Шри Кедарнатх – одно из главных мест паломничества в Индии, посвященное великому Шиве. Это третья из четырех знаменитых гималайских Чар Дхам. Посреди долины Кедарнатх, в окружении панорамы заснеженных пиков, стоит храм, на высоте 3583м, в котором находится сваямбху (самопроявленное) божество Шива-Лингам. Это один из 12 джьотир лингамов (проявленных из света) – важнейших мест паломничества, расположенных по всей Индии. «Кедар» на санскрите означает «терассы» – ступенчатые, искусственно возведенные поля для выращивания злаковых культур в условиях высокогорья. «Натх», с санскрита – «повелитель», т. е. «Кедарнатх» означает «повелитель, создающий все условия для роста и созревания каждой обусловленной души в этом мире». Здесь Шиве поклоняются как йогу-мистику и покровителю всех йогов. Паломничество в это место дарует неисчислимые блага и благословления, упомянутые в «Сканда пуране», «Шива пуране», «Гаруда пуране», «Кедаркальпе», «Махабхарате». Здесь можно получить даршан самого Шивы, это место дарует освобождение. Ощущение присутствия божественности достигает пика на даршане внутри храма, и паломники, падая ниц перед лингамом, явственно ощущают свободу от эго, и чувство радости и счастья переполняет их души. Ежегодно, во время сезона, это место посещает до 300 тысяч человек. В этом районе находится около двухсот святилищ Махадева, самые значимые из них упомянуты в древних писаниях, и самые доступные из них – это Гаурикунд, озеро Чаробари тал, озеро Васуки тал, храм Бхайронатха или Калабхайравы, место самадхи Ади Шанкарачарии. Кедарнатх также является местом истока одного из притоков Ганги - реки Мандакини, которая берет свое начало у ледника Чоробари и течет до Рудра праяга, где сливается с Алакананда Гангой. Храм открыт только шесть месяцев в году. В зимний период здесь очень холодно, все засыпает снегом, храм и дороги к нему закрывают, и поклонение божеству переносят в поселок Укхиматх. После долгой зимы, традиционно открытие храма празднуется в благоприятный день Акшая Тритья - этот день выпадает в период с последней недели апреля по середину мая, и в конце сезона храм закрывают на пятый день фестиваля Дивали – Бхай бхота.
[ картинка ]
Вот так, веселой компанией паломников, в предвкушении приключений и озарений ), на популярной в Гималаях машине марки "Махиндра", мы начинаем свое путешествие в Шри Кедарнатх.
[ картинка ]
Гаури кунд (купель Богини Гаури) – первое, самое сакральное место на пути в Кедардхам, находится в одноименном поселке Гаурикунд 1980 м, из которого начинается пешее восхождение к храму Кедарешвара. В пуранах описывается, что в этом месте Богиня Гаури томилась, дожидаясь своего совершенолетия, перед тем, как стать супругой Господа Шивы. Вода в кунде является целебной и обладающей многими мистическими свойствами. Это место особо почитается шактами, а также притягивает оно и тантриков, магов, кауликов, алхимиков и всевозможных колдунов, использующих воды кунды в своих зельях и ритуалах. Ведь именно в этом месте у богини излились первые месячные, а сама кунда симвлизирует лоно Гаури. Здесь паломники проводят пуджи и огненное арати, поклоняясь Матери, читают Девимахатмью (700-стишие Богини Дурги), Шивамахимна-стотру Пушпаданты (Гимн о величии Шивы) и затем начинают подъем в Храм Кедарнатх. В трех километрах от кунды находится Мунд Ката Ганеш - то самое место, где после известных событий, описанных в Шива пуране, сын Шивы и Парвати обрел голову слона и стал любим и почитаем всеми как Ганеша. В летний месяц Шраван (июль-август) – особое время для почитания Господа Шивы, в эти места стекается огромное количество паломников со всей Индии.
[ картинка ]
Этот горячий источник находится чуть выше Гаури кунды, также обладает целебными свойствами. Паломники делают тут омовение перед тем, как начать очистительные ритуалы и поклонения перед подъемом в Кедарнатх мандир.
[ картинка ]
Стоянка лошадок и доли (спец. носилки для людей или паланктины). Многие паломники поднимаются в Храм на лошадях или их несут в паланктинах, т. к. 14-ти километровый подъем до поселка Кедарнатх довольно утомителен, особенно для пожилых людей, и занимает около шести часов.
[ картинка ]
Вот так можно отдохнуть по пути в обществе садху, также поднимающихся на даршан к Махешваре.
[ картинка ]
Дорога вымощена булыжником и камнями, на которых часто подскальзываются лошадки, а изредка и падают, так что, когда будете выбирать лошадь, смотрите, чтоб она была отдохнувшей и полной сил ). И конечно, лучше ради собственного очищения пройти весь путь пешком. По дороге находится Гарур-Чатти ашрам - в этом месте Вишну оставил Гаруду и свою колесницу, и дальше пошел пешком, чтобы посетить Шиву в его обители.
[ картинка ]
За очередным поворотом открывается великолепный, захватывающий дух вид на вершину Кедарнатх (6970м).
[ картинка ]
Вид на поселок Кедарнатх с противоположной горы.
[ картинка ]
Храм Кедарнатха. Возведен около пяти тысяч лет назад легендарными братьями Пандавами. После 18-ти дневной братоубийственной войны, в которой погибло около 600 миллионов человек с обоих сторон, а победителями стали Пандавы, братья чувствовали вину за гибель всего рода Кауравов, приходившимися им кровными родственниками. Риши Вьяса, дед Пандавов, дал указание братьям идти в Каши (Варанаси), чтобы получить даршан Шивы и попросить о прощении греха братоубийства. Но Шива не захотел появляться перед братьями и ушел в Гималаи в Гуптакаши, но Пандавы и там нашли его. Тогда Махадев обернулся белоснежным быком и смешался со стадом коров, пасущихся в долине Кедарнатх. Братья, обладающие божественной интуицией, обнаружили его в стаде, и тогда могучий Бхима, расставив ноги, стал прогонять быков под собой. Шива не мог позволить оседлать себя и ушел под землю, оставив на поверхности только свой горб, окаменевший в виде лингама. Пандавы совершили поклонение, и удовлетворенный настойчивостью братьев, великий Шанкара явился перед ними и отпустил им все грехи. Другие части тела Шивы в образе быка, а именно - лицо, живот, руки и волосы, проявились в округе в виде лингамов и стали называться Рудранатх, Мандхмахешвар, Тангнатх и Кальпешвар. Вместе с Кедарешваром эти места стали известны как Панч Кедар, или пять проявлений Господа Шивы. Паломничество к этим пяти местам является Маха-тиртха-ятрой, дарующей освобождение не только паломнику, но и всей его семье и предкам.
[ картинка ]
Садху Шиваиты - перед Храмом в день открытия.
[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Большое количество народа приехало на открытие Храма, все крыши близлежащих домов заняты людьми, ожидающими торжественной церемонии.[ картинка ]
18 мая 2010 года – день открытия Шри Кедарнатха. Ведущие телеканалы страны освещают это событие.
[ картинка ]
Торжественно начали церемонию открытия главный священник храма Шри Бхима Шанкар Линг Шивачарья и ачарья Кедарнатха Шри Умадутт Семвал, в окружении представителей властей штата, с музыкальным сопровождением военного оркестра, играющим на волынках и барабанах.
[ картинка ]
Равал –один из главных священников Шри Кедарнатах мандира.
[ картинка ]
Шри Кедарнатх Доли – процессия с паланктином (доли), на котором преданные несут Мурти Бхагавана Шанкары, которому они поклонялись в Укхиматхе, пока Храм Кедарнатха был закрыт на зимний сезон.
Мурти Бхагавана Шанкары в виде серебряного Лингама с четырмя лицами по сторонам света. Священники храма будут проводить сложный ведический ритуал – пранапратиштха –перенос праны божества в каменный Лингам, находящийся в храме.
Мурти Бхагавана Шанкары только что принесли к дому главного священника храма. Люди радуются и танцуют под звуки волынок ))
[ картинка ]
Девушки в национальных одеждах танцуют в честь праздника.
[ картинка ]
С раннего утра огромная очередь паломников выстроилась для посещения храма и даршана божества. Но мы, как западные, и потому наименее терпеливые граждане, несмотря на очередь и с благословления полицейских, встали в самом ее начале и одни из первых получили даршан Махадева.
[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Садху.[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Храм Кедарнатх, со времен Пандавов, не раз перестраивался и реставрировался. Последняя крупная перестройка была проведена великим Гуру Шанкарачарьей в VIII веке. Через некоторое время он ушел в Махасамадхи, удивительным образом войдя в скалу, что за храмом, и оставив там лишь свой посох. Сейчас в память о том событии на этом месте стоит стелла. Храм построен по всем правилам васту из многотонных монолитных камней, а перед храмом стоит большая фигура быка Нанди, также сделанная из монолита. И теперь возникает вопрос, как столь огромные и тяжелые камни были доставлены сюда в те времена, когда и намека не было на горные дороги. О местном происхождении строительного материала и говорить не приходиться – мягкие здешние породы земли, значительно подверженные эрозии под воздействием воды и ветра, полностью это исключают. Еще одну загадку для ученых представляет надпись на брахми, сделанная по периметру храма. Со стороны южного входа в храм, нас встречают два стража (Дварапала), бык Нанди (вечный спутник Шивы) и мурти Ганеши. С обратной стороны храма находится Амрита-кунда, в которую стекает чаранамрита – жидкость, получаемая после Шиваабхишеки, которая считается нектаром бессмертия (амритой). При входе в первую большую залу можно увидеть мурти Нараяны и Лакшми, его супруги, а также скульптуры пятерых Пандавов с их супругой Драупади. Далее следует гарбха-гриха - алтарная часть храма, символизирующая лоно Матери, в которой и находится сваямбху джьотир Лингам Господа. Весной, когда храм открывается после шести месяцев зимнего сезона, пуджари каждый год наблюдают удивительную картину: все подношения и цветы остаются свежими в течении этих шести месяцев отсутствия людей и, кроме того, акханда-дипа (лампада на алтаре) продолжает гореть также, как и полгода назад перед закрытием храма. Британские чиновники в свое время проверяли это чудо в течении трех лет.
[ картинка ]
За Кедарнатх мандиром располагается лагерь садху-шиваитов, живущих здесь все лето в шатрах-палатках.
[ картинка ]
В лагере садху-баба. Они как правило сидят вокруг дхуни, курят чарас, рассказывают Шива-катху, поют гимны из писаний, прославляющих Шиву и Парвати, по утрам делают йогические практики. Живя и практикуя садхану в этих холодных, суровых местах, они жертвуют свою жизнь (материальную) в огонь йогической тапасьи и радуют своего иштадева (Шиву) подвижничеством и вайрагьей, направленной на достижение Шивалоки (мира Шивы).
[ картинка ]
Общаемся с бабовичами ))
[ картинка ]
Девушки из нашей группы обрабатывают медициной язвы мальчику-садху.
[ картинка ]
В сопровождении садху Дхуни Гири бабы, мы отправились к озеру Чоробаритал. Несложная дорога занимает около одного-двух часов неспешной ходьбы, длиной один километр.
[ картинка ]
Дхуни Гири баба.
[ картинка ]
По дороге к озеру мы встретили паломников. Мужчина (на фотографии с посохом) - командир экипажа боинга на международных авилиниях Индии, также идет в сопровождении садху. Вообще, на пути к озеру, не требуются проводники, но паломничество в обществе святых людей- носителей местной культуры и религии, их присутствие в группе и общение, привносят правильную мотивацию и смысл в течении всей ятры (паломничества).
[ картинка ]
Мила
[ картинка ]
Озеро Чоробаритал, по форме напоминает череп, высота около 4000 метров. На фотографии видно, что озеро пересохло, но в сезон дождей оно вновь наполнится водой. Озеро также называют Ганди-саровар, потому что после кремации тела Махатмы Ганди, часть пепла развеяли над водой. В этом месте начинается Махапатх – путь в небеса. В писаниях сказано, что прах людей, развеянный здесь, гарантирует им освобождение и Шивасаюджью. Летом, в месяц Шраван, на озере распускаются удивительные по своей красоте лотосы и также говорится, что в этом месте получил свое рождение Брахма. За последние двести лет, около 1500 человек сбросились с близлежащих утесов вниз, чтобы закончить свою сансару и обрести освобождение из круговорота рождений и смертей.
[ картинка ]
Поселок Кедарнатх. На фотографии с левой стороны от поселка видна тропа, ведущая к храму Калабхайравы, расположенному под открытым небом на выступе одной из скал. На небольшой площадке установлено несколько древних мурти Бхайравы (гневного воплощения Господа Шивы), а также место для ягьи (проведения огненных жертвоприношений). Божество является защитником этих мест, особенно в то время, когда поклонение Джьотир Лингаму переносится в Укхиматх. С этого места открывается прекрасный вид на долину Кедарнатха и окружающую панораму гор, белоснежные облака проплывают мимо на расстоянии вытянутой руки.
Источник: http://gidindia.ru/index.php/98-kedarnatkh
[ картинка ]
Вот так, веселой компанией паломников, в предвкушении приключений и озарений ), на популярной в Гималаях машине марки "Махиндра", мы начинаем свое путешествие в Шри Кедарнатх.
[ картинка ]
Гаури кунд (купель Богини Гаури) – первое, самое сакральное место на пути в Кедардхам, находится в одноименном поселке Гаурикунд 1980 м, из которого начинается пешее восхождение к храму Кедарешвара. В пуранах описывается, что в этом месте Богиня Гаури томилась, дожидаясь своего совершенолетия, перед тем, как стать супругой Господа Шивы. Вода в кунде является целебной и обладающей многими мистическими свойствами. Это место особо почитается шактами, а также притягивает оно и тантриков, магов, кауликов, алхимиков и всевозможных колдунов, использующих воды кунды в своих зельях и ритуалах. Ведь именно в этом месте у богини излились первые месячные, а сама кунда симвлизирует лоно Гаури. Здесь паломники проводят пуджи и огненное арати, поклоняясь Матери, читают Девимахатмью (700-стишие Богини Дурги), Шивамахимна-стотру Пушпаданты (Гимн о величии Шивы) и затем начинают подъем в Храм Кедарнатх. В трех километрах от кунды находится Мунд Ката Ганеш - то самое место, где после известных событий, описанных в Шива пуране, сын Шивы и Парвати обрел голову слона и стал любим и почитаем всеми как Ганеша. В летний месяц Шраван (июль-август) – особое время для почитания Господа Шивы, в эти места стекается огромное количество паломников со всей Индии.
[ картинка ]
Этот горячий источник находится чуть выше Гаури кунды, также обладает целебными свойствами. Паломники делают тут омовение перед тем, как начать очистительные ритуалы и поклонения перед подъемом в Кедарнатх мандир.
[ картинка ]
Стоянка лошадок и доли (спец. носилки для людей или паланктины). Многие паломники поднимаются в Храм на лошадях или их несут в паланктинах, т. к. 14-ти километровый подъем до поселка Кедарнатх довольно утомителен, особенно для пожилых людей, и занимает около шести часов.
[ картинка ]
Вот так можно отдохнуть по пути в обществе садху, также поднимающихся на даршан к Махешваре.
[ картинка ]
Дорога вымощена булыжником и камнями, на которых часто подскальзываются лошадки, а изредка и падают, так что, когда будете выбирать лошадь, смотрите, чтоб она была отдохнувшей и полной сил ). И конечно, лучше ради собственного очищения пройти весь путь пешком. По дороге находится Гарур-Чатти ашрам - в этом месте Вишну оставил Гаруду и свою колесницу, и дальше пошел пешком, чтобы посетить Шиву в его обители.
[ картинка ]
За очередным поворотом открывается великолепный, захватывающий дух вид на вершину Кедарнатх (6970м).
[ картинка ]
Вид на поселок Кедарнатх с противоположной горы.
[ картинка ]
Храм Кедарнатха. Возведен около пяти тысяч лет назад легендарными братьями Пандавами. После 18-ти дневной братоубийственной войны, в которой погибло около 600 миллионов человек с обоих сторон, а победителями стали Пандавы, братья чувствовали вину за гибель всего рода Кауравов, приходившимися им кровными родственниками. Риши Вьяса, дед Пандавов, дал указание братьям идти в Каши (Варанаси), чтобы получить даршан Шивы и попросить о прощении греха братоубийства. Но Шива не захотел появляться перед братьями и ушел в Гималаи в Гуптакаши, но Пандавы и там нашли его. Тогда Махадев обернулся белоснежным быком и смешался со стадом коров, пасущихся в долине Кедарнатх. Братья, обладающие божественной интуицией, обнаружили его в стаде, и тогда могучий Бхима, расставив ноги, стал прогонять быков под собой. Шива не мог позволить оседлать себя и ушел под землю, оставив на поверхности только свой горб, окаменевший в виде лингама. Пандавы совершили поклонение, и удовлетворенный настойчивостью братьев, великий Шанкара явился перед ними и отпустил им все грехи. Другие части тела Шивы в образе быка, а именно - лицо, живот, руки и волосы, проявились в округе в виде лингамов и стали называться Рудранатх, Мандхмахешвар, Тангнатх и Кальпешвар. Вместе с Кедарешваром эти места стали известны как Панч Кедар, или пять проявлений Господа Шивы. Паломничество к этим пяти местам является Маха-тиртха-ятрой, дарующей освобождение не только паломнику, но и всей его семье и предкам.
[ картинка ]
Садху Шиваиты - перед Храмом в день открытия.
[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Большое количество народа приехало на открытие Храма, все крыши близлежащих домов заняты людьми, ожидающими торжественной церемонии.[ картинка ]
18 мая 2010 года – день открытия Шри Кедарнатха. Ведущие телеканалы страны освещают это событие.
[ картинка ]
Торжественно начали церемонию открытия главный священник храма Шри Бхима Шанкар Линг Шивачарья и ачарья Кедарнатха Шри Умадутт Семвал, в окружении представителей властей штата, с музыкальным сопровождением военного оркестра, играющим на волынках и барабанах.
[ картинка ]
Равал –один из главных священников Шри Кедарнатах мандира.
[ картинка ]
Шри Кедарнатх Доли – процессия с паланктином (доли), на котором преданные несут Мурти Бхагавана Шанкары, которому они поклонялись в Укхиматхе, пока Храм Кедарнатха был закрыт на зимний сезон.
Мурти Бхагавана Шанкары в виде серебряного Лингама с четырмя лицами по сторонам света. Священники храма будут проводить сложный ведический ритуал – пранапратиштха –перенос праны божества в каменный Лингам, находящийся в храме.
Мурти Бхагавана Шанкары только что принесли к дому главного священника храма. Люди радуются и танцуют под звуки волынок ))
[ картинка ]
Девушки в национальных одеждах танцуют в честь праздника.
[ картинка ]
С раннего утра огромная очередь паломников выстроилась для посещения храма и даршана божества. Но мы, как западные, и потому наименее терпеливые граждане, несмотря на очередь и с благословления полицейских, встали в самом ее начале и одни из первых получили даршан Махадева.
[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Садху.[ картинка ]
Садху.
[ картинка ]
Храм Кедарнатх, со времен Пандавов, не раз перестраивался и реставрировался. Последняя крупная перестройка была проведена великим Гуру Шанкарачарьей в VIII веке. Через некоторое время он ушел в Махасамадхи, удивительным образом войдя в скалу, что за храмом, и оставив там лишь свой посох. Сейчас в память о том событии на этом месте стоит стелла. Храм построен по всем правилам васту из многотонных монолитных камней, а перед храмом стоит большая фигура быка Нанди, также сделанная из монолита. И теперь возникает вопрос, как столь огромные и тяжелые камни были доставлены сюда в те времена, когда и намека не было на горные дороги. О местном происхождении строительного материала и говорить не приходиться – мягкие здешние породы земли, значительно подверженные эрозии под воздействием воды и ветра, полностью это исключают. Еще одну загадку для ученых представляет надпись на брахми, сделанная по периметру храма. Со стороны южного входа в храм, нас встречают два стража (Дварапала), бык Нанди (вечный спутник Шивы) и мурти Ганеши. С обратной стороны храма находится Амрита-кунда, в которую стекает чаранамрита – жидкость, получаемая после Шиваабхишеки, которая считается нектаром бессмертия (амритой). При входе в первую большую залу можно увидеть мурти Нараяны и Лакшми, его супруги, а также скульптуры пятерых Пандавов с их супругой Драупади. Далее следует гарбха-гриха - алтарная часть храма, символизирующая лоно Матери, в которой и находится сваямбху джьотир Лингам Господа. Весной, когда храм открывается после шести месяцев зимнего сезона, пуджари каждый год наблюдают удивительную картину: все подношения и цветы остаются свежими в течении этих шести месяцев отсутствия людей и, кроме того, акханда-дипа (лампада на алтаре) продолжает гореть также, как и полгода назад перед закрытием храма. Британские чиновники в свое время проверяли это чудо в течении трех лет.
[ картинка ]
За Кедарнатх мандиром располагается лагерь садху-шиваитов, живущих здесь все лето в шатрах-палатках.
[ картинка ]
В лагере садху-баба. Они как правило сидят вокруг дхуни, курят чарас, рассказывают Шива-катху, поют гимны из писаний, прославляющих Шиву и Парвати, по утрам делают йогические практики. Живя и практикуя садхану в этих холодных, суровых местах, они жертвуют свою жизнь (материальную) в огонь йогической тапасьи и радуют своего иштадева (Шиву) подвижничеством и вайрагьей, направленной на достижение Шивалоки (мира Шивы).
[ картинка ]
Общаемся с бабовичами ))
[ картинка ]
Девушки из нашей группы обрабатывают медициной язвы мальчику-садху.
[ картинка ]
В сопровождении садху Дхуни Гири бабы, мы отправились к озеру Чоробаритал. Несложная дорога занимает около одного-двух часов неспешной ходьбы, длиной один километр.
[ картинка ]
Дхуни Гири баба.
[ картинка ]
По дороге к озеру мы встретили паломников. Мужчина (на фотографии с посохом) - командир экипажа боинга на международных авилиниях Индии, также идет в сопровождении садху. Вообще, на пути к озеру, не требуются проводники, но паломничество в обществе святых людей- носителей местной культуры и религии, их присутствие в группе и общение, привносят правильную мотивацию и смысл в течении всей ятры (паломничества).
[ картинка ]
Мила
[ картинка ]
Озеро Чоробаритал, по форме напоминает череп, высота около 4000 метров. На фотографии видно, что озеро пересохло, но в сезон дождей оно вновь наполнится водой. Озеро также называют Ганди-саровар, потому что после кремации тела Махатмы Ганди, часть пепла развеяли над водой. В этом месте начинается Махапатх – путь в небеса. В писаниях сказано, что прах людей, развеянный здесь, гарантирует им освобождение и Шивасаюджью. Летом, в месяц Шраван, на озере распускаются удивительные по своей красоте лотосы и также говорится, что в этом месте получил свое рождение Брахма. За последние двести лет, около 1500 человек сбросились с близлежащих утесов вниз, чтобы закончить свою сансару и обрести освобождение из круговорота рождений и смертей.
[ картинка ]
Поселок Кедарнатх. На фотографии с левой стороны от поселка видна тропа, ведущая к храму Калабхайравы, расположенному под открытым небом на выступе одной из скал. На небольшой площадке установлено несколько древних мурти Бхайравы (гневного воплощения Господа Шивы), а также место для ягьи (проведения огненных жертвоприношений). Божество является защитником этих мест, особенно в то время, когда поклонение Джьотир Лингаму переносится в Укхиматх. С этого места открывается прекрасный вид на долину Кедарнатха и окружающую панораму гор, белоснежные облака проплывают мимо на расстоянии вытянутой руки.
Источник: http://gidindia.ru/index.php/98-kedarnatkh