ॐ
Автор
Ведическое воспитание мальчиков и девочек.
В любом воспитательном процессе самое главное- это любовь к ребенку, причем любовь безусловная. Как правило родители в первые месяцы и годы жизни любят ребенка просто за то, что он есть. Невероятная невинность и чистота, которая исходит от ребенка, растопляет даже самы суровые сердца. Но как проявляется эта любовь, по каким признакам ребенок знает, что он любим? Прежде всего ребенок чувствует, что он любим через телесный контакт чаще с матерью, которая кормит, прижимая к груди, меняет одежду, держит на руках, качает. Телесный контакт первых лет жизни как с матерью, так и с отцом, их объятья, качания, подбрасывания сообщают ребенку, что он не одинок, любим, важен, защищен. В первые месяцы жизни воспитание мальчиков и девочек практически не отличается.
Как и когда необходимо начать воспитание, которое сформирует нужные качества у мальчиков и девочек?
Конечно же первым и самым важным вкладом, образцом для воспитания определенных качеств являются родители детей. Девочки наблюдают и перенимают у мамы как все, что она делает, так и интонацию, лексику и общий стиль поведения с отцом. Так же и мальчики копируют то, как отец общается, обращается с матерью и другими женщинами.
Чтобы понять какие качества у детей необходимо формировать целенаправленно, нужно обратится к ведической культуре и посмотреть какие же качества почитаются в женщинах , а какие в мужчинах? Что дает им возможность жить в благости?
Надо сразу отметить, что важными у обоих являются качества, которые помогают служениюдруг другу. И в этом женщина и мужчина равны. Оба образуют из своих половинок целостность, если служат друг другу.
Одним из главных мужских качеств считается воспитание ответственности. Это ответственность за свои слова, поступки ,за свою будущую жену, за своих будущих детей, за материальное благополучие будущей семьи и в дальнейшем ответственность за общество.
Здесь все ведущие педагоги и психологи сходятся во мнении о важности раннего трудового воспитания детей. Известные педагоги Никитины для этой цели организовывали:
Мальчики обычно сами стремятся помогать отцу, если он что-то чинит, прибивает. Они с радостью еще совсем маленькими подносят нужные инструменты, пытаются сами прибивать гвозди. Сейчас есть безопасные детские инструменты, которыми могут пользоваться уже двух-трехлетние малыши. В шесть-семь лет дети способны помогать родителям по-настоящему.
Гурджиев пишет: „ Одним из характерных приемов воспитания было то, что как только мой отец замечал, что я достаточно освоил какое-то ремесло и полюбил его, он немедленно начинал учить меня чему-нибудь другому.
Как я понял впоследствии, он хотел не только обучить меня разным ремеслам, но также пытался развить у меня привычку преодолевать трудности, встречающиеся в каждом новом деле. С тех пор любой вид деятельности казался мне интересным и достойным уважения и мне всегда хотелось научиться чему-нибудь новому“.
Формированию ответственности помогает не только труд, но и нравственные принципы, в рамках которых это воспитание совершается. В семье - это вежливость и почитание родителей, сострадание и милосердие к старшему поколению(помочь встать, принести еду, помочь включить -выключить технику...), других членов семьи, особенно старших, ответственное (кормить, мыть, выводить на прогулку) и чуткое отношение к домашним животным. Очень много в нравственном воспитании дают совместные семейные поездки на природу, которые развивают наблюдательность(посмотреть как живут муравьи, гусеницы-бабочки, стрекозы, птицы...; послушать голоса - леса, луга, птиц, кузнечиков...). Убрать за собой мусор, потушить костер и поблагодарить природу и Творца за то чудо, что окружает нас.
Песталоцци пишет, что нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.
Очень важно, когда для мальчика кроме отца авторитетом является другой мужчина, который может привить новые как духовные , так и физические качества. Это может быть тренер или просто друг семьи, в обществе которого мальчик учится по другому видеть и оценивать ситуации. В ведической культуре часто отдавали мальчиков духовным наставникам.
Приведу цитату Гурджиева о половом воспитании, которое совершал его наставник: „Согласно законам природы, как утверждают мудрые люди, процесс созревания заканчивается у мужчин к 20-23 годам, у женщин - к 15-19 годам, в зависимости от климатических условий местности, где они росли.
В беседах со мной отец-настоятель часто обращался к вопросам пола. Относительно сексуального желания он сказал мне следующее: "Если юноша, не достигший зрелости, позволит себе удовлетворить свою страсть, с ним произойдет то же, что с небезызвестным Исавом, который продал за чечевичную похлебку право первородства. Потому что, уступив искушению хотя бы один раз, он лишит себя возможности в дальнейшем быть достойным человеком“.
Можно не сомневаться, что это в такой же степени относится и к девушкам!
Перейдем к воспитанию девочки и посмотрим в чем особенность служения женщины.
Воспитание девочки строится на основе обучения знаниям семейных отношений. Здесь несомненно самым главным учителем-воспитателем является семья и то как мама служит папе. Кроме непосредственного запечатления отношений в семье, девочке дают знания об устройстве семейных отношний: как правильно построить отношения в семье, чтобы они были наполнены теплотой и радостью, понимание значимости и важности семьи, что такое семья и зачем она нужна.
Женщина служитмужу, заботясь о ведении домашнего хозяйства, наполняя любовью, теплотой и пониманием атмосферу в доме. Своей мягкостью она смягчает более грубую ментальную энергию мужчины, охраняя его от недостатков, отдавая мужу лидерство. Доброжелательно выслушивая его пролемы она помогает снять напряжение и вдохновить на принятие правильного решения.
Одной из важных качеств, которые необходимо сформировать у девочки является забота о других. Ставя девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться, мы формируем это качество. Надо отметить, что она сама тоже в большей степени, чем мальчик нуждается в заботе и покровительстве. Когда девочка получает в детстве повышенную дозу заботы и любви от обоих родителей, в ней развивается способность больше доверять и полагаться. И это помогает впоследствии ей получать покровительство мужа.
Умению понимать будущего мужа, терпению и предупреждению напряжения в семье, может помочь обучение активному слушанию.
В ведической культуре обучение девочек осуществлялось с раннего детства мамами, бабушками и прабабушками. Девочка воспитывалась дома, и часто членам семьи помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, в вышивании, в психологии отношений и так далее.
Помимо необходимых в жизни умений вести хозяйство(умения готовить, держать дом в чистоте, заботиться о детях, шить, вышивать) девочек, а позднее женщин обучали философии, культурологии, искусству. Девочки учились размышлять о своем месте в мире, своих истоках и предназначении, развивать понимание того, что муж и жена, служа друг другу помогают обрести совершенство. Важнейшей дхармой жещины считалась гармонизация внутреннего и внешнего пространства.
В заключение приведу еще несколько важных установок в воспитании детей, независимо мальчик это или девочка:
В любом воспитательном процессе самое главное- это любовь к ребенку, причем любовь безусловная. Как правило родители в первые месяцы и годы жизни любят ребенка просто за то, что он есть. Невероятная невинность и чистота, которая исходит от ребенка, растопляет даже самы суровые сердца. Но как проявляется эта любовь, по каким признакам ребенок знает, что он любим? Прежде всего ребенок чувствует, что он любим через телесный контакт чаще с матерью, которая кормит, прижимая к груди, меняет одежду, держит на руках, качает. Телесный контакт первых лет жизни как с матерью, так и с отцом, их объятья, качания, подбрасывания сообщают ребенку, что он не одинок, любим, важен, защищен. В первые месяцы жизни воспитание мальчиков и девочек практически не отличается.
Как и когда необходимо начать воспитание, которое сформирует нужные качества у мальчиков и девочек?
Конечно же первым и самым важным вкладом, образцом для воспитания определенных качеств являются родители детей. Девочки наблюдают и перенимают у мамы как все, что она делает, так и интонацию, лексику и общий стиль поведения с отцом. Так же и мальчики копируют то, как отец общается, обращается с матерью и другими женщинами.
Чтобы понять какие качества у детей необходимо формировать целенаправленно, нужно обратится к ведической культуре и посмотреть какие же качества почитаются в женщинах , а какие в мужчинах? Что дает им возможность жить в благости?
Надо сразу отметить, что важными у обоих являются качества, которые помогают служениюдруг другу. И в этом женщина и мужчина равны. Оба образуют из своих половинок целостность, если служат друг другу.
Одним из главных мужских качеств считается воспитание ответственности. Это ответственность за свои слова, поступки ,за свою будущую жену, за своих будущих детей, за материальное благополучие будущей семьи и в дальнейшем ответственность за общество.
Здесь все ведущие педагоги и психологи сходятся во мнении о важности раннего трудового воспитания детей. Известные педагоги Никитины для этой цели организовывали:
- домашние мастерские;
- детские инструменты;
- общие домашние дела;
- походы, поездки, путешествия;
- замена карманных денег на трудовые.
Мальчики обычно сами стремятся помогать отцу, если он что-то чинит, прибивает. Они с радостью еще совсем маленькими подносят нужные инструменты, пытаются сами прибивать гвозди. Сейчас есть безопасные детские инструменты, которыми могут пользоваться уже двух-трехлетние малыши. В шесть-семь лет дети способны помогать родителям по-настоящему.
Гурджиев пишет: „ Одним из характерных приемов воспитания было то, что как только мой отец замечал, что я достаточно освоил какое-то ремесло и полюбил его, он немедленно начинал учить меня чему-нибудь другому.
Как я понял впоследствии, он хотел не только обучить меня разным ремеслам, но также пытался развить у меня привычку преодолевать трудности, встречающиеся в каждом новом деле. С тех пор любой вид деятельности казался мне интересным и достойным уважения и мне всегда хотелось научиться чему-нибудь новому“.
Формированию ответственности помогает не только труд, но и нравственные принципы, в рамках которых это воспитание совершается. В семье - это вежливость и почитание родителей, сострадание и милосердие к старшему поколению(помочь встать, принести еду, помочь включить -выключить технику...), других членов семьи, особенно старших, ответственное (кормить, мыть, выводить на прогулку) и чуткое отношение к домашним животным. Очень много в нравственном воспитании дают совместные семейные поездки на природу, которые развивают наблюдательность(посмотреть как живут муравьи, гусеницы-бабочки, стрекозы, птицы...; послушать голоса - леса, луга, птиц, кузнечиков...). Убрать за собой мусор, потушить костер и поблагодарить природу и Творца за то чудо, что окружает нас.
Песталоцци пишет, что нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.
Очень важно, когда для мальчика кроме отца авторитетом является другой мужчина, который может привить новые как духовные , так и физические качества. Это может быть тренер или просто друг семьи, в обществе которого мальчик учится по другому видеть и оценивать ситуации. В ведической культуре часто отдавали мальчиков духовным наставникам.
Приведу цитату Гурджиева о половом воспитании, которое совершал его наставник: „Согласно законам природы, как утверждают мудрые люди, процесс созревания заканчивается у мужчин к 20-23 годам, у женщин - к 15-19 годам, в зависимости от климатических условий местности, где они росли.
В беседах со мной отец-настоятель часто обращался к вопросам пола. Относительно сексуального желания он сказал мне следующее: "Если юноша, не достигший зрелости, позволит себе удовлетворить свою страсть, с ним произойдет то же, что с небезызвестным Исавом, который продал за чечевичную похлебку право первородства. Потому что, уступив искушению хотя бы один раз, он лишит себя возможности в дальнейшем быть достойным человеком“.
Можно не сомневаться, что это в такой же степени относится и к девушкам!
Перейдем к воспитанию девочки и посмотрим в чем особенность служения женщины.
Воспитание девочки строится на основе обучения знаниям семейных отношений. Здесь несомненно самым главным учителем-воспитателем является семья и то как мама служит папе. Кроме непосредственного запечатления отношений в семье, девочке дают знания об устройстве семейных отношний: как правильно построить отношения в семье, чтобы они были наполнены теплотой и радостью, понимание значимости и важности семьи, что такое семья и зачем она нужна.
Женщина служитмужу, заботясь о ведении домашнего хозяйства, наполняя любовью, теплотой и пониманием атмосферу в доме. Своей мягкостью она смягчает более грубую ментальную энергию мужчины, охраняя его от недостатков, отдавая мужу лидерство. Доброжелательно выслушивая его пролемы она помогает снять напряжение и вдохновить на принятие правильного решения.
Одной из важных качеств, которые необходимо сформировать у девочки является забота о других. Ставя девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться, мы формируем это качество. Надо отметить, что она сама тоже в большей степени, чем мальчик нуждается в заботе и покровительстве. Когда девочка получает в детстве повышенную дозу заботы и любви от обоих родителей, в ней развивается способность больше доверять и полагаться. И это помогает впоследствии ей получать покровительство мужа.
Умению понимать будущего мужа, терпению и предупреждению напряжения в семье, может помочь обучение активному слушанию.
В ведической культуре обучение девочек осуществлялось с раннего детства мамами, бабушками и прабабушками. Девочка воспитывалась дома, и часто членам семьи помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, в вышивании, в психологии отношений и так далее.
Помимо необходимых в жизни умений вести хозяйство(умения готовить, держать дом в чистоте, заботиться о детях, шить, вышивать) девочек, а позднее женщин обучали философии, культурологии, искусству. Девочки учились размышлять о своем месте в мире, своих истоках и предназначении, развивать понимание того, что муж и жена, служа друг другу помогают обрести совершенство. Важнейшей дхармой жещины считалась гармонизация внутреннего и внешнего пространства.
В заключение приведу еще несколько важных установок в воспитании детей, независимо мальчик это или девочка:
- Ребенок - это не объект воспитания, а участник совместной эмоциональной и духовной жизни семьи.
- Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.
- Мать должна научить дочь ухаживать за отцом, а отец должен научить сына ухаживать за матерью, чтобы впоследствии она умела ухаживать за мужем, а он за женой.
- С раннего детства ребенка нужно обучить благодарности.