• Данный Ашрам, созданный в 2015 году, переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Но здесь с 2015 года накопилось огромное множество полезных материалов, которые Вы можете читать, смотреть, слушать. Переходите по разделам Ашрама - Вы обязательно увидите что-то уникальное, чего нигде нет. Обязательно найдёте то, что поможет Вам.
    Это место было закрыто от всех до 2022 года, и сейчас материалы открыты для всех. Я сделал это также из уважения к тем, кто был в Ашраме с 2015 года, кто оставил в нём "частичку себя" и уже покинул наш мир. Они живут здесь.
    Также в разных темах я давал ответы на самые разные вопросы, здесь много опытов практикующих по моим практикам, здесь Вы наглядно можете видеть, как действует виртуальный Ашрам... И может быть это поможет Вам войти в мой новый Ашрам, чтобы начать свой духовный Путь, как это сделали многие, кто был здесь и уже значительно изменились благодаря этому духовному месту. [ Вы можете закрыть объявление - нажав на крестик ]
  • Шантарам - это слово на санскрите. Состоит из двух слов: Шанта (или Шанти) - это покой, Рам (или Ра) - это имя Бога (Свет, Радость, Счастье). Шантарам - это место безграничного покоя и счастья. Также в ведической культуре так называют некоторых людей, достигших просветления.
  • Ашрам - это слово на санскрите (आश्रम). Состоит из двух слов: Аш - достигать, Рам - имя Бога. Ашрам - это место вдали от суеты, обитель мудрецов, практикующих духовные дисциплины. Также это слово переводится, как "место, где нет боли (страдания)", где страдания постепенно уходят от человека".

Важное и полезное руководство по медитации и становлению на духовном пути

Автор
Намасте! Дорогие жители Ашрама, делюсь с Вами очень важной и полезной на мой взгляд брошюрой. Советую внимательно ознакомиться, чтобы осознать те ошибки, которые практически каждый из нас допускает на духовном пути. А также научиться правильно медитировать и сохранять адекватность и здоровую психику.

(Брошюра состоит из выдержек из книг Алисы А. Бейли “От Интеллекта к Интуиции” и “Свет Души”.)

Вводное руководство к медитации
A. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#A

B. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#B

C. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#C

D. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#D

E. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#E

F. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#F

G. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#G

H. https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#H

https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

B. Несколько уместных вопросов
Каковы задачи медитации?

Цель медитации — контакт с душой, а под конец и союз с душой; вся задача в том, чтобы позволить человеку стать во внешнем проявлении тем, кем он является во внутренней реальности. Благодаря практике медитации человек способен отождествляться с душевным аспектом, а не просто с низшими чертами личности.

Благодаря медитации... раскрываются способности души. В каждой оболочке, или проводнике, через который выражается душа (на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях), скрыты некоторые врожденные потенции, однако в душе, источнике их всех, они содержатся в своей самой чистой и самой возвышенной форме...

Душевные способности раскрываются нормально и естественно. Причем не потому, что их желают и сознательно развивают, а потому, что по мере того, как внутренний Бог забирает контроль и овладевает Своими проводниками, Его способности становятся очевидными на физическом плане и в результате душевные потенции демонстрируются как известные реальности...

...Их можно подтвердить свидетельствами мистиков и посвященных всех веков. Факт достижения других может нас поощрить и заинтересовать, но не больше — до тех пор, пока мы сами не предпримем некоторых действий, ибо процесс раскрытия мыслящего сознания должен быть самостоятельным и самоинициированным.

Он включает развитие ума как синтетического чувства, или чувства здравого смысла, и управляет его использованием в мире земной жизни, эмоций и мышления. Он включает также его ориентацию — изъявлением воли — на мир души и умение действовать как посредник между душой и физическим мозгом.

Первое развивается и форсируется здравыми методами экзотерического образования и тренинга; второе делается возможным через медитацию, более высокую форму образовательного процесса.

(“От Интеллекта к Интуиции”, сс. 83-87)

Может ли кто-нибудь, у кого есть желание, воспользоваться и овладеть техникой медитации?

....Сначала надо вспомнить, что само побуждение медитировать можно считать указанием на то, что душа призывается наПуть Знания. Никого нельзя сдерживать из-за очевидного отсутствия необходимой квалификации. Большинство из нас больше и мудрее, да и лучше оснащены, чем мы осознаем. Все мы можем сразу же начать концентрироваться, если захотим.

Мы владеем солидным объемом знания, ментального могущества и навыками, которые никогда не выносились из сферы подсознательного в объективное выражение; любой, кто наблюдал действие Медитации на начинающего, подтвердит это заявление...

Результаты первого шага в дисциплине Медитации, т. е. концентрации, подчас изумляют. Люди “находят” себя; они открывают скрытые навыки и понимание, которые никогда прежде не привлекались; они развивают осведомленность, даже о феноменальном мире, которая является для них чудесной; они внезапно регистрируют наличие ума и то, что им можно пользоваться; различие между знающим и инструментом знания становится несомненно и вдохновляюще явным.

В то же время регистрируется и чувство потери. Былые мечтательные состояния блаженства и умиренности, которыми их наделили мистическая молитва и медитация, исчезают; временно они переживают чувство бесплодности, нехватки и пустоты, подчас очень гнетущее. Объясняется это тем, что фокус внимания удалился от чувств, какими бы прекрасными они ни были.

То, что ум знает и может схватить, пока не регистрируется, да и чувственный аппарат не дает знакомых толчков сознанию. Налицо период перехода, который надо выдержать, пока новый мир не начнет оказывать свои впечатления на стремящегося. Это один довод в пользу того, чтобы упорство и настойчивость играли свою роль, особенно на ранних стадиях медитативного процесса.

Одним из первых следствий медитативной работы обычно бывает повышенная эффективность ежедневной жизни: и дома, и в учреждении, и в любой области человеческого усилия. Ментальное обеспечение бизнеса или жизнедеятельности — само по себе упражнение концентрации, приносящее заметные результаты. Достигнем мы конечного просветления в ходе концентрации и медитации или нет, мы, тем не менее, многое получили, изрядно обогатив свою жизнь; наши полезность и могущество колоссально усилятся, сфера нашего влияния расширится.

...Любой, кто не является чисто эмоциональным, получил приличное образование и прилагает волю работать с упорством, может отважно приступить к исследованию медитации. Может начать организовывать свою жизнь, чтобы предпринимать первые шаги на пути к просветлению; такая организация — один из самых трудных шагов. Полезно помнить, что все начальные шаги трудны, ибо должны поломать привычки и ритмы многих лет. Но как только они успешно предприняты, работа облегчается.

Итак, подытожим ответ на наш вопрос следующим образом:

Первое: мы принимаем гипотезу о наличии души и о том, что душа может распознаваться тем, кто способен тренировать и контролировать ум.

Второе: на основе этой гипотезы мы начинаем координировать три аспекта низшей природы, объединяя ум, эмоции и физическое тело в организованное и постигнутое Целое. Мы это делаем через практику концентрации.

Третье: по мере того, как концентрация претворяется в медитацию (то есть в продленную концентрацию), начинает чувствоваться наложение воли души на ум. Мало-помалу душа, ум и мозг входят в тесную сопряженность между собой. Поначалу ум контролирует мозг и эмоциональную природу. Потом душа контролирует ум. Первое осуществляется через концентрацию. Второе — через медитацию.

Последовательность этих действий приведет заинтересованного исследователя к постижению того, что делается реальное дело и что основное требующееся качество — это настойчивость... Власть над мыслительной жизнью повсюду и в любой момент, во-вторых, регулярная, день за днем, практика концентрации, по возможности в одно и то же время, приводят к целенаправленности и гарантируют успех.

(там же, сс. 199-206)

Надо ли пребывать в одиночестве, чтобы вызвать отклик души?

Большинство из нас живут в условиях, при которых совершенный мир и покой вовсе невозможен; решение нашей проблемы в сегодняшнем мире придет благодаря ее правильному пониманию и принадлежащей нам привилегии продемонстрировать новый аспект старой истины.

Мы на Западе — молодая раса. На древнем, древнем Востоке некоторые предприимчивые пионеры искали уединения и выяснили для нас возможности, сохранили для нас правила. Они в целости сберегли для нас технику, пока не придет время, когда люди будут готовы двигаться вперед массами, а не по одному-двое.

Это время пришло. В напряжении... современной жизни... мужчины и женщины повсеместно могут найти и находят внутри себя центр мира, могут войти и входят в состояние безмолвной позитивной концентрации, позволяющей достичь того же финала, стяжать то же знание, вступить в тот же Свет, которые свидетельствовали великие Индивидуумы расы.

Уединенное место, в которое удаляешься, находится внутри; точка безмолвия, где соприкасаешься с жизнью души, — это точка внутри головы, где душа и тело встречаются... Те, кто успешно отточил в себе целенаправленность, могут в любое время и в любом месте мысленно удалиться внутрь себя; в этом центре внутри головы вершится великая работа единения.

(там же, сс. 208-210)

Истинная концентрация нарабатывается в ходе концентрированной жизни под контролем мышления, и первый шаг для стремящихся — начать организовывать свою повседневную жизнь, регулировать свою деятельность, вырабатывать фокусированный и целенаправленный образ жизни. Это возможно для всех, кто старается сделать необходимое усилие и настойчиво действует в этом направлении...

Когда мы сможем организовать и перестроить свою жизнь, оставив несущественное, мы тем самым докажем силу своего характера и желания... Поэтому пренебрежение долгом невозможно для целенаправленного человека. Обязанности по отношению к своей семье и друзьям, к своему делу и профессии будут исполняться лучше и эффективнее...

(там же, с. 207)https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

C. Технология медитативного процесса
Гипотезы, на которых базируются очерченные в брошюре теории, можно выразить в следующих утверждениях:

Первое: Центр энергии, через который работает душа, — это верхний мозг. Во время эффективной медитации энергия из души втекает в мозг и оказывает определенное следствие на нервную систему. Если же мозг не контролируется и эмоциональная природа господствует (как бывает в случае чистого мистика), это следствие ощущается в первую очередь в чувственном аппарате, сказываясь на эмоциональных реакциях.

Когда ум является господствующим фактором, тогда мыслительный аппарат в верхнем мозге вовлекается в организованную активность. Тот, кто медитирует, приобретает новое умение мыслить ясно, синтетически и действенно...

Второе: В области гипофиза сосредотачиваются низшие наработки, координированные в человеческом существе высшего типа. Здесь они координируются и синтезируются; как утверждают некоторые достойные школы психологов и эндокринологов, здесь находятся эмоции и более конкретные аспекты ума (вытекающие из расовых привычек и врожденных инстинктов, то есть не требующие активизации творческого, или высшего, ума)...

Третье: Если личность, как сумма физического, эмоционального и ментального состояний, высокоразвита, тогда гипофиз функционирует с повышенной эффективностью и вибрация центра энергии, расположенного по соседству, становится очень мощной. Надо заметить, что, по этой теории, когда личность низкоразвита, когда реакции в основном инстинктивные, а ум практически не функционирует, тогда центр энергии находится по соседству с солнечным сплетением и человек по своей природе является более животным.

Четвертое: Центр в области шишковидной железы и верхний мозг вовлекаются в активность в ходе того, как учишься фокусировать внимающее сознание в голове..

Различные средства чувственного восприятия приводятся в неподвижное состояние. Сознание реального человека уже не истекает наружу через пять своих средств контакта. Пять чувств обуздываются шестым чувством, умом, и все сознание и восприимчивость стремящегося синтезируется в голове, разворачивается внутрь и вверх. Тем самым психическая природа покоряется и ментальный план становится полем человеческой активности. Процесс удаления, или отделения, проходит стадии:

1. Удаления физического сознания, или восприятия посредством слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Эти виды восприятия временно бездействуют, восприятие становится чисто ментальным, мозговое сознание — все, что активно действует на физическом плане.

2. Удаления сознания в область шишковидной железы, так что точка постижения центрируется между верхней частью лба и шишковидной железой.

Пятое: После этого, когда стремящийся стяжает умение фокусироваться в голове, процесс отделения приводит к следующим результатам:

Пять чувств неуклонно синтезируются шестым чувством, умом. Последний — координирующий фактор. Позднее уясняется, что у души аналогичная функция. Таким образом, троичная личность устанавливает прямую линию связи с душой и... в свое время тот, кто медитирует, перестает осознавать ограничения телесной природы, и мозг может напрямую впечатляться душой через ум. Мозговое сознание находится в позитивном выжидательном состоянии, все его реакции на феноменальный мир полностью, хотя и на время, заторможены.

Шестое: Высокоинтеллектуальная личность, фокус внимания которой находится в области гипофиза, начинает вибрировать в унисон с более высоким центром в области шишковидной железы. Устанавливается магнитное поле между позитивным душевным аспектом и выжидающей личностью, которая делается восприимчивой в процессе фокусировки внимания. Тогда, как нам говорят, врывается свет, и имеем просветленное человеческое существо и явление феноменального света в голове.

Все это результат дисциплинированной жизни и фокусировки сознания в голове, которая, в свой черед, нарабатывается попытками концентрироваться в ежедневной жизни, а также определенными упражнениями на концентрацию. За ними следуют усилия в медитации, а позднее, гораздо позднее, способность к созерцанию дает о себе знать.

Это краткое описание технологии данного процесса, по необходимости сжатое и неполное. Изложенное надо принимать условно, пока не установится разумный подход к работе медитации...

Сформулировав гипотезу и на время ее приняв, мы продолжаем работу, пока не докажем ее ложность или пока наше внимание не отвлечется на другое. Хотя гипотеза не обязательно ложна, если не удается обосновать ее за то время, которое мы считаем достаточным. Люди частенько отказываются от разысканий в этой области знания, потому что им недостает настойчивости или их интерес переключается на что-нибудь еще.

Однако мы решаемся продолжать свои исследования и дать древним техникам и формулам время доказать свою истинность. Мы продолжаем исполнять первые требования, стараемся контролировать жизнь благодаря более концентрированному умственному настрою и ежедневно практиковать медитацию и концентрацию.

Если мы начинающие, обладаем неорганизованным, текучим, непостоянным и неустойчивым умом, мы начинаем практиковать концентрацию. Если мы искушенные интеллектуалы, научились фокусировать свое внимание на делах, нам нужно только переориентировать ум на новое поле осведомленности и воистину взяться за медитацию. Легко наставлять медитации заинтересованного бизнесмена.

(“От Интеллекта к Интуиции”, сс. 211-216)https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

D. Некоторые предварительные рекомендации
Найти время

Хорошо бы ежедневно отводить какое-то время на эту работу. Вначале вполне достаточно пятнадцати минут. Будем искренни с самими собой, признавая все как есть. Предлог: “У меня нет времени”, совершенно несостоятельный и говорит лишь об отсутствии интереса. Если кто-то жалуется на невозможность найти пятнадцать минут из тысячи четырехсот сорока минут, составляющих день, разве правда не в том, что у него просто нет интереса?

Прежде всего, для медитативной работы надо постараться выделить время ранним утром. Объясняется это тем, что после всего, произошедшего за день, всевозможногообщения, ум находится в состоянии яростной вибрации; такого не бывает, если медитация проводится рано поутру. Тогда она проходит сравнительно спокойно, и ум может быстрее настроиться на повышенные состояния сознания.

Опятьже, если мы начинаем свой день, сфокусировав внимание на духовном, на делах души, мы проживаем этот день по-иному. Если это становится привычкой, мы вскоре обнаруживаем, что наши реакции на происходящее меняются, что мы начинаем думать над мыслями, над которыми думает душа. Так выявляется закон: “Каковы мысли, таков и он”.

Найти место для медитации

Далее, надо попытаться найти по-настоящему спокойное место, куда никто не вторгнется. Не спокойное, в смысле свободы от шума, ибо мир полон звуков, но оно должно обезопасить от прихода и звонков других людей.

Стремящиеся к медитации иногда сетуют на оппозицию со стороны семьи и друзей. В большинстве случаев это их собственная вина. Люди слишком много болтают. Никому нет дела до того, на что мы ежеутренне уделяем пятнадцать минут своего времени, и нет нужды говорить об этом своим домашним или внушать им вести себя тихо, потому что вы хотите медитировать.

Если невозможно улучить момент для утренней медитации по семейным обстоятельствам, найдем для нее время позже в течение дня. Всегда есть выход из трудности, если мы чего-то очень хотим, причем не пренебрегая своим долгом или обязательствами. Наконец, всегда можно подниматься на пятнадцать минут раньше каждое утро.

(“От Интеллекта к Интуиции”, сс. 216-218)https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

E. Практика медитации
Поза

Найдя время и место, мы садимся на удобный стул и начинаем медитировать. Сразу возникает вопрос: как сидеть? Является ли поза со скрещенными ногами наилучшей, или надо опуститься на колени, или сидеть, или стоять? Самое легкое и нормальное положение — всегда наилучшее.

Поза со скрещенными ногами широко использовалась и еще используется на Востоке, много книг написано на сей счет. Некоторые позы имеют отношение к нервному телу и к той внутренней структуре тонких нервов, которую индусы называют нади и которая лежит в основе нервной системы, известной на Западе.

Недостаток подобных поз в том, что они приводят к двум весьма нежелательным реакциям: они побуждают концентрировать ум на технологии процесса, а не на цели; во-вторых, они нередко вызывают восхитительное чувство превосходства, коренящееся в нашей попытке делать нечто, чего большинство не умеет, и делающее нас особыми в качестве потенциальных знающих. Мы втягиваемся в формальную сторону медитации; мы заняты “Не-я” вместо того, чтобы заниматься “Я”.

Давайте же выбирать такое положение, которое позволяет нам быстрее всего забыть о своем физическом теле. Для западного человека это, вероятно, сидячее положение; главные требования заключаются в том, что надо сидеть прямо, с выпрямленным позвоночником, расслабленно (не сползая со стула), чтобы нигде в теле не было напряжения, и с опущенным подбородком, чтобы избавиться от напряжения в задней стороне шеи. Медитация — это внутренний акт, могущий проводиться успешно только если тело расслаблено, правильно расположено, затем забыто.

Дыхание

Добившись физического комфорта, расслабленности и удалившись из телесного сознания, мы обращаемся к своему дыханию, следя за тем, чтобы оно было спокойным, ровным и ритмичным.

В связи с практикой дыхательных упражнений пора издать ноту предупреждения для всех, кроме тех, кто годами занимался правильной медитацией и очищением телесной природы. В древних учениях Востока контроль над дыханием разрешен только после того, как три первых так называемых “средства заключения союза” в какой-то мере претворены в жизнь, да и то лишь под надлежащим надзором.

Практика дыхательных упражнений не имеет вообще ничего общего с духовным развитием. Она имеет дело с психическим развитием и приводит к многочисленным трудностям и опасностям. В древние времена наставники лишь от случая к случаю соглашались на эту форму обучения, причем дополнительно к тренингу, обеспечивавшему определенную меру контакта с душой, чтобы душа направляла энергии, привлеченные дыханием, для выполнения своих задач и мирового служения.

Поэтому мы ограничимся лишь тем, что добьемся спокойного регулярного дыхания, затем мысленно отключимся от тела и начнем работу концентрации.

Визуализация и творческое использование воображения

Следующий шаг в практике медитации — это использование воображения; мы рисуем себе троичного низшего человека, выровненного, или напрямую связанного, с душой. Это можно сделать многими способами. Мы называем это работой визуализации. Похоже, что визуализация, воображение и воля суть три мощнейших фактора во всех творческих процессах. Они — субъективные причины многих наших объективных следствий.

Вначале визуализация — главным образом предмет экспериментальной веры. Мы знаем: в процессе мышления мы подошли к пониманию того, что внутри и вне всех проявленных объектов находится Идеальный Объект, или Идеальный Образ, пытающийся проявиться на физическом плане. Практика визуализации, воображение и употребление воли призваны ускорить проявление этого Идеала.

Визуализируя, мы привлекаем свое наивысшее представление о том, каким может быть этот Идеал, затянутый определенного сорта материалом, обычно ментальным, потому что мы пока не в состоянии воспринимать и облекать свои Образы в более высокие формы, или типы, субстанции.

Когда мы создаем ментальную картину, ментальная субстанция нашего ума начинает вибрировать с определенной скоростью и привлекает к себе ментальную субстанцию соответствующей степени, в которую погружен ум. Именно воля устойчиво держит образ и наделяет его жизнью. Процесс идет независимо от того, видим мы его или нет своим ментальным оком. Не имеет значения, если мы пока не способны его видеть, так как творческая работа движется своим чередом. Возможно, когда-нибудь мы сможем отслеживать и сознательно проводить весь процесс.

Что касается этой работы, то на стадии начинающего некоторые рисуют себе три тела (три аспекта формальной природы), как бы соединенными с лучистым телом света, или же визуализируют, как три центра вибрирующей энергии принимают стимуляцию от более высокого и мощного центра; другие представляют душу как треугольник силы, с которым треугольник низшей природы соединен “серебряной цепочкой”, упомянутой в христианской Библии, или сутратмой, нитью души восточных писаний, или “линией жизни” иных школ мысли. Третьи предпочитают придерживаться мысли о совокупной личности, связанной с внутренней Божественностью, Христом в нас, упованием славы, — таящей Его в себе.

Сравнительно неважно, какой образ мы лелеем, при условии, что мы отправляемся от базовой идеи о том, что “Я” пытается установить контакт с “Не-я”, своим инструментом в мирах человеческого выражения, чтобы использовать его, и наоборот: что “Не-я” побуждается обратиться к источнику своего бытия. Когда такой образ создан, мы можем продолжать свою медитативную работу. Физическое тело и природа желания, в свой черед, опускаются ниже уровня сознания, мы центрируемся в уме, пытаясь подчинить его своей воле.

Концентрация

Именно сейчас мы сталкиваемся с проблемой. Ум отказывается придерживаться мыслей, которые мы выбираем, и перебирает все на свете в привычных поисках материала. Мы думаем о том, что в этот день будем делать, вместо того чтобы обдумывать свою “исходную мысль”, вспоминаем того, с кем должны увидеться, или прикидываем действие, требующее нашего внимания; мы принимаемся думать о ком-то, кого любим, и немедленно падаем вниз, в мир эмоций, вынуждаясь начинать все заново.

Мы собираемся с мыслями и начинаем по новой — причем первые полминуты весьма успешно, затем вспоминаем о назначенном свидании, о деле, которое кто-то для нас делает, и вновь оказываемся позади, в мире ментальных реакций, упустив избранную нить мышления. Еще раз собираем свои разбежавшиеся мысли, возобновляя попытки обуздать своенравный ум. Но с практикой мы под конец становимся способны более-менее удерживать ментальную целенаправленность.

Как достигается такое состояние? Соблюдением формы, или схемы, медитативной работы, которая автоматически устанавливает кольцо-не-преступи вокруг ума, внушая ему: “все, дальше этой черты тебе не зайти”. Мы умышленно, с познавательным намерением ставим пределы своей ментальной активности в такой форме, что сразу замечаем, когда выпрыгиваем за эти пределы. И понимаем, что должны отступить под защиту стены, возведенной для себя.

(“От Интеллекта к Интуиции”, сс. 118-127)

Схема медитации

Прилагаем для искреннего искателя форму медитации для развития концентрации.

https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

F. Форма медитации
Стадии

1. Достижение физического комфорта и контроля.

2. Дыхание должно быть ритмическим и регулярным.

3. Визуализация троичного низшего “я” (физического, эмоционального и ментального) как:

а. Находящегося в контакте с душой.

б. Канал для энергии души, поступающей через ум прямо в мозг. Оттуда можно контролировать физический механизм.

4. Затем конкретный акт концентрации с призывом воли. Он включает старание устойчиво удерживать ум на определенных словах, чтобы в нашем сознании ясно проступал их смысл, а не сами слова или тот факт, что мы пытаемся медитировать.

5. Произнесите с фокусированным вниманием:

“Лучезарнее Солнца, чище снега, тоньше эфира “Я”, дух во мне. Я есмь это “Я”. Это “Я” есть я.”

6. Сейчас сконцентрируйтесь на словах: “Ты, Бог, зришь меня.” Уму не позволяется отвлекаться от концентрации на их значении, смысле и подтекстах.

7. Потом намеренно прекратите работу концентрации, произнеся следующее итоговое заявление, причем ум перефокусирован на лежащих в основе идеях:

“Есть мир, превосходящий понимание; он в сердцах тех, кто живет в Вечном. Есть могущество, творящее все новое; оно живет и движется в тех, кто знает “Я” как единое.”

Вот типичная медитация для начинающего. В ней несколько раз привлекается процесс собирания с мыслями и метод перефокусировки.

(то же, сс. 228-229)

Обычно приходится придерживаться какой-то формы медитации несколько лет, если раньше не было подобной практики; даже те, кто подошел к стадии созерцания, частенько проверяют себя на этой форме, дабы увериться, что они не впадают в негативное эмоциональное неподвижное состояние.

(то же, сс. 227)

Имеются множество других схем медитации, могущих принести те же результаты, и гораздо больше, предназначенных для продвинутых работников. Есть схемы медитации для создания некоторых специфических результатов в отдельных людях, но очевидно, что их нельзя включить в такой буклет, как наш. Общая безопасная форма медитации — вот все, что возможно.

Однако во всех них первое, что надо усвоить — это что ум должен быть активно вовлечен в идеи, а не в попытку концентрироваться. За каждым сказанным словом, за любой пройденной стадией должна стоять воля понять и ментальная целенаправленная деятельность.

На шестой стадии, когда предпринимается попытка медитировать над определенными словами, вуалирующими истину, процесс не должен проходить автоматически. Очень легко впасть в гипнотическое состояние в результате ритмического повторения каких-то слов. Рассказывают,что Теннисон вводил себя в повышенное состояние сознания, повторяя собственное имя. У нас иная задача. Трансовое, или автоматическое, состояние опасно.

Безопасный путь — это интенсивная ментальная деятельность в поле идей, открываемых характерной “исходной мыслью”, или объектом медитации. Подобная деятельность исключает любые посторонние мысли, помимо тех, которые возбуждают повторяемые слова.

Озадаченному новичку, расстроенному своей неспособностью мыслить указанным образом, Алиса А. Бейли дает следующую рекомендацию:

“Представьте себе, что вам надо прочитать в аудитории лекцию об этих словах. Вообразите, что вы делаете заметки, опираясь на которые, будете говорить. Ведите свой ум от одной стадии к другой, и вы обнаружите, что целых пять минут ваше сознание не отвлекалось, так вам было интересно.”

Изложенный последовательный метод безопасен для новичка. Познающему учащемуся приходят в голову и другие методы. Открываются целые миры мысли, в которых ум может действовать изъявлением воли (отметьте эти слова) при условии, что они ориентированы на исходную мысль и имеют отношение к избранной идее, на которой мы пытаемся концентрироваться. Ясно, что каждый следует складу своего ума — художественному, научному или философскому, — являющему для них линию наименьшего сопротивления.

(там же, сс. 229-232)https://www.lucistrust.org/arcane_school/meditation/introductory_guide#Top

G. Раджа йогический метод медитации
(Предварительные рекомендации для тех, кто хочет исследовать дальше.)

Патанджали был компилятором учения, которое до его прихода много столетий передавалось изустно. Он первым представил учение в письменном виде для применения учащимися, поэтому считается основоположником Школы Раджа Йоги.

Дата рождения Патанджали неизвестна, по ее поводу ведется множество дискуссий. Большинство западных авторитетов придерживаются мнения, что она приходится на период между 820 и 300 гг. до Р. Х., хотя один-двое относят ее ко времени после Христа. Однако сами индусские авторитеты, кому, можно полагать, кое-что об этом известно, придерживаются гораздо более ранней даты, даже такой, как 10000 лет до Р.Х...

Йога Сутры являются базовым учением Транс-Гималайской Школы, к которой принадлежат многие Учителя Мудрости, и масса учащихся полагают, что школа ессеев, как и другие школы мистического тренинга и мистической мысли, тесно связанные с основателем христианства и с ранними христианами, основаны на той же самой системе и что их наставники подготавливались в великой Транс-Гималайской Школе.

(Свет Души, с. XIII)

Первый шаг к такому раскрытию — это концентрация, или умение стремящегося устойчиво, без колебаний удерживать ум на том, что избрано. Первый шаг — одна из труднейших стадий медитативного процесса, включающая способность постоянно, непрестанно возвращать ум назад к избранному "объекту" концентрации. Сами по себе стадии концентрации отчетливо обозначены и формулируются следующим образом:

1. Выбор “объекта” концентрации,

2. Удаление ума-сознания с периферии тела, с тем, чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание больше не направлялось на внешнее.

3.Центрирование сознания и его стабилизация в голове, в точке между бровями.

4.Приложение ума, или пристальное внимание к избранному объекту концентрации.

5. Визуализация объекта, его образное восприятие и логическое размышление о нем.

6. Расширение формируемых ментальных концепций, переход от отдельных, частных к общим, универсальным, или космическим.

7.Попытка вникнуть в то, что кроется за рассматриваемой формой, или выявить ее идею.

Этот процесс постепенно поднимает сознание стремящегося, позволяя перейти от формальной стороны к жизненной стороне проявления. Начинается он, однако, с формы, или “объекта”. Объекты концентрации бывают четырех видов:

1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы природы.

2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела.

3.Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание обладать ими, включив их в оснащение личностной жизни.

4. Ментальные концепции, или идеи, которые воплощают идеалы, кроющиеся за всеми оживленными формами. Они могут принимать форму символов или слов.

(там же, сс. 243-245)

Уяснение необходимости в “объектах” концентрации — вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты подразумевают употребление низшего конкретного ума, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может заставить его делать все, что захочет. Четыре типа вышеупомянутых объектов постепенно заставляют стремящегося входить внутрь себя, позволяя переносить сознание с физического плана в эфирную область, оттуда в мир желаний, или эмоций, далее в мир ментальных идей и понятий.

Происходящий в мозгу процесс приводит всю низшую природу в состояние целенаправленного глубокого внимания, концентрируя все ментальные навыки. Ум перестает быть рассеянным, неустойчивым и направленным на внешнее, а застывает в “фиксированном внимании”... Ясное, целенаправленное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не привносятся никакие посторонние объекты или мысли, — труднейшее из достижений; когда оно может длиться в течение 12 секунд, достигается истинная концентрация...
Медитация — это всего лишь продление концентрации, она проистекает из достигнутой человеком способности изъявлением воли “фиксировать ум” на любом объекте. Она подчиняется тем же правилам и условиям, что и концентрация; единственное различие между ними составляет фактор времени.
(там же, сс. 246-247)


НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ ПРИ МЕДИТАЦИИ

Энергия следует за мыслью

Фундаментальный закон, управляющий всякой медитативной работой, этот древний закон, сформулированный видящими в Индии много столетий назад, гласит: “Энергия следует за мыслью”. Энергия истекает из сферы идей (или душевного знания); ...она мало-помалу просачивается в плотные умы мужчин и женщин, ею объясняются все передовые движения нашего времени, наличие организаций, действующих ради повышения всеобщего благосостояния и группового улучшения жизни; всевозможные религиозные концепции и любые внешние знания о Причинах, производящих объективность...


Можно утверждать, что любая форма, будь то форма швейной машинки, общественного строя или солнечной системы, есть материализация мысли некоего мыслителя или группы мыслителей. Это форма творческой работы... любая работа делается концентрацией энергии того или иного типа. Поэтому обучающийся медитации должен помнить: он всегда работает с энергиями, и различные энергии оказывают следствия на формальную природу.

Итак ясно, что те, кто медитирует, должны стараться делать два дела:

Первое: учиться “доводить до” мозга и правильно интерпретировать то.., что видится и с чем происходит контакт, позднее верно и точно передавать его внимающему впечатлительному мозгу.

Второе: выяснять природу энергий... с которыми происходит контакт, и учиться правильно их использовать. Вот практическая иллюстрация. Мы исполнены гнева или раздражения. Инстинктивно мы начинаем кричать. Зачем? Эмоциональная энергия завладела нами. Учась контролировать энергию произнесенного слова, мы начинаем овладевать этим типом эмоциональной энергии.


В обеих идеях: правильной интерпретации и верной передачи, а также правильного использования энергий, подытожен весь процесс медитативной работы. Выясняется проблема, стоящая перед учащимся, и почему все мудрые наставники, обучающие технике медитации, внушают ученикам необходимость соблюдать осторожность и двигаться медленно.

(“От Интеллекта к Интуиции”, сс. 240-242)

Необходимость различения

...Учащимся приходится учиться различать разные поля осведомленности, могущие перед ними открываться по мере того, как они становятся более чувствительными к впечатлениям. Приглядимся к феноменам низшего ума, которые учащимися так упорно недопонимаются.
К примеру, они восторженно фиксируют встречу с Христом или с какой-нибудь Великой Душой, которая явилась к ним во время медитации и, улыбнувшись, произнесла: “Ободрись! Ты быстро прогрессируешь. Ты избранный работник, тебе откроют истину”, или что-то в этом роде... А что произошло на самом деле? Действительно ли учащийся лицезрел Христа?
Сразу вспоминается трюизм: “мысли — это вещи”, и что мысли обретают форму... Могущество творческого воображения только сейчас начинает ощущаться, поэтому вполне возможно видеть то, что желаешь видеть, даже если этого вовсе нет. Желание и упорная попытка стремящегося прогрессировать открывают психический план, план пустых грез, желаний и их иллюзорного исполнения...

Мир иллюзии кишит подобными мыслеформами, сооруженными любвеобильными мыслями людей на протяжении веков. Тот, кто медитирует, действуя через психическую природу (линию наименьшего сопротивления для большинства), славливает этакую мыслеформу, путает ее с реальностью и воображает, что она сообщает ему все, что хотелось бы... Все мы подвергаемся опасности обмануться аналогичным образом, когда начинаем медитировать, если наш различающий ум не стоит на страже, если мы втайне жаждем занять выдающееся — в духовном смысле — положение или страдаем от комплекса неполноценности, который надо преодолеть...

Каждый обучающийся медитации обязан усвоить: всякое знание и инструкции сообщаются уму и мозгу собственной душой; именно душа освещает дорогу. Наставники и Учителя расы работают через души... Поэтому первостепенным долгом любого стремящегося являются безупречные медитация, служение и дисциплина, а не установление контакта с какой-нибудь великой Душой. Это менее интересно, зато охраняет от иллюзий. Если этого добиваться, высокие результаты дадут о себе знать.


Итак, если подобное видéние вдруг появится, если какая-нибудь сущность произнесет сходные тривиальные заявления, учащийся явит такую же рассудительность, как и в делах или в быту, когда кто-нибудь к нему придет и скажет...: “Тебе поручена большая работа, ты молодец. Мы видим и знаем, и т.д., и т.п.” Наверное, учащийся рассмеется и продолжит делать то, что делал.
(там же, сс. 243-248)

...Похоже, первый мир, с которым стремящийся соприкасается, — это, как правило, психический мир, который является миром иллюзии. Мир иллюзии имеет свое употребление, вступать в него — значит приобретать ценнейший опыт, при условии, что вносишь туда любовь и помнишь о “не-я”, и что все контакты анализируются различающим умом и воспринимаются под углом обычного здравого смысла... Полезно отмечать то, что там видится и слышится, затем забывать, пока не придет время, когда мы сможем функционировать в царстве души; тогда мы потеряем интерес к таким воспоминаниям.
(там же, сс. 253-254)


Вдохновенные писания

Другое следствие медитации, причем весьма распространенное в наше время, — это наплыв так называемых вдохновенных писаний, появляющихся повсюду и сопровождающихся громогласными заявлениями... Исходят они из многообразных внутренних источников и курьезно схожи между собой; они показывают любящий устремленный дух; в них не сообщается ничего нового, а повторяется то, что давалось прежде; они полны заявлений и фраз, связывающих их с писаниями мистиков или с христианским учением; в них могут содержаться пророчества о будущих событиях (обычно устрашающих, жутких; редко, если вообще когда-либо, может идти речь о счастливых событиях)...

Уместно спросить: как же отличить воистину вдохновенное писание того, кто по-настоящему знает, от массы литературы, наводняющей умы людей в наше время?

...Подлинное вдохновенное писание полностью свободно от обращений к приемнику; оно издает ноту любви и чуждо ненависти и расовых барьеров; оно сообщает определенное знание и демонстрирует свою авторитетность, взывая к интуиции; оно отзывается на закон соответствий и укладывается в картину мира; сверх всего прочего, оно несет на себе отпечаток Божественной Мудрости и ведет расу чуть дальше...

У истинных служителей расы и тех, кто соприкасается с миром души через медитацию, нет времени для банальностей... они не заинтересованы в добром мнении о себе какой-либо персоны, воплощенной или развоплощенной, жаждут одобрения только своей собственной души и насущно заинтересованы в пионерской работе для мира. Они не делают ничего, что разжигало бы ненависть и обособленность, или нагнетало страх... Они раздувают пламя любви, где бы ни находились; они наставляют братству с его включением, а не системе, которая наставляет братству немногих, а остальных оставляет снаружи.


Они признают всех людей сынами Божьими; они не считают одну расу лучше другой, хотя могут распознавать эволюционный план и работу, долженствующую исполняться каждой расой. Короче говоря, они занимаются формированием характера людей, а не тратят время на опровержение личностей и на работу со следствиями и результатами. Они действуют в мире причин и провозглашают принципы.

(там же, сс. 248-253)

Проблема перевозбуждения

Учащиеся часто жалуются на перевозбуждение и повышенный приток энергии, с которым они не могут справиться. Они рассказывают, что, когда они пытаются медитировать, их тянет плакать или развивать бурную деятельность; у них бывают периоды интенсивной активности, когда они носятся туда-сюда, пытаясь служить, говорить, писать, работать... Другие жалуются на боли в голове, на головную боль сразу после медитации, или на неприятную вибрацию во лбу или в горле. Еще они обнаруживают, что не могут спать так же крепко, как раньше.


В действительности у них перевозбуждение... Эти неурядицы — неурядицы новичка в науке медитации, к ним надо подходить с осторожностью. Если вести себя правильно, они скоро исчезнут, а если игнорировать, они приведут к серьезным неполадкам. Рассудительный заинтересованный стремящийся на этой стадии ...так жаждет овладеть техникой медитации, что игнорирует сообщенные правила ...несмотря на все, что может сказать наставник, и на полученные предостережения.

Вместо того, чтобы проводить пятнадцатиминутную медитацию..., стремящийся силится ее интенсифицировать и медитирует тридцать минут; вместо того, чтобы следовать схеме, по которой она занимает пятнадцать минут, он предпринимает попытку длить, продолжать концентрацию как можно дольше..., забывая, что на данной стадии задача в том, чтобы учиться концентрироваться, а не медитировать. Это приводит к нервному срыву или к бессоннице, а виноват наставник и его наука полагается опасной. Между тем, виноват один медитирующий. Когда случаются такие начальные недомогания, медитативная работа должна на время прекратиться или замедлиться...


У людей ментального типа, или у тех, кто уже обладает кое-каким навыком “центрировать сознание” в голове, перевозбуждаются именно мозговые клетки, что приводит к головным болям, бессоннице, чувству полноты или тревожной вибрации между глазами или на самой макушке. Иногда возникает ощущение слепящего света, подобного внезапной вспышке молнии или электричества, столь же яркой при закрытых глазах или в темноте, как и при свете.

В таком случае период медитации надо уменьшить с пятнадцати до пяти минут или практиковать ее через день, пока мозговые клетки не приспособятся к новому ритму и усиленной стимуляции. Нет нужды тревожиться, если есть здравое суждение...

У людей эмоционального типа недомогание поначалу ощущается в области солнечного сплетения. Учащийся склонен к раздражительности, волнению и беспокойству; также, особенно у женщин, может быть побуждение плакать. Порой может ощущаться позыв к тошноте, ибо имеется тесная связь между эмоциональной природой и желудком, часто свидетельствуемая рвотой в момент шока, испуга или интенсивной эмоции. Для таких людей действуют те же правила, что и для первого типа: наличие здравого смысла и осторожный медленный медитативный процесс.


Повышенная чувствительность

Упомянем еще один результат перевозбуждения. Люди обнаруживают, что у них повышается чувствительность. Чувства работают дольше обычного и реагируют острее. Люди “кожей чувствуют” физические и психические состояния тех, с кем живут; они обнаруживают себя “широко открытыми” для восприятия мыслей и настроений других.

Облегчение заключается не в том, чтобы уменьшать периоды медитации — они должны иметь место согласно программе, — а в том, чтобы больше интересоваться ментальной жизнью, миром мысли, каким-нибудь объектом, развивающим ментальные наработки... Фокусированное внимание к жизни с ее проблемами и какое-нибудь захватывающее умственное занятие обеспечат облегчение... Целостное развитие всегда необходимо, тренированный ум должен сопровождать рост в духовной жизни.
(там же, сс. 254-257)


Сексуальное возбуждение

...Так много людей, особенно мужчин, замечают, что животная природа требует внимания, когда они начинают медитировать. Они находят у себя неконтролируемые желания плюс физиологические следствия, вызывающие у них острую тревогу и разочарование. У субъекта могут быть высокое устремление и сильная тяга к духовной жизни, и вместе с тем некоторые аспекты его природы могут все еще не контролироваться.

Энергия, втекающая во время медитации, течет вниз через механизм и возбуждает весь сексуальный аппарат. Слабое место всегда открывается и возбуждается. Способ облегчения такой ситуации можно подытожить в словах: контроль над мышлением и трансмутация...

По восточному учению, энергия, обычно направляющаяся на сексуальную жизнь, должна возводиться, подниматься в голову и горло, особенно в последнее, так как оно, как нам говорят, является центром творческой работы. Если изъясняться западными терминами, это означает, что мы учимся трансмутировать энергию, задействуемую для произведения потомства или для сексуальных мыслей, чтобы использовать ее для творческого писания, художественного предприятия или выражения групповой активности ...

Конечно, трансмутация — не конец деятельности или прекращение функционирования на каком-либо уровне сознания ради высшего. Это правильное употребление разных аспектов энергии, когда “Я” чувствует потребность использовать их для продвижения целей эволюции и помощи Плану...

Стремящийся к жизни духа подчиняется не только законам духовного царства, но и узаконенным обычаям своего века и времени. Поэтому физическая повседневная жизнь упорядочивается, с тем, чтобы другие признавали моральную правоту, законность и правильность того, что стремящийся делает в миру. Дом, зиждущийся на истинных счастливых отношениях между мужчиной и женщиной, на взаимном доверии, сотрудничестве и понимании, где подчеркиваются принципы духовной жизни — один из лучших видов помощи, которую можно принести миру в наше время.
(там же, сс. 259-261)


Медитация на Центры

Полезно также... упомянуть об опасностях, которым многие подвергаются, если отзываются на призыв наставников к ученикам “усевшись, заниматься своим развитием”. Их тогда обучают медитировать на каком-нибудь центре энергии, обычно на солнечном сплетении, иногда на сердце и, что довольно любопытно, — никогда на голове.

Медитация на центр основана на законе: энергия следует за мыслью, и приводит к прямой стимуляции этого центра и вытекающей из нее демонстрации типичных характеристик, за которые отвечают соответствующие, разбросанные по всему человеческому телу фокусы. Поскольку большинство людей функционируют главным образом через совокупные энергии, находящиеся под диафрагмой (сексуальные энергии и эмоциональные энергии), их стимуляция крайне опасна.
Ввиду изложенного, к чему рисковать?.. Почему бы не учиться функционировать, как духовный человек, из точки, столь причудливо описываемой восточными писателями как “трон между бровями”, с ее высоты контролируя все аспекты низшей природы и ведя ежедневную жизнь стезями Бога?

(там же, сс. 261-262)

Необходимость здравого смысла

Опасности медитации — это преимущественно опасности, определяемые нашими добродетелями, в этом и заключается трудность. Это в основном опасности тонкого ум-ственного настроя, который не соответствует возможностям низших проводников, особенно плотного физического... Я лишь хочу внушить изучающему оккультизм абсолютную необходимость иметь нормальный здравый смысл одним из своих базовых качеств, плюс хорошее чувство пропорции, обеспечивающее должную осторожность и соотнесение замысленного метода с ближайшей потребностью. Итак, человеку, от всей души берущемуся за оккультную медитацию, я без лишних слов посоветую:
а. Познавать себя.
б. Продвигаться медленно и с осторожностью.
в. Осознавать, что вечность длинна и только то, что возводится медленно,
пребывает вовек.
г. Настраиваться на регулярность.
д. Всегда сознавать, что настоящие духовные результаты должны наблюдаться в экзотерической жизни служения.
е. Помнить также, что психические феномены вовсе не показатель успешной медитации.


Ее результаты видит мир, который и является лучшим судьей, чем сам стремящийся. А скорее всего о них узнает Учитель, так как следствия на каузальных уровнях очевидны для Него задолго до того, как сам человек сознает какой-либо прогресс.
(“Письма об Оккультной Медитации”, сс. 93-94)

Источник: https://www.lucistrust.org/ru/arcane_school/meditation/introductory_guide
 
Автор
Оксана, спасибо! Очень интересный и нужный материал. По возможности буду глубже вникать в этот материал. Пока только на уровне ознакомления. Эта тема будет актуальна всегда.
 
Автор
Оксана, спасибо! Очень интересный и нужный материал. По возможности буду глубже вникать в этот материал. Пока только на уровне ознакомления. Эта тема будет актуальна всегда.
[ Автор ], рада, что Вам понравилось. Сама для себя нахожу очень полезным это руководство. Во многом идеи схожи с идеями Бенджамина Крема и того, как он обучает медитации Майтреи. Так что для практикующих ММ точно рекомендуется прочитать и усвоить.
 
  • Хотите ответить в этой теме? Данный Ашрам - переехал на новый адрес - ПЕРЕЙТИ в новый Ашрам. Вы можете обсудить данную тему в новом Ашраме, который значительно улучшен.
Сверху