ॐ
Автор
Кубера – один из персонажей древней индийской мифологии, бог, принадлежащий к ведическому пантеону. В этот пантеон включается «3 раза по 11» могущественных божеств, а кроме них – множество иных сущностей: полубоги, малые боги, духи, демоны. Кубера среди прочих является одним из наиболее могущественных, в том числе потому, что принадлежит к числу локапал, то есть хранителей мира. Изначально хранителей в мифологии было четверо, и каждый отвечал за одну из сторон света, Кубера – за Север.
Владыка и защитник Севера, согласно мифам, выполнял и другие функции, он был покровителем богатства и процветания. Именно эта роль прочно закрепилась за ним в традиции – роль высшей сущности, которой подвластно даровать человеку материальное благополучие.
Кубера является внуком великого Пуластьи, одного из принадлежащих к числу Праджапати, то есть внук божества, из семени которого рождался мир. Праджапати ассоциируется в индуистских источниках с Брахмой, создателем всего окружающего мира. Отец Куберы – старший сын Пуластьи, мудрец по имени Вишравас. Младший брат Брахмы – могущественный Равана, десятиголовый, впоследствии изгнавший своего брата Куберу из его резиденции на острове Ланка (Цейлоне).
Согласно мифам, бессмертие и божественная власть над богатством были даны Кубере Брахмой в награду за то, что тот посвятил себя суровой аскезе. Брахма, кроме того, даровал Кубере резиденцию на Ланке, а также способную летать колесницу Пишпаку.
Потеряв Ланку, Кубера прикладывал усилия, чтобы ее вернуть. Но результата не получил и вынужден был перенести резиденцию в район Алакапури в Гималаях, недалеко от горы Кайлас, «горы Шивы».
Алаку, главный город Алакапури, создал Вишвакарман, бог-мастер и «архитектор», кузнец и плотник, который «вытесал» землю и сплавил весь мир воедино.
Дворец и владения Куберы находились именно в той части света, покровителем которой он был – на севере. Здесь на горе Меру находился заповедный сад, принадлежащий божеству. А в глубинах под горой скрывались, по легендам, несметные клады. Особо Куберой охранялись Девять сокровищ – нидхи – к каждому из них был приставлен демон, не сводящий с него глаз. Гора Меру примечательна и тем, что как раз через нее, согласно преданию, проходит центр мира.
Помимо угодий на земле и под землей, Кубере принадлежала и власть над низшими существами. Ему служат якши, киннары и гухьяки. Именно гухьяки обязаны были выступать стражей таящихся под землей сокровищ. Небесные духи-музыканты, киннары, обладали лошадиными головами. Дикие якши – духи, которые не испытывают вражды к человеку.
Нельзя себе представить, чтобы обладатель таких богатств и власти был бы одинок. И действительно, у Куберы была не одна, а две супруги. На изображениях божества они также нередко присутствуют: одну из них Кубера обнимает правой, другую левой рукой.
Одна из жен Куберы – это Якшини, наиболее ему близкая из всех окружающих. Якшини сама имеет божественную сущность, она – покровительница процветания.
Другая супруга – Манибхадра – также имеет непосредственное отношение к получению богатства, она – богиня торговцев.
В индийских текстах Кубере принадлежат слова, обращенные к людям. Он говорит, что может быть как щедр, так и скуп, как добр, так и жалостлив. Успех в приобретении денег зависит не от бога, а от самого человека. При этом Кубера споспешествует тем, «кто однажды с улыбкой и любовью сумеет отдать столько, сколько раньше отдать было жалко».
Владыка и защитник Севера, согласно мифам, выполнял и другие функции, он был покровителем богатства и процветания. Именно эта роль прочно закрепилась за ним в традиции – роль высшей сущности, которой подвластно даровать человеку материальное благополучие.
Кубера является внуком великого Пуластьи, одного из принадлежащих к числу Праджапати, то есть внук божества, из семени которого рождался мир. Праджапати ассоциируется в индуистских источниках с Брахмой, создателем всего окружающего мира. Отец Куберы – старший сын Пуластьи, мудрец по имени Вишравас. Младший брат Брахмы – могущественный Равана, десятиголовый, впоследствии изгнавший своего брата Куберу из его резиденции на острове Ланка (Цейлоне).
Согласно мифам, бессмертие и божественная власть над богатством были даны Кубере Брахмой в награду за то, что тот посвятил себя суровой аскезе. Брахма, кроме того, даровал Кубере резиденцию на Ланке, а также способную летать колесницу Пишпаку.
Потеряв Ланку, Кубера прикладывал усилия, чтобы ее вернуть. Но результата не получил и вынужден был перенести резиденцию в район Алакапури в Гималаях, недалеко от горы Кайлас, «горы Шивы».
Алаку, главный город Алакапури, создал Вишвакарман, бог-мастер и «архитектор», кузнец и плотник, который «вытесал» землю и сплавил весь мир воедино.
Дворец и владения Куберы находились именно в той части света, покровителем которой он был – на севере. Здесь на горе Меру находился заповедный сад, принадлежащий божеству. А в глубинах под горой скрывались, по легендам, несметные клады. Особо Куберой охранялись Девять сокровищ – нидхи – к каждому из них был приставлен демон, не сводящий с него глаз. Гора Меру примечательна и тем, что как раз через нее, согласно преданию, проходит центр мира.
Помимо угодий на земле и под землей, Кубере принадлежала и власть над низшими существами. Ему служат якши, киннары и гухьяки. Именно гухьяки обязаны были выступать стражей таящихся под землей сокровищ. Небесные духи-музыканты, киннары, обладали лошадиными головами. Дикие якши – духи, которые не испытывают вражды к человеку.
Нельзя себе представить, чтобы обладатель таких богатств и власти был бы одинок. И действительно, у Куберы была не одна, а две супруги. На изображениях божества они также нередко присутствуют: одну из них Кубера обнимает правой, другую левой рукой.
Одна из жен Куберы – это Якшини, наиболее ему близкая из всех окружающих. Якшини сама имеет божественную сущность, она – покровительница процветания.
Другая супруга – Манибхадра – также имеет непосредственное отношение к получению богатства, она – богиня торговцев.
В индийских текстах Кубере принадлежат слова, обращенные к людям. Он говорит, что может быть как щедр, так и скуп, как добр, так и жалостлив. Успех в приобретении денег зависит не от бога, а от самого человека. При этом Кубера споспешествует тем, «кто однажды с улыбкой и любовью сумеет отдать столько, сколько раньше отдать было жалко».