ॐ
Автор
Как-то зашел разговор о затворничестве. Сколько раз слышали о затворниках, читали. Только сейчас осознала - а что я в сущности знаю об этом? Знаю ли, как проводится затворничество? Есть ли какие-то каноны, правила, стадии, отличия? Мне стало интересно, и решила поближе подойти к этой теме.
Как же становятся затворниками и почему? Почему вообще существует такое явление? Само собой, были и есть люди, у которых возникала глубокая душевная потребность в этом, и естество требовало исчезнуть из мира, изолировать себя надолго где-то в недоступном месте. В этой глухой изоляции человек, видимо, встречается со своим Высшим Я, кусочком Абсолюта, заглядывает в иную реальность. Так поступали великие святые, они уходили в глубокое уединение и со временем возвращались уже просветленные.И мне кажется, очень важно не потерять эту оголенную связь в такой экстраординарной ситуации, не остаться вдруг действительно одиноким маленьким материальным сгустком в абсолютном одиночестве и пропасть, исчезнуть на самом деле. Я и не знаю, возможно ли такое, чтобы оторвать себя от мира и не найти дорогу к себе Высшему. Пусть это останется лишь тенью моего ограниченного воображения!
http://radikal.ru
Святогорская лавра. Меловая скала с Николаевской церковью. Донецкая область.
Христианские подвижники-затворники добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве. Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и происходили по веским причинам общественного или частного характера.
http://radikal.ru
Павел Фивейский — первый известный христианский отшельник (Фивы, Египет), по преданию, прожил 113 лет и, поселившись в пещере у подножия горы, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, укрывался от холода и зноя одеждой из пальмовых листьев.
http://radikal.ru
Серафим Саровский (родился в Курске) жил в лесу в келье, сам себе добывал пропитание и даже кормил лесных зверей, перечитывал священные книги и подолгу молился. Принял на себя иноческий подвиг безмолвия.
http://radikal.ru
Автопортрет.
Святитель Феофан Затворник, оставив всяческие высшие чины, ушел в затвор. При этом, он не считал себя в затворе, а ушел, как говорил, чтобы не мешали служить Богу, писать труды и помогать людям советами - вёл обширную переписку и отвечал на каждое письмо.
"Затворничество предполагает цель. Кто отрёкся не только от действительности, но и от саморазвития? Затворник априори благороден и окружён тайной, ведь никто просто так не отгораживается от людей без причины. Такие люди могут выходить в свет, могут даже вести, казалось бы, обычную жизнь, их выдаёт только отстранённость, отсутствие интереса к обыденности. Они находят красоту и уют внутри себя, и, даже находясь среди толпы, они словно окружены непроницаемой стеной своего мира и индивидуальности". (Святитель Феофан)
Из буддисткой философии:
"Классика затворничества – буддийский ретрит (затворничество). В него уходят на три года, три месяца, три недели и три дня. Срок определил сам Будда как минимальный период, необходимый для преобразования ума, объятого неведением, в ум мудрости, попросту говоря, для достижения просветления."
"Затворник не имеет права нарушать границы пространства, где протекает затворничество. В самом начале трехлетней практики он клянется перед всеми: «Я не покину место своего затворничества, даже если горы посыплются мне на голову, даже если меня затопит ливнями, даже если огонь будет бушевать со всех сторон»".
"Затворничество — по-тибетски «цам» — означает ограничение. Есть два вида границ — внешние и внутренние. Внешние границы — это особые границы, которые вы устанавливаете: возводите забор вокруг места затворничества, за который вы не должны выходить, или очерчиваете круг, за пределы которого не будете выходить. Благодаря такой внешней границе во время затворничества создаётся меньше условий, способствующих возникновению омрачений ума... Внутренние границы - находясь в затворничестве, вы берёте на себя обязательство, что не будете выходить за границы позитивного мышления. "
http://radikal.ru
Горный затвор близ буддийского монастыря Сэра (Индия).
Затворничество входит в программу мистической подготовки религиозной жизни Тибета. «Оставаться в цам» – значит «жить в уединении», «удалиться за барьер, который нельзя переходить». «Барьер» бывает разным. У опытных мистиков это чисто психологическое ограничение: говорят, они не нуждаются в материальных препятствиях, чтобы изолировать себя во время медитации.
Уединение в цам бывает разной степени суровости. Есть затворники, которые общаются только с домашними, другие - только со слугами, некоторые отказываются видеть даже небо, закрывая окно полностью или поселяясь в комнате без окон, но освещаемой непрямыми лучами солнца. А иные отшельники не видят вообще никого, общаясь только письменно, и даже если те, кто ухаживает за ними, забывают принести им еду, они молча голодают.
http://radikal.ru
Буддийский монастырь Намгьял Цемо. Северная Индия.
Существуют и более суровые виды цам, например затворничество в полной темноте. Некоторые тибетские отшельники закрывают себя в этих жилищах– могилах на несколько лет или даже до самой смерти. В одиночестве, эти отшельники временами видят чудесные картины: их келья становится ярко освещенной, или в темноте все предметы начинают светиться, или перед ними возникает фантасмагория – сияющие цвета, красочные пейзажи, яркие, необычные люди. Но все эти видения считаются ловушками суб'ективного неспокойного ума. Тибетцы считают, что так испытывается степень концентрации ума.
http://radikal.ru
Гималаи. Монастырь в горах. Монахи добираются туда по веревке. И это еще не выпал снег (октябрь).
В учении Дзогчен не существует системы длительного затворничества - несколько месяцев, возможно, год. Кроме того, многие учителя Дзогчена говорят, что не следует долго оставаться в одном месте - это развивает многочисленные напряжения, и для снятия их необходимо объединяться со всеми ситуациями. Если мы обладаем материальным телом, мы должны объединяться с обществом, со своими обстоятельствами. Даже если убегать куда-то, все равно появляются новые проблемы. Проведя несколько лет в монастыре, можно обнаружить, что это – другая разновидность сансары. Но вместе с тем есть и нечто другое - отрекшиеся от мира Учителя, уходящие на всю жизнь в горы, пустыни.... С сорока пяти лет Миларепа основался в пещере Дракар Тасо (зуб лошади белой скалы), а также стал странствующим учителем.
Когда он жил в монастыре, он не всегда мог практиковать, было много необходимых дел - пуджи, внутренние дела монастыря и т. д. И однажды он решил покинуть монастырь и стать практиком, живущим на горе. Он ушёл на гору, там и жил; у него было немного пищи, и спустя несколько дней ему стало нечего есть. У него было много проблем, но он принял твёрдое решение: «Я никогда не спущусь с этой горы, даже если я должен умереть. Я хочу полностью посвятить себя практике». Так он прожил ещё несколько дней, и у него начались видения, а его тело стало крайне слабым. Однажды он увидел подбегающую собаку, собака пришла из монастыря. Он позвал собаку, написал несколько слов на бумаге: «Дамчо Тэнпа умирает от голода на этой горе», и привязал это письмо на шею собаке. Тогда собака вернулась в монастырь. Монахи прочитали и отправили несколько человек с едой, немного цампы. Это тибетская пища. Затем постепенно у людей появилась привычка приносить ему пищу. Спустя несколько лет монах стал очень знаменит. Все приходили, делали подношения, он отдавал все полученные подношения своим ученикам, которые тоже остались жить с ним на горе, в месте, ставшем чем-то вроде маленького монастыря.
Существует высказывание Будды: «Очень трудно найти кость практикующего, полностью посвятившего себя Дхарме, который бы умер от голода...". Однако подобная высшая духовная практика практически нереальна для общества в целом, для обычных людей. Существует много других способов получать учения.
Устанавливая внешние границы, затворник так же очерчивает внутренние границы: все непотребные мысли, слова и действия, все мирские дела и устремления остаются по ту сторону ретрита. В этом и состоит основная цель затворничества, а не в оставлении семьи, обязанностей и работы. Один из великих тибетских учителей, давая наставления по ретриту, любил повторять: «Что толку от затворничества, если ваш ум блуждает. Многие люди уходят в пещеры, в горы, но ум их остается в городах, в семьях. Это не затворничество, это притворство. Подлинная хижина затворника – это его тело, эту хижину не надо искать, в нее не надо уходить: она всегда с вами. Подлинный затворник – это ум, который пребывает в теле. Поэтому нет надобности куда-то идти, вся ваша жизнь может стать ретритом»
В отличие от других традиций, в которых подавляющее большинство отказавшихся от мира святых жили в монастырях или в уединенных приютах, в Индии отшельники (садху) большую часть года вели бродячий образ жизни и только в период муссонов поселялись в каком-то определенном месте (не обязательно в одном и том же). Садху были вне ритуальной и сословной системы, и в то же время пользовались наивысшим авторитетом в духовных и моральных вопросах. Главный смысл этого состояния – непривязанность к вещам, месту, времени и т.п., словом отсутствие внешней точки опоры и полное сосредоточение на своем внутреннем «я».
"Самое главное, самое ценное в этом мире — это Дхарма, а не нечто материальное. Есть миры, где уровень материального развития гораздо выше, чем на нашей земле, но там нет такого драгоценного учения". (Геше Джампа Тинлей)
Время от времени удаляться от всего мира принято во всех духовных традициях. "И самый ценный опыт, который можно извлечь из уединенного затворничества, — это чистое переживание самого себя. Может быть, оно даже более ценно, чем возможность беспрепятственно медитировать". (Генри Дэвид Торо).
http://radikal.ru
Истинные затворники выбирают этот вид духовной практики совершенно осознанно для углубления в процесс познания Высших истин и самопознания, заранее подготавливая и настраивая себя.
В кратковременное затворничество идут и простые смертные, подобные нам - за духовной практикой. Ретрит, или ритрит (retreat —«отступление», «уединение», «удаление от общества», «затвор») — английское слово, вошедшее в русский язык как обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.
http://radikal.ru
На протяжении веков ретрит практиковался учёными и монахами с целью найти внутри себя некие внутренние силы, понять смысл существования и свои дальнейшие действия.
Затворническую жизнь в той или иной степени ведут люди творчества, люди науки.
Уединенно и замкнуто живет, отказываясь от высших наград и премий, известный математик из Санкт-Петербурга Григорий Перельман.
Марсель Пруст в полном одиночестве, запершись в квартире, провел конец жизни (13 лет), там и создал 7 томов своего труда "В поисках утраченного времени". Выходил он только ночью для творческого вдохновения. Он активно писал письма для общения с миром.
Эмили Дикинсон - поэтесса из США, уединившись от мира, переписывалась с друзьями.
Томас Бернхард - драматург и прозаик из Австрии - жил в доме-крепости в глухом округе Гмуден. Его роман "Стужа" - о состоянии души человека.
Джером Сэлинджер - писатель, США. После романа "Над пропастью во ржи" уединился от мира.
Виктор Пелевин - прозаик, Россия, приверженец буддизма, уединение и скрытность для него - образ жизни.
Франц Кафка писал: "Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно". Как это точно! Действительно, если задуматься на миг, сколько же у нас в жизни заняло время, потраченное не на суету сует, а на осмысление себя и смысла всего - получится мизер, наверное.
Известны многочисленные случаи добровольного отказа от мира и ухода в тайгу, бункеры, джунгли или куда-нибудь еще, ухода от реальности, которую не принимают.
http://radikal.ru
В наш век распространяется явление затворничества «hikikomori» (аномальное избегание социальных контактов), пришедшее из Японии, где оно захватило, как говорится в разных статьях, более миллиона человек.
http://radikal.ru
В основном - это молодежь, старшеклассники, студенты, они годами сидят в своих комнатах один на один с компьютером, избегая контактов с внешним миром. Странно представить, что это их осознанный выбор, приходит на ум зомбирование...
Бывают и неосознанные причины ухода в себя, принятые не по спокойной разумной воле, а из-за душевного дискомфорта, внутренних неразрешимых противоречий. Иногда бывают серьезные на то причины, а иногда и они настолько завуалированы, что, возможно, идут из другого мира теней или отголосков глубокого прошлого. Бывает, людей бросает в непонятную, вязкую энергетическую яму, из которой, так трудно выбраться. Почему так происходит, что нас гложет и не дает покоя - в этом есть загадка, хотелось бы ее решить. Разберемся ли когда-нибудь в этих вопросах, научимся ли быстро восстанавливать душевное равновесие? Надеюсь.
Всем знакомо возникающее порой кратковременное чувство - запереться, остаться наедине, дать волю чувствам, разобраться в себе или в ситуации. И мы это делаем - кто дольше, кто на незначительное время. Но заложенная в нас программа ''жить в Мире'' берет свое, мы здесь не только для уединения, отстранения от окружения, нам задано жить в общении, взаимопонимании и взаимопомощи. Открыться, услышать и увидеть этот мир, пока мы в нем.
Использовала материалы из: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8, http://samopoznanie.ru/schools/retrity/http://web-dvd.okis.ru/gt.html, http://buddhayana.ru/%D1%83%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.html, http://agni-yoga.net/vbulletin/showthread.php?t=2022, https://murzim.ru/nauka/jezoterika/magija-i-tajna-tibeta/18852-misticheskie-teorii-i-duhovnye-trenirovki.html, http://kogni.narod.ru/lyssenko1.htm.