три глаза, на голове она носит половинку Луны в форме колокольчика, в руках держит различное оружие и колокольчик, которым отпугивает врагов. Две её руки благословляют верующих. Она уничтожает зло и невежество. Её изображают сидящей на тигре.Это ужасающий аспект Богини Шакти и она сильна в гневе. Эта форма Дурги полностью отличается от более ранних форм и показывает, какой она может быть ужасной и губительной, когда сердита. У Нее три глаза и десять рук. Она едет на льве и готова бороться, несравненное воплощение доблести. Все демоны и бесы приходят в ужас, услышав чудовищный звук ее колокольчика.
Ей поклоняются в третий день праздника.
Кушманда — восьмирукая богиня, восседающая на тигре. Её атрибутами являются чётки и оружие. Она является олицетворением Божественного присутствия и милости Божества.Имя Кушманда состоит из трех слов. "Ку" означает "малая", "Ушма" значит "энергия", а "Анда" - "космическое яйцо или вселенная". Кушманда - Вселенская Мать, обладающая силой создания вселенной. Она также известна как Аштабхуджа. Богиня очень счастлива в этом воплощении и считается, что вечная темнота рассеивается, когда она улыбается. И это ведет к началу творения.
Ей поклоняются в четвёртый день праздника.
Скандамата — Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Её три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.Сканда - это одно из имен Субрахманьи или Господа Муруги (Картикеи) - предводителя Армии Девов и наиболее доблестного Божества. Сканда Мата является матерью Картикеи. Она также известна как Падмасана. Это материнская форма Дурги и она очень великодушна. Кроме того она символизирует храбрость и дает славу.
Ей поклоняются в пятый день праздника.
Катьяйани — Дочь легендарного мудреца Катьяйаны. Изображают эту богиню верхом на льве (тигре). У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у неё различное оружие.Это форма дочери. Здесь она представлена как любящая дочь . Она является воплощением любви, но, не колеблясь, встанет в гневе на защиту правды и Дхармы.
Ей поклоняются в шестой день праздника.
Каларатри — Чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза. В руках она обычно держит факел и топор. Эта форма Деви рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.. В этой форме, как полагают, она слизывала кровь демона Ракта Биджи, который был способен создать тысячу демонов из капли крови, пролитой из его тела.
Это самая яростная форма Дурги. Эта форма прежде всего показывает, что жизнь имеет также темную сторону - неистовую Мать Природу, создает хаос и удаляет все загрязнения. Каларатри изображается верхом на осле. У нее длинные губы, она носит цветы Карника в своих ушах . Все ее тело смазано маслом. Она носит тяжелое железное украшение на левой лодыжке, а волосы на ее голове растрепаны. Именно в такой форме приходит ужасная Бхагавати Каларатри. Ее почитание уничтожает смерть.
Ей поклоняются в седьмой день праздника.
Махагаури — чистая и сияющая как луч света. Красивая богиня с четырьмя руками, подобна восьмилетней девочке , она дарует своим преданным внутренний покой. Махагаури одета в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан и трезубец. На её лице обычно можно увидеть умиротворённое выражение.Это — форма Мата Парвати, когда она совершала аскезу, желая, чтобы Шива взял ее в жены. Считают, что во время этого интенсивного тапаса она не двигалась, и пыль, грязь покрыли ее тело. Господь Шива очистил ее тело водой из Ганги. Чистота отображена в этой форме Дурги.
Ей поклоняются в восьмой день праздника.
Девадути или Сиддхидхатри — источник всех мистических совершенств и достижений. Она одаривает своих преданных всеми совершенствами. Богиня восседает на тигре или на лотосе. У нее четыре руки, которыми она может благословлять своих почитателей 26-ю различными способами. В этой форме Богиня Мать дарует сиддхи или знание. Эта форма Дурги устраняет невежество и дарует знание постижения Брахмана. Согласно Деви-Пуране, Господь Шива получил сиддхи, поклоняясь ей и именно вследствие ее благосклонности, половина тела Шивы превратилась в форму Деви, и он стал известным как Ардханаришвара. Сиддхидатри окружена Сиддхами, Гандхарвами, Якшасами, Демонами и Богами, которые почитают ее. Совершенство, которые она дает — это реализация такого состояния, в котором все есть Высшее Бытие или Брахман.
Во время всех девяти дней исполняются религиозные песни и танцы. Кроме того, верующие должны просыпаться ночью и успокаивать богиню Дургу. Красочные глиняные горшки (garbo) заполненные водой и цветами символизируют Богиню. Вокруг них женщины исполняют традиционный танец Garba. Танцовщицы в сопровождении традиционной музыки кружатся вокруг глиняного горшка. Танец начинается с медленных движений, затем темп нарастает. Другой характерный танец праздника Наваратри - Dandia – Raas, в котором мужчины и женщины, танцуя в круге, держат изящные палки, периодически соединяя их. Танцы обычно начинаются поздно вечером и продолжаются до утра
Самые важные дни Наваратри — последние три дня.
«Кто не способен постоянно совершать пуджу во время Наваратри, пусть проводит пуджу лишь на восьмые титхи... Те, кто не способен держать пост во время Наваратри, пусть держат его только три дня должным образом, что, сказано, дарует плод, о царь, на седьмой, восьмой и девятый дни, исполненные преданности. Благодаря совершению поклонения в эти три дня бывает плод, как от совершения поклонения во все дни» ("Девибхагавата Пурана").
Как совершать пуджу в Наваратри?
1. Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья (Величание Богини), читаемая ежедневно в ночи праздника Наваратри (скачать можно здесь https://yadi.sk/i/nqR8qrZo3DrSYG )
Порядок чтения Дэви Махатмья по дням празднования праздника Наваратри таков:
глава 1 — 1-й день
глава 2 — 4 — 2-й день
главы 5, 6 — 3-й день
глава 7 — 4-й день
глава 8 — 5-й день
главы 9, 10 — 6-й день
глава 11 — 7-й день
глава 12 — 8-й день
глава 13 — 9-й день
Ежедневно (обычно вечером) прочитывает или пропевается либо вся Дэви-махатмья целиком, либо только ее часть
2. Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce. Можно читать мантру по четкам определенное (по личному обету) число (нечетное) "кругов" (один "круг" - 108 раз) трижды в день - утром, в полдень и вечером.
3. Третьей частью садханы в Наваратри является внешнее почитание (пуджа). Поскольку считается, что в каждый из дней праздника Богиня убивала очередного демона (или даже полчища таковых), то вечерняя пуджа считается более важной, как празднование очередной победы Божественной Силы над проявлением зла. У домашнего алтаря каждый шакта совершает посильную пуджу в соответствии со своими познаниями, посвящением и возможностью. В первый день праздника с утра садхака выражает (своими словами или читая соответствующую санскритскую формулу) санкальпу — намерение совершить праздник и перечисляет (дает обет), что намерен сделать в течение Наваратри для удовлетворения Богини. Потом совершает положенную пуджу так, как может, повторяет наварна-мантру и читает Дэви-махатмья и/или другие гимны прославления (стотры). При отсутствии возможности всю пуджу можно свести к возжиганию лампадки и воскурению благовоний перед образом или символом (янтрой и др.) Богини, поднесению цветов (наличие красных — обязательно) и найведьи (подношения пищи — фруктов, сладостей и др.).
http://radikal.ru
4. В дни праздника воздерживаются от секса, употребления мяса, рыбы, вина, курения, посещения увеселительных светских заведений и прочих "тамасических" вещей и действий. Многие проводят ночь Маханавами (последняя ночь праздника) без сна, прославляя Богиню и медитируя на уничтожение зла и всего негативного в себе самих.
Эти девять дней Наваратри являются возможностью одержать верх над тремя основными качествами, тремя гунами, выйти за их пределы. Вся наша жизнь управляется тремя гунами, мы редко осознаем и думаем об этом. Первые три дня Наваратри относятся к гуне Тамас, следующие три дня относятся к гуне Раджас и последние три дня - к гуне Саттва. Когда в жизни доминирует Саттва гуна, приходит победа, успех.
Почитание сути этого знания выражается в праздновании десятого дня Наваратри как празднование победы добра над злом.
Праздник Наваратри является символическим процессом трансформации человека на пути самосовершенствования, высшей ступенью которого является реализация его Божественной природы. Наваратри, время самоосознания и очищения, традиционно является благоприятным периодом времени для новых дел и начинаний.
Принятие того, что Божественность присутствует в каждой форме и в каждом имени, независимо от почитаемых нами религий и богов - это и есть празднование Наваратри.
Наваратри в штате Гуджарат-
http://radikal.ru
(Источники: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1398/, http://chela.ru/navaratri%20vasanta.html)
Последнее редактирование модератором: