ॐ
Автор
Духовный Этикет и гнев (влияют ли эмоции, в данном случае – гнев, на регрессию в духовном развитии, что говорят об этом книги по Духовному этикету).
Гнев- кродха(санскрит)отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Проявление гнева сопровождается очень мощным выбросом негативной деструктивной энергии.
Согласно ведическому знанию у человека есть 6 врагов, вовлекающих его в страдания, и которые много более опасны, чем наши внешние недоброжелатели:
Первый, это эгоизм или вожделение(кама). Второй – гнев(кродха). Третий – жадность(лобха). Четвертый – иллюзия (моха), Пятый – зависть(матсарья). И шестой – безумие(мада). Они все связаны друг с другом по цепочке.
В Ведах человека, находящегося в гневе, называют разбойником, так как его поведение отбирает у всех спокойствие и радость.
В” Бхагавад Гите” говорится, что такие три вещи, как вожделение, гнев и жадность – это трое врат ведущих в ад («Бхагавад-гита», 3.36-37)
«Тот, кто хочет освободиться от рабства в материальном мире, никогда не должен поддаваться гневу, ибо человек, обуреваемый гневом, становится источником страха для окружающих». «Шримад-Бхагаватам», 4.11.32
"Один приступ гнева отнимает три месяца жизни. Нет болезни хуже, чем желание; нет врага злее, чем привязанность; нет огня страшнее, чем гнев". http://vedayu.ru/content/vedi_sciences/212/8643/
Откуда берется гнев?
В третьей главе «Бхагавад-гиты» Господь объясняет происхождение гнева, отвечая на вопрос Арджуны:
Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?»
अर्जुन उवाच
अथ केन प्रयुक्तोऽयं पापं चरति पूरुषः ।
अनिच्छन्नपि वार्ष्णेय बलादिव नियोजितः ॥३६॥
Верховный Господь сказал: «О Арджуна, эта сила — не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире»
श्रीभगवानुवाच
काम एष क्रोध एष रजोगुणसमुद्भवः ।
महाशनो महापाप्मा विद्ध्येनमिह वैरिणम् ॥३७॥
В этом мире душа находится во власти собственного ума и чувств, то есть, пребывает в обусловленном состоянии. А ум находится под влиянием ложного эго, которое пытается господствовать над материей. Чем больше человек привязывается к объектам чувств, тем сильнее он запутывается в сетях материальной жизни, и тем быстрее деградирует.
«Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха - оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму?» «Шримад-Бхагаватам», 5.6.5
Тщетные попытки осуществить материальные желания порождают гнев.
Возникновение гнева описано также в “Бхагавад-гите”, 2-я глава, 62-63:
"Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, и из этой привязанности развивается вожделение, которое порождает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни”.
ध्यायतो विषयान्पुंसः सङ्गस्तेषूपजायते ।
सङ्गात्संजायते कामः कामात्क्रोधोऽभिजायते ॥६२॥
क्रोधाद्भवति संमोहः संमोहात्स्मृतिविभ्रमः ।
स्मृतिभ्रंशाद्बुद्धिनाशो बुद्धिनाशात्प्रणश्यति ॥६३॥
Это самое греховное и губительное порождение страсти появляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной.«Бхагавад-гита» называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и нелепым.
Cогласно Ведам есть два уровня реальности: реальность духовная и реальность материальная. И отличаются они друг от друга не просто тем, что одна видимая, а другая невидимая, а тем, что духовная реальность - она основана на правильном мышлении, на правильном понимании, что Бог является центром всего, он является источником всего. Это мир, где всё идёт по правилам, по принципам любви.
А материальная реальность или низшая реальность – это реальность, где не Бог в центре всего, а живое существо пытается поставить себя в центр всего, причём нас тут очень много разных существ и каждый пытается поставить себя в центр. И поэтому между нами происходит вот эта борьба, конкуренция, конфликт, и здесь, в таком состоянии, когда Бог ушёл из центра сознания, то мы потеряли контроль над своими чувствами.
Cознание устроено интересным образом. Вот, сознание - это вот моё индивидуальное ощущение Я, что я есть. И вот это ощущение, что я есть - оно проявляется через определённые чувства. Я не просто есть, я а вижу, я слышу, я обоняю, я осязаю, я чувствую вкусы, я думаю, я хочу, я проявляю свою волю. То есть, вот это внутреннее Я - оно [просится] этими своими определёнными чувствами, мыслями, эмоциями.
Но сама по себе способность мыслить, понимать, способность желать, чувствовать, изъявлять волю - она исходит не из нас, она исходит из сверхсознания, из параматмы или из Бога, который всегда находится с нами. Мы этими способностями обладаем до определённой степени. Но мы можем ими распоряжаться и контролировать лишь в той мере, насколько мы сотрудничаем с этим источником чувств, источником мысли, источником всех желаний.
Как избавиться от гнева?
Человек, который не знает высшего смысла и цели жизни, склонен идти на поводу ума и чувств. Разумные же люди контролируют свой ум с помощью разума, то есть, они видят вероятные последствия тех или иных действий, и их поведение диктуется разумом, а не мимолетными чувствами.
"Тот, кто обуздал ум, приобрел лучшего друга, а тот, кому это не удалось, бок о бок живет со своим злейшим врагом". (“Бхагавад Гита”, 6.6)
बन्धुरात्मात्मनस्तस्य येनात्मैवात्मना जितः ।
अनात्मनस्तु शत्रुत्वे वर्तेतात्मैव शत्रुवत् ॥६॥
Согласно Ведам, человек, который не использует шанс, данный ему человеческой формой жизни, и не пытается освободиться из ловушки материального мира, деградирует до уровня животного и в следующей жизни может получить тело, принадлежащее животной форме жизни.
В "Бхагавад-гите" (2.70) утверждается: "Достичь умиротворения может лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. Но тот, кто стремится удовлетворить свои желания, мира не знает".
आपूर्यमाणमचलप्रतिष्ठं समुद्रमापः प्रविशन्ति यद्वत् ।
तद्वत्कामा यं प्रविशन्ति सर्वे स शान्तिमाप्नोति न कामकामी ॥७०॥
Эти желания ослабевают, когда мы развиваем отречение. Чистый преданный, полностью погрузившись в служение Господу, контролирует все эти 6 дурных качеств. Хотя эти шесть дурных качеств материальны, их можно задействовать в служении Богу. Оно преобразит их. Дурные качества не что иное, как искаженное отражение качеств духовного мира.Преданные Господа знают Его совершенную природу и уверены, что,когда все происходит в соответствии с Его волей, все бывают удовлетворены, поэтому они вручают контроль над своими чувствами Господу.
“Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, снисходительность, правдивость, способность обуздывать чувства и ум, счастье, горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, непричинение вреда, уравновешенность, удовлетворённость, аскетичность, щедрость, слава и бесславие – все эти разнообразные качества живых существ созданы Мной одним.Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.”Бхагавад-гита” 10 главa,4 – 5
बुद्धिर्ज्ञानमसंमोहः क्षमा सत्यं दमः शमः ।
सुखं दुःखं भवोऽभावो भयं चाभयमेव च ॥ ४॥
अहिंसा समता तुष्टिस्तपो दानं यशोऽयशः ।
भवन्ति भावा भूतानां मत्त एव पृथग्विधाः ॥ ५॥
Следует сосредоточить все свои желания на любовном служении Богу. Именно об этом говорит Кришна в "Бхагавад-гите" (9.27): "Что бы ты ни делал, О сын Кунти, что бы ты ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, и все аскезы, которые ты совершаешь, делай как подношение Мне".
यत्करोषि यदश्नासि यज्जुहोषि ददासि यत् ।
यत्तपस्यसि कौन्तेय तत्कुरुष्व मदर्पणम् ॥२७॥
"Тот, кто не находится в трансцендентном сознании, не может иметь ни контролируемого ума, ни устойчивого разума, без которых мир невозможен. Но есть ли счастье без мира" ("Бхагавад гитa”, 2.66).
नास्ति बुद्धिरयुक्तस्य न चायुक्तस्य भावना ।
न चाभावयतः शान्तिरशान्तस्य कुतः सुखम् ॥६६॥
В 16 главе "Бхагавад гиты” текст 23-24 объясняется, как преодолеть вожделение, гнев и жадность– самых страшных врагов человека, готовых в любую секунду убить его духовное развитие. И преодолеваются они за счет следования правилам и предписаниям, изложенным в священных трактатах. Когда человек принимает правила игры, установленные Абсолютной Истиной, он становится сильнее этих трех пороков и может если не забыть о них, то хотя бы спокойно их терпеть. Если же человек не принимает правила игры из священных трактатов, а устанавливает свои, то такое поведение, руководствующееся собственной прихотью, отключает милость Бога, и человек становится слабее вожделения, гнева и жадности, которые набрасываются на него, как волки на слабого зайца.
B этих стихах задается цель человеческой жизни. Мы должны очиститься от вожделения, гнева и жадности. Но сделать это можно только с помощью правил и предписаний, изложенных в священных трактатах. А раз мы без них не сможем очиститься, то не сможем и обрести истинное счастье. Получается, что мы живем, прикладывая столько усилий, ради собственных страданий. Это, как минимум, глупо. А начать следовать правилам достаточно просто. Все начинается с того, что мы не протестуем против них. Мы согласны с тем, что правила нужны, и принимаем их полезность. Им следовали великие мудрецы и святые, так и мы не можем и не должны придумывать что-то новое.
Фактически, нежелание принимать правила и предписания, изложенные в трактатах, является единственной причиной деградации человека. Это не просто лень, это тягчайший грех, на который только способен человек. Поэтому майя, материальная энергия, постоянно причиняет нам страдания. Материальная энергия состоит из трех гун. И человек должен подняться, по крайней мере, на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Абсолютной Истины. Иначе он останется во власти страсти и невежества. А низшие гуны характерны тем, что, находясь в них, человек изобретает собственные пути духовного развития, что приводит и его самого и его последователей к полной деградации.
श्रीभगवानुवाच
अभयं सत्त्वसंशुद्धिर्ज्ञानयोगव्यवस्थितिः ।
दानं दमश्च यज्ञश्च स्वाध्यायस्तप आर्जवम् ॥१॥
अहिंसा सत्यमक्रोधस्त्यागः शान्तिरपैशुनम् ।
दया भूतेष्वलोलुप्त्वं मार्दवं ह्रीरचापलम् ॥२॥
तेजः क्षमा धृतिः शौचमद्रोहो नातिमानिता ।
भवन्ति संपदं दैवीमभिजातस्य भारत ॥३॥
“Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой”.
दम्भो दर्पोऽभिमानश्च क्रोधः पारुष्यमेव च ।
अज्ञानं चाभिजातस्य पार्थ संपदमासुरीम् ॥४॥
“Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - таковы качества людей, наделенных демонической природой, о сын Притхи”.
त्रिविधं नरकस्येदं द्वारं नाशनमात्मनः ।
कामः क्रोधस्तथा लोभस्तस्मादेतत्त्रयं त्यजेत् ॥२१॥
“В этот ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу”.
एतैर्विमुक्तः कौन्तेय तमोद्वारैस्त्रिभिर्नरः ।
आचरत्यात्मनः श्रेयस्ततो याति परां गतिम् ॥२२॥
“Тот, кому удалось миновать трое врат ада, о сын Кунти, посвящает себя делам, помогающим постичь душу, и так со временем достигает высшей цели”.
यः शास्त्रविधिमुत्सृज्य वर्तते कामकारतः ।
न स सिद्धिमवाप्नोति न सुखं न परां गतिम् ॥२३॥
“Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели”.
तस्माच्छास्त्रं प्रमाणं ते कार्याकार्यव्यवस्थितौ ।
ज्ञात्वा शास्त्रविधानोक्तं कर्म कर्तुमिहार्हसि ॥२४॥
“Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства”.
[ картинка ]
Для написания этой статьи были использованы источники:
http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=299:bhakti-tirtha-svami-dzhon-fejvors-duhovnyj-voin-knigi-1-5&catid=25&Itemid=121
http://vedic-culture.in.ua/ru/practice/vaishnava-etiquette.html
Гнев- кродха(санскрит)отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её. Проявление гнева сопровождается очень мощным выбросом негативной деструктивной энергии.
Согласно ведическому знанию у человека есть 6 врагов, вовлекающих его в страдания, и которые много более опасны, чем наши внешние недоброжелатели:
Первый, это эгоизм или вожделение(кама). Второй – гнев(кродха). Третий – жадность(лобха). Четвертый – иллюзия (моха), Пятый – зависть(матсарья). И шестой – безумие(мада). Они все связаны друг с другом по цепочке.
В Ведах человека, находящегося в гневе, называют разбойником, так как его поведение отбирает у всех спокойствие и радость.
В” Бхагавад Гите” говорится, что такие три вещи, как вожделение, гнев и жадность – это трое врат ведущих в ад («Бхагавад-гита», 3.36-37)
«Тот, кто хочет освободиться от рабства в материальном мире, никогда не должен поддаваться гневу, ибо человек, обуреваемый гневом, становится источником страха для окружающих». «Шримад-Бхагаватам», 4.11.32
"Один приступ гнева отнимает три месяца жизни. Нет болезни хуже, чем желание; нет врага злее, чем привязанность; нет огня страшнее, чем гнев". http://vedayu.ru/content/vedi_sciences/212/8643/
Откуда берется гнев?
В третьей главе «Бхагавад-гиты» Господь объясняет происхождение гнева, отвечая на вопрос Арджуны:
Арджуна сказал: «О потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?»
अर्जुन उवाच
अथ केन प्रयुक्तोऽयं पापं चरति पूरुषः ।
अनिच्छन्नपि वार्ष्णेय बलादिव नियोजितः ॥३६॥
Верховный Господь сказал: «О Арджуна, эта сила — не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение — всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире»
श्रीभगवानुवाच
काम एष क्रोध एष रजोगुणसमुद्भवः ।
महाशनो महापाप्मा विद्ध्येनमिह वैरिणम् ॥३७॥
В этом мире душа находится во власти собственного ума и чувств, то есть, пребывает в обусловленном состоянии. А ум находится под влиянием ложного эго, которое пытается господствовать над материей. Чем больше человек привязывается к объектам чувств, тем сильнее он запутывается в сетях материальной жизни, и тем быстрее деградирует.
«Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха - оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму?» «Шримад-Бхагаватам», 5.6.5
Тщетные попытки осуществить материальные желания порождают гнев.
Возникновение гнева описано также в “Бхагавад-гите”, 2-я глава, 62-63:
"Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, и из этой привязанности развивается вожделение, которое порождает гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни”.
ध्यायतो विषयान्पुंसः सङ्गस्तेषूपजायते ।
सङ्गात्संजायते कामः कामात्क्रोधोऽभिजायते ॥६२॥
क्रोधाद्भवति संमोहः संमोहात्स्मृतिविभ्रमः ।
स्मृतिभ्रंशाद्बुद्धिनाशो बुद्धिनाशात्प्रणश्यति ॥६३॥
Это самое греховное и губительное порождение страсти появляется в форме аханкары, ложного эгоистического представления о себе как о центре вселенной.«Бхагавад-гита» называет эгоцентризм обусловленной души, находящейся под властью материальной природы, глупым и нелепым.
Cогласно Ведам есть два уровня реальности: реальность духовная и реальность материальная. И отличаются они друг от друга не просто тем, что одна видимая, а другая невидимая, а тем, что духовная реальность - она основана на правильном мышлении, на правильном понимании, что Бог является центром всего, он является источником всего. Это мир, где всё идёт по правилам, по принципам любви.
А материальная реальность или низшая реальность – это реальность, где не Бог в центре всего, а живое существо пытается поставить себя в центр всего, причём нас тут очень много разных существ и каждый пытается поставить себя в центр. И поэтому между нами происходит вот эта борьба, конкуренция, конфликт, и здесь, в таком состоянии, когда Бог ушёл из центра сознания, то мы потеряли контроль над своими чувствами.
Cознание устроено интересным образом. Вот, сознание - это вот моё индивидуальное ощущение Я, что я есть. И вот это ощущение, что я есть - оно проявляется через определённые чувства. Я не просто есть, я а вижу, я слышу, я обоняю, я осязаю, я чувствую вкусы, я думаю, я хочу, я проявляю свою волю. То есть, вот это внутреннее Я - оно [просится] этими своими определёнными чувствами, мыслями, эмоциями.
Но сама по себе способность мыслить, понимать, способность желать, чувствовать, изъявлять волю - она исходит не из нас, она исходит из сверхсознания, из параматмы или из Бога, который всегда находится с нами. Мы этими способностями обладаем до определённой степени. Но мы можем ими распоряжаться и контролировать лишь в той мере, насколько мы сотрудничаем с этим источником чувств, источником мысли, источником всех желаний.
Как избавиться от гнева?
Человек, который не знает высшего смысла и цели жизни, склонен идти на поводу ума и чувств. Разумные же люди контролируют свой ум с помощью разума, то есть, они видят вероятные последствия тех или иных действий, и их поведение диктуется разумом, а не мимолетными чувствами.
"Тот, кто обуздал ум, приобрел лучшего друга, а тот, кому это не удалось, бок о бок живет со своим злейшим врагом". (“Бхагавад Гита”, 6.6)
बन्धुरात्मात्मनस्तस्य येनात्मैवात्मना जितः ।
अनात्मनस्तु शत्रुत्वे वर्तेतात्मैव शत्रुवत् ॥६॥
Согласно Ведам, человек, который не использует шанс, данный ему человеческой формой жизни, и не пытается освободиться из ловушки материального мира, деградирует до уровня животного и в следующей жизни может получить тело, принадлежащее животной форме жизни.
В "Бхагавад-гите" (2.70) утверждается: "Достичь умиротворения может лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. Но тот, кто стремится удовлетворить свои желания, мира не знает".
आपूर्यमाणमचलप्रतिष्ठं समुद्रमापः प्रविशन्ति यद्वत् ।
तद्वत्कामा यं प्रविशन्ति सर्वे स शान्तिमाप्नोति न कामकामी ॥७०॥
Эти желания ослабевают, когда мы развиваем отречение. Чистый преданный, полностью погрузившись в служение Господу, контролирует все эти 6 дурных качеств. Хотя эти шесть дурных качеств материальны, их можно задействовать в служении Богу. Оно преобразит их. Дурные качества не что иное, как искаженное отражение качеств духовного мира.Преданные Господа знают Его совершенную природу и уверены, что,когда все происходит в соответствии с Его волей, все бывают удовлетворены, поэтому они вручают контроль над своими чувствами Господу.
“Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, снисходительность, правдивость, способность обуздывать чувства и ум, счастье, горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, непричинение вреда, уравновешенность, удовлетворённость, аскетичность, щедрость, слава и бесславие – все эти разнообразные качества живых существ созданы Мной одним.Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.”Бхагавад-гита” 10 главa,4 – 5
बुद्धिर्ज्ञानमसंमोहः क्षमा सत्यं दमः शमः ।
सुखं दुःखं भवोऽभावो भयं चाभयमेव च ॥ ४॥
अहिंसा समता तुष्टिस्तपो दानं यशोऽयशः ।
भवन्ति भावा भूतानां मत्त एव पृथग्विधाः ॥ ५॥
Следует сосредоточить все свои желания на любовном служении Богу. Именно об этом говорит Кришна в "Бхагавад-гите" (9.27): "Что бы ты ни делал, О сын Кунти, что бы ты ни ел, что бы ни предлагал или отдавал, и все аскезы, которые ты совершаешь, делай как подношение Мне".
यत्करोषि यदश्नासि यज्जुहोषि ददासि यत् ।
यत्तपस्यसि कौन्तेय तत्कुरुष्व मदर्पणम् ॥२७॥
"Тот, кто не находится в трансцендентном сознании, не может иметь ни контролируемого ума, ни устойчивого разума, без которых мир невозможен. Но есть ли счастье без мира" ("Бхагавад гитa”, 2.66).
नास्ति बुद्धिरयुक्तस्य न चायुक्तस्य भावना ।
न चाभावयतः शान्तिरशान्तस्य कुतः सुखम् ॥६६॥
В 16 главе "Бхагавад гиты” текст 23-24 объясняется, как преодолеть вожделение, гнев и жадность– самых страшных врагов человека, готовых в любую секунду убить его духовное развитие. И преодолеваются они за счет следования правилам и предписаниям, изложенным в священных трактатах. Когда человек принимает правила игры, установленные Абсолютной Истиной, он становится сильнее этих трех пороков и может если не забыть о них, то хотя бы спокойно их терпеть. Если же человек не принимает правила игры из священных трактатов, а устанавливает свои, то такое поведение, руководствующееся собственной прихотью, отключает милость Бога, и человек становится слабее вожделения, гнева и жадности, которые набрасываются на него, как волки на слабого зайца.
B этих стихах задается цель человеческой жизни. Мы должны очиститься от вожделения, гнева и жадности. Но сделать это можно только с помощью правил и предписаний, изложенных в священных трактатах. А раз мы без них не сможем очиститься, то не сможем и обрести истинное счастье. Получается, что мы живем, прикладывая столько усилий, ради собственных страданий. Это, как минимум, глупо. А начать следовать правилам достаточно просто. Все начинается с того, что мы не протестуем против них. Мы согласны с тем, что правила нужны, и принимаем их полезность. Им следовали великие мудрецы и святые, так и мы не можем и не должны придумывать что-то новое.
Фактически, нежелание принимать правила и предписания, изложенные в трактатах, является единственной причиной деградации человека. Это не просто лень, это тягчайший грех, на который только способен человек. Поэтому майя, материальная энергия, постоянно причиняет нам страдания. Материальная энергия состоит из трех гун. И человек должен подняться, по крайней мере, на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Абсолютной Истины. Иначе он останется во власти страсти и невежества. А низшие гуны характерны тем, что, находясь в них, человек изобретает собственные пути духовного развития, что приводит и его самого и его последователей к полной деградации.
श्रीभगवानुवाच
अभयं सत्त्वसंशुद्धिर्ज्ञानयोगव्यवस्थितिः ।
दानं दमश्च यज्ञश्च स्वाध्यायस्तप आर्जवम् ॥१॥
अहिंसा सत्यमक्रोधस्त्यागः शान्तिरपैशुनम् ।
दया भूतेष्वलोलुप्त्वं मार्दवं ह्रीरचापलम् ॥२॥
तेजः क्षमा धृतिः शौचमद्रोहो नातिमानिता ।
भवन्ति संपदं दैवीमभिजातस्य भारत ॥३॥
“Верховный Господь сказал: Бесстрашие, очищение своего бытия, совершенствование в духовном знании, благотворительность, владение чувствами, совершение жертвоприношений, изучение Вед, совершение аскезы, простота, отказ от насилия, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы, о сын Бхараты, божественные качества праведных людей, наделенных божественной природой”.
दम्भो दर्पोऽभिमानश्च क्रोधः पारुष्यमेव च ।
अज्ञानं चाभिजातस्य पार्थ संपदमासुरीम् ॥४॥
“Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - таковы качества людей, наделенных демонической природой, о сын Притхи”.
त्रिविधं नरकस्येदं द्वारं नाशनमात्मनः ।
कामः क्रोधस्तथा लोभस्तस्मादेतत्त्रयं त्यजेत् ॥२१॥
“В этот ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу”.
एतैर्विमुक्तः कौन्तेय तमोद्वारैस्त्रिभिर्नरः ।
आचरत्यात्मनः श्रेयस्ततो याति परां गतिम् ॥२२॥
“Тот, кому удалось миновать трое врат ада, о сын Кунти, посвящает себя делам, помогающим постичь душу, и так со временем достигает высшей цели”.
यः शास्त्रविधिमुत्सृज्य वर्तते कामकारतः ।
न स सिद्धिमवाप्नोति न सुखं न परां गतिम् ॥२३॥
“Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели”.
तस्माच्छास्त्रं प्रमाणं ते कार्याकार्यव्यवस्थितौ ।
ज्ञात्वा शास्त्रविधानोक्तं कर्म कर्तुमिहार्हसि ॥२४॥
“Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать и чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства”.
[ картинка ]
Для написания этой статьи были использованы источники:
http://www.vasudeva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=299:bhakti-tirtha-svami-dzhon-fejvors-duhovnyj-voin-knigi-1-5&catid=25&Itemid=121
http://vedic-culture.in.ua/ru/practice/vaishnava-etiquette.html