ॐ
Автор
Свою лекцию начну с цитаты из книги Н. Рериха «Человек и природа» -
«Мудрые древние майи оставили надпись. Ей три тысячи лет:- «Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы? — Кто мы? — Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля».
Мне очень нравится это цитата, потому что напоминает нам - человек един с окружающим миром, природой. Он - часть этого мира, неотъемлема его часть. Понимание этого является основой уважительного, бережного отношения к природе. «Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность, кто видит в раздельных нераздельное, тот наделен благим знанием” (Мокша)
Если исходить из отношения человека к окружающему миру, природе, всему живому, то можно выделить 2 категории людей, составляющих наше общество-
-человек - господин природы, высшая ценность природы
-человек, жизнь которого протекает в полной гармонии с природой, частью которой он является
Вот как определил человека – господина природы Н. Рерих - “Человек - ничем и никем неограниченный преобразователь природы, его предназначение - использовать её в своих прагматических интересах, изменять и совершенствовать её по своим замыслам, человек над природой”. К сожалению, в нашем обществе таких людей сейчас слишком много. Да и сами принципы построения современного общества – индустриально – потребительского - предполагают именно такого индивидуума - строителя и обитателя этого самого общества, не несущего ответственности за свои поступки в окружающей природе, проявляющего по отношению к природе, всему живому, исключительно потребительские отношения. Конечно, у человека данного типа, отношение к природе и всему, что ее населяет, далекое от духовного этикета, И в этом кроется причина всевозможных экологических катастроф, сокращения разнообразия жизни на Земле (массовое исчезновение видов животных и растений), что негативно воздействует на самого человека. Откуда же такое возвышение в сознании человека над природой? Чем оно вызвано? Ведь если посмотреть внимательнее, человек совсем не похож на Царя природы - плохо приспособленное к жизни на этой планете существо. В холод не имеет возможности согреться без одежды и огня, в жару - не имеет возможности длительно переносить отсутствие воды да и запасать ее организм человека тоже не может. Не имеет острых клыков и когтей, чтобы защититься от хищников. Совершенно не защищен даже от укусов насекомых, которых так много вокруг - комары, клещи, мошки…Такой ли он Господин на самом деле, или все же равноправный со всеми остальными обитателями Земли, житель? Сейчас пришло время пересмотреть варварское, потребительское и совершенно безответственное отношение человека к окружающему Миру.
Человек, живущий в гармони с природой - это тот человек, для которого взаимоотношения с природой и всем, что его окружает, построено на принципах Духовной этики. Это человек, который понимает и принимает ответственность за свои поступки в окружающем мире, проявляет уважение ко всем формам жизни на Земле и в своей деятельности обязательно учитывает интересы всего существующего на земле, а не только свои. Евангельскую заповедь “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” нужно рассматривать не только по отношению к людям, но и как заповедь по отношению ко всему живому, окружающему нас. Возлюбив как самого себя все живое - сможешь по- настоящему это живое оценить и сохранить. “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7: 12) и эта строка Священного Писания применима, на мой взгляд, не только к людям, но и ко всей природе в целом, по отношению к любому живому существу. Разве не хотим мы, чтобы нас любили, относились к нам бережно и заботливо? Давайте так же относиться и к окружающему нас миру, не нарушая его гармонии. А если вдруг пока не умеем - учиться этому.
Как? Начать соблюдать хотя бы некоторые, самые основные принципы взаимоотношения человека с природой -
- нужно помнить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет бесполезных ненужных обитателей. Человек, понимающий это, не станет разрушать муравейники, ломать несъедобные грибы, ловить красивых насекомых ради интереса. Не будет такой человек оценивать ценность того или иного вида жизни, исходя из его полезности для человека и присваивать себе право определять какой вид в природе является более важным, а какой – менее. А потому, увидев на загородной трассе переходящего дорогу ежика- остановится и поможет ему преодолеть такой сложный и опасный для него путь.
- любой биологический вид неповторим, значим и достоин бережного, заботливого отношения к себе. Приходя в поле, лес, помни, что ты пришел в гости - не шуми, чтобы не тревожить жителей здесь проживающих, наблюдай за ними издалека, чтобы не пугать и не заставлять птиц покидать свои гнезда с потомством ради твоего любопытства. Относись уважительно к подлинным хозяевам данного места. Не трогай найденных птенчиков и других детей обитателей данного места, обойди их подальше, как бы тебе не хотелось удовлетворить свое любопытство. Многие виды, почувствовав посторонний запах, бросают птенцов и детенышей.
- Бережное отношение к растениям - забота о сохранении растительных видов жизни. Духовный человек не станет ломать веток без действительной нужды, вбивать в стволы деревьев гвозди (это может привести к гибели всего растения), будет стараться не слишком вытаптывать траву, пользуясь по возможности уже проложенными тропинками и, конечно, не станет срывать охапками цветы, какими бы красивыми они не были (нужно помнить, что, помимо всего прочего, цветы - источник нектара для одних насекомых и дом, прибежище - для других)
- Так же как мы следим за своим домом, садом, двором - для сохранения и поддержания всех видов жизни на Земле нам, людям, необходимо следить за сохранностью среды обитания всего живого. Беречь водоемы от загрязнения - один брошенный в воду окурок, любой другой мусор может принести вред многим обитателям озера, реки. Оставленное в лесу, поле стекло может поранить животное и вызвать пожар при ярком солнце. Отказ от использования ядохимикатов, химических удобрений на своем участке, переход на экологическое земледелие- важный шаг в деле заботы об окружающей нас среде. Замена химических средств в нашем доме на натуральные- лимонный сок, соду, например- это тоже очень важный шаг в деле защиты окружающего нас мира. Человек, для которого Духовный этикет-норма жизни, никогда не оставит после себя мусор на природе и уберет тот, что оставил кто-то другой - место отдыха или прогулки после нашего ухода должно оставаться лучше, чем было до этого.
И закончу лекцию словами из Библии (Екклесиаст, 1)- «Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки». Мы гости на этой Земле, давайте беречь ее, любить и уважать любое проявление жизни.
«Мудрые древние майи оставили надпись. Ей три тысячи лет:- «Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы? — Кто мы? — Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля».
Мне очень нравится это цитата, потому что напоминает нам - человек един с окружающим миром, природой. Он - часть этого мира, неотъемлема его часть. Понимание этого является основой уважительного, бережного отношения к природе. «Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность, кто видит в раздельных нераздельное, тот наделен благим знанием” (Мокша)
Если исходить из отношения человека к окружающему миру, природе, всему живому, то можно выделить 2 категории людей, составляющих наше общество-
-человек - господин природы, высшая ценность природы
-человек, жизнь которого протекает в полной гармонии с природой, частью которой он является
Вот как определил человека – господина природы Н. Рерих - “Человек - ничем и никем неограниченный преобразователь природы, его предназначение - использовать её в своих прагматических интересах, изменять и совершенствовать её по своим замыслам, человек над природой”. К сожалению, в нашем обществе таких людей сейчас слишком много. Да и сами принципы построения современного общества – индустриально – потребительского - предполагают именно такого индивидуума - строителя и обитателя этого самого общества, не несущего ответственности за свои поступки в окружающей природе, проявляющего по отношению к природе, всему живому, исключительно потребительские отношения. Конечно, у человека данного типа, отношение к природе и всему, что ее населяет, далекое от духовного этикета, И в этом кроется причина всевозможных экологических катастроф, сокращения разнообразия жизни на Земле (массовое исчезновение видов животных и растений), что негативно воздействует на самого человека. Откуда же такое возвышение в сознании человека над природой? Чем оно вызвано? Ведь если посмотреть внимательнее, человек совсем не похож на Царя природы - плохо приспособленное к жизни на этой планете существо. В холод не имеет возможности согреться без одежды и огня, в жару - не имеет возможности длительно переносить отсутствие воды да и запасать ее организм человека тоже не может. Не имеет острых клыков и когтей, чтобы защититься от хищников. Совершенно не защищен даже от укусов насекомых, которых так много вокруг - комары, клещи, мошки…Такой ли он Господин на самом деле, или все же равноправный со всеми остальными обитателями Земли, житель? Сейчас пришло время пересмотреть варварское, потребительское и совершенно безответственное отношение человека к окружающему Миру.
Человек, живущий в гармони с природой - это тот человек, для которого взаимоотношения с природой и всем, что его окружает, построено на принципах Духовной этики. Это человек, который понимает и принимает ответственность за свои поступки в окружающем мире, проявляет уважение ко всем формам жизни на Земле и в своей деятельности обязательно учитывает интересы всего существующего на земле, а не только свои. Евангельскую заповедь “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” нужно рассматривать не только по отношению к людям, но и как заповедь по отношению ко всему живому, окружающему нас. Возлюбив как самого себя все живое - сможешь по- настоящему это живое оценить и сохранить. “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7: 12) и эта строка Священного Писания применима, на мой взгляд, не только к людям, но и ко всей природе в целом, по отношению к любому живому существу. Разве не хотим мы, чтобы нас любили, относились к нам бережно и заботливо? Давайте так же относиться и к окружающему нас миру, не нарушая его гармонии. А если вдруг пока не умеем - учиться этому.
Как? Начать соблюдать хотя бы некоторые, самые основные принципы взаимоотношения человека с природой -
- нужно помнить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет бесполезных ненужных обитателей. Человек, понимающий это, не станет разрушать муравейники, ломать несъедобные грибы, ловить красивых насекомых ради интереса. Не будет такой человек оценивать ценность того или иного вида жизни, исходя из его полезности для человека и присваивать себе право определять какой вид в природе является более важным, а какой – менее. А потому, увидев на загородной трассе переходящего дорогу ежика- остановится и поможет ему преодолеть такой сложный и опасный для него путь.
- любой биологический вид неповторим, значим и достоин бережного, заботливого отношения к себе. Приходя в поле, лес, помни, что ты пришел в гости - не шуми, чтобы не тревожить жителей здесь проживающих, наблюдай за ними издалека, чтобы не пугать и не заставлять птиц покидать свои гнезда с потомством ради твоего любопытства. Относись уважительно к подлинным хозяевам данного места. Не трогай найденных птенчиков и других детей обитателей данного места, обойди их подальше, как бы тебе не хотелось удовлетворить свое любопытство. Многие виды, почувствовав посторонний запах, бросают птенцов и детенышей.
- Бережное отношение к растениям - забота о сохранении растительных видов жизни. Духовный человек не станет ломать веток без действительной нужды, вбивать в стволы деревьев гвозди (это может привести к гибели всего растения), будет стараться не слишком вытаптывать траву, пользуясь по возможности уже проложенными тропинками и, конечно, не станет срывать охапками цветы, какими бы красивыми они не были (нужно помнить, что, помимо всего прочего, цветы - источник нектара для одних насекомых и дом, прибежище - для других)
- Так же как мы следим за своим домом, садом, двором - для сохранения и поддержания всех видов жизни на Земле нам, людям, необходимо следить за сохранностью среды обитания всего живого. Беречь водоемы от загрязнения - один брошенный в воду окурок, любой другой мусор может принести вред многим обитателям озера, реки. Оставленное в лесу, поле стекло может поранить животное и вызвать пожар при ярком солнце. Отказ от использования ядохимикатов, химических удобрений на своем участке, переход на экологическое земледелие- важный шаг в деле заботы об окружающей нас среде. Замена химических средств в нашем доме на натуральные- лимонный сок, соду, например- это тоже очень важный шаг в деле защиты окружающего нас мира. Человек, для которого Духовный этикет-норма жизни, никогда не оставит после себя мусор на природе и уберет тот, что оставил кто-то другой - место отдыха или прогулки после нашего ухода должно оставаться лучше, чем было до этого.
И закончу лекцию словами из Библии (Екклесиаст, 1)- «Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки». Мы гости на этой Земле, давайте беречь ее, любить и уважать любое проявление жизни.
Последнее редактирование модератором: