ॐ
Автор
О святом Петре и о святой Февронии,
о Любви большой, святой, священно-истинной,
помолясь под православными иконами,
вам поведаю сердечно правду чистую.
Хоть и дивно вам покажется предание,
но не сказка это все, не ражий вымысел:
все события в моем повествовании
Провиденьем свершены да Божьим Промыслом.
о Любви большой, святой, священно-истинной,
помолясь под православными иконами,
вам поведаю сердечно правду чистую.
Хоть и дивно вам покажется предание,
но не сказка это все, не ражий вымысел:
все события в моем повествовании
Провиденьем свершены да Божьим Промыслом.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
/Ермолай Еразм 40-е года XVI век/ (первоисточник)
/Ермолай Еразм 40-е года XVI век/ (первоисточник)
Не знаю, красивая ли выдумка или реальные события, но то, что эта пара служит примером для всех супружеских союзов, которые идут по духовному пути, не вызывает сомнений. Петр и Ферония, муромские святые, являются покровителями супружеских пар и благословляют их союзы на небесах.
Сейчас очень много повестей, былин, сказаний о Петре и Февронии, я решила взять за основу поэму «Сказание о Петре и Февронии, чудотворцах муромских» /Шарко Ольга Николаевна/.
О ком же эта поэма?
О князе Петре (после пострига – Давид) и о простой крестьянке, девушки Февронии, ставшей княгиней.
В русском граде Муроме, правил князь Павел (согласно исторических данных, это был старший сын князя Юрия Владимировича, следовательно младший наш герой Петр), жил в любви и согласии со своей супругой, которую нежно называл Ладушкой. Жили дружно и счастливо.
Заболела княгиня, по часам таяла, злой дух покоя не давал, в образе мужа приходил и силы забирал, супругу своему не могла открыться. Сам князь стал выспрашивать:
«Что за хворь-недуг в тебе, скажи мне ладушка?
Тяжело в себе печаль-то грузом нашивать.
Раздели ее со мной…Садись вот рядышком…»
И открыла княгиня сердце мужу:
«Злой дух мучает, да в случившемся нисколько не повинна я…».
Думал князь как от беды избавиться и предложил супруге выведать чем и как убить злого духа. Получилось у супруги, но злой дух загадкой ответил:
«Лишь плечу Петра возможно жизнь отнять мою.
Лишь меч Агриков силен да сталь булатная».
Рассказал все князь своему брату, Петру. Петр выслушал и понял, что именно он должен избавить своих родных от духа злого., да только не знал где же найти этот Агриков меч.
Петр молился в церкви и просил помощи в поисках меча. Явился Ангел к нему, проводил Петра к месту, где Агриков меч, на зло заточенный хранится, к стене алтарной.
Далее упустим не столь важные подробности. Бой состоялся, злой дух побежден, но во время боя из раны злого духа, фонтаном яд брызнул на тело Петра. Долго страдал Петр, никто не мог ему помочь. С каждым днем слабел Петр, узнал он, что в Рязанской земле, в разных селах, много врачевателей. Так один из гонцов Петра попал в село Ласково и встретил там прекрасную девицу Февронию, обратился с вопросом к ней, можно ли князя Петра излечить. Ответ был таков:
«Знаю я, о чем хлопочешь, чем заботишься.
Передай князю то, что я скажу тебе:
коли князю твоему здоровья хочется,
привези, - коль пожелает он, - в избу ко мне»
«Я богатства не возьму, но с условием вылечу.
А условие такое. Будет князь здоров:
я очищу – коль женою он возьмет меня.
Если же нет, - болезнь вернется: как родимый кров.
И не будет князю проку от лечения.»
Петр согласился, а про себя подумал – «Крестьянка и Я?! Смешно это! Не бывать этому!»
Феврония подготовила мазь для князя и отдала гонцу со словами:
«Пусть князь выпарится в бане, семь потов сольет.
А потом вот этим смажет кожу свою.
Но один струп – пусть оставит! Хворь с него сойдет, если сделает точно все, как я говорю».
Выздоровел князь Петр, только струп один остался. Слово Петр и не собирался сдерживать, но отправил Февронии подарки. Отказалась он от подарков, молча.
Прошло время, Петр здоров и весел, но однажды увидел он опять язву, вернулась его болезнь. Гордость не позволяла Петру вновь обратиться к Февронии, но явился Ангел и молвил:
«Не кручинься, Гордость усмири.
Шли посыльного к девице снова в Ласково.
А когда тебе девица язвы исцелит,
ты женись на ней: вам Бог велит жить счастливо».
Исцелила Петра крестьянка, женился на ней князь Петр и стала дочь пасечника княгиней Февронией.
«Стали жить он по заповедям Божеским, -
и любовь была их – верной и взаимною»…
1203 год, умирает старший брат князь Павел, правителем Мурома становится князь Петр, рядом с которым мудрая и любящая супруга – княгиня Феврония. Но бояре не довольны княжеской супругой, не хотят крестьянку ровнею считать, за одним столом есть, за глаза прозвали «пчельницей». Раз к князю пришел слуга и сказал, что у княгини дурацкая привычка есть: - собирает крошки со стола, что негоже делать супруге князя, могут слухи пойти, что князь в проголодь жену держит. Петр послушал и проследил. Вот закончился обед, видит князь, что Феврония все крошки со стола собрала. Не поверил князь собственным глазам и говорит супруге:
«Покажи мне, лада, что …. в твоей ладошечке?!» И разжал сам ладошку Февронии и о, чудо …. хлебных крошек нет! превратились крошки в благовония, ладан!.
После этого случая, Петр безоговорочно доверял своей княгине, а любовь к ней стала высочайшей, небесной и вечной.
Но бояре не смогли переселить свою гордыню и то факт, что управляла ими простолюдинка, не оставлял их умы в покое. Пришли они к князю и высказали свое негодование. Князь Петр, без гнева, предложил им сказать это самой Февронии. Бояре с возмущением сказали княгине: «Отдай нам, что просим мы! Мы хотим, чтобы правил Петр. Тебя же просим уйти туда, откуда пришла!» Княгиня ответила: «Забирайте, но вы дайте мне то, что я прошу - супруга.»
Не желал Петр расставаться со своей супругой и вместе они отправились на корабле из Мурома. Заметила княгиня, что люди на корабле с вожделением смотрят на нее и говорит одному:
"Вот: черпни воды!»
И черпнул мужчина справа. «А теперь испей»
И испил воды забортной тот, что вместе плыл.
А теперь с другого борта зачерпни… Испей.
Что?! Вода по вкусу слаще? солоней?»
- «Нет, вода по вкусу та же.»
«Вот и женщины: едино женщин естество.
И откуда ни брал ты: хоть вливай, хоть лей, -
когда вода реки по вкусу, женщины –ОДНО!
Для чего же, жену имея, что плывет с тобой, -
на меня глядишь и мыслишь с вожделением?
Одинаковы мы с ней, Ну… вода….водой."
И глаза он опустил вниз со смущением… -
Уж если сам ты выбрал по любви поди?
оставайся верным мужем женщине своей.
И господь за то здоровьем тебя крепким наградит,
будешь сердцем покоен, до скончания дней.»
Сошли на берег, на ночлег. Князь пригорюнился, не знал как дальше кров найти, как пищу добывать., на что Феврония успокоила его: «Не грусти, супруг милый мой, ласковый мой князь, Бог нас не оставит в беде». А тем временем повар готовил ужин и ему понадобилось разжечь костер, поодаль стояли два деревца и повар обрубил все ветки. Феврония обратила внимание своего супруга на это и сказала:
«Вот! Взгляни на эти ветки: как они мертвы!
Но спасается все живое, благославясь!
Пусть же завтра утром, оживут они!»
И что же утром увидел князь? Деревца выросли, шелестя новой кроной. и понял князь, что напрасны его беспокойства и всему свой час, на все воля Бога.
Стали собираться далее в путь, но тут прискакали гонцы из Мурома. Упали в ноги князю, просили прощение за все, умоляли вернуться. Бояре развернули междоусобицу, воевали за престол, в итоге все мечи в крови.
Вернулись князь и княгиня в Муром. Благородно правили, не делали разницы между богатыми и нищими, всем находилось место под кровом и за столом их. Странники к ним шли за добрым словом и ласкою. « Подданных своих любили, как отец и мать. И в молитвах пребывая, кротость в мир несли. Только в Правде чистой жили, в Боге и Любви.»
Долго правили князь с княгиней, остаток дней провели в кельях. Петр принял монашеский постриг и стал Давидом, Февронию в постриг нарекли Ефросиньей. За всю свою совместную жизнь, впервые они жили по разным кельям и молились чтобы Господь им отвел смерть в один час и в одном гробу похоронили, что бы они не разлучались и в загробном мире.
В своей келье трудится Феврония, вышивает золотыми нитями Лик святой, а в другой келье супруг ее Петр, доживает последние часы, много раз он присылал за Февронией, но Феврония просит не торопить ее, не может она не закончить вышивку Лика.
««В двадцать пятый день июня – вот уж третий раз! –
человек пришел к Февронии и так сказал:
«Не могу я ждать уж больше: близок смертный час.
Для тебя лишь душу в теле долго так держал.
Ноне ведаю: уж скоро взлетит душа,
уже сосчитаны минуты жизни на земле».
«И, услышав от любимого «прости, пора»,
преподобная промолвила: «Знать, то и мне пора».
И воткнулась в рукоделие тот час игла.
Лишь край ризы недовышит да подножие.
«Передай супругу-Петру весть: готова я»».
«И взлетели души разом в голубую даль,
впереди сияет счастьем в Духе Светлом Жизнь»
Завещали супруги похоронить их в одном гробе, который был при жизни заготовлен. Но как чаще бывает в жизни, люди решили сделать не так как хочется супругам, а так как «положено» – поставили разные гробы, в двух разных храмах. Только утром увидели что тела их в едином гробу. Опять разнесли по разным храмам, а на утро картина повторилась.
«И дыханье прервалось! от их верности,
от Любви неугасимой в Духе во Святом»
«И уж больше тел святых в гробу не трогали.
Погребли их возле храма Богородицы.
И припав к мощам, целились щедро многие.
И сегодня Благотатью исцеляются».
Красивая история, с глубоким смыслом, про союз двух Душ, который явно был благословлен Высшими Силами.
То, что Феврония обладала связью с высшими существами и имела магические силы, бесспорно. Петр вроде как обычный человек системы, с гонором и эгоизмом, подвержен влиянию окружения своего. И если бы не встретились они, то скорее всего Феврония была бы супругой крестьянина, а князь же женился на себе подобной и их предназначению (нести Любовь и своим примером показывать окружающим силу добра и любви) не дано было бы исполнится. Но так уж было суждено свыше и два существа воссоединились в единое целое, сея вокруг себя любовь, что может быть священнее и краше любви в союзе двух любящих душ, идущих рука об руку по духовному пути? Ничего, все остальное меркнет. Любовь затмевает любые человеческие недостатки, обиды, интриги окружающих. Любовь - всепоглощающее чувство!
В этой истории мы видим семью с настоящими ведическими устоями, Петр - сильный муж, защитник и глава. Феврония - женщина, обладательница красоты, мудрости. Да и все их отношения строятся на взаимопонимании и взаимоуважении. Поэтому неудивительно, что муромские святые стали символами любви, добра, гармонии, мудрости для двух сердец, вновь создающих союз!
Вот такая вот история Любви и Веры