Удивительные шары - темари
Японское слово "темари" означает "мяч принцессы". Темари - японская национальная техника вышивания на шарах.
Интерес к темари неудивителен. Изящные вышитые миниатюры приводят в детский восторг любого, кто их видит. На многих людей темари действуют гипнотически - взгляд вновь и вновь возвращается к их калейдоскопическим узорам, пытаясь проследить путь нити и уловить симметрию рисунка. Поняв закономерности построения орнаментов, трудно удержаться от желания собственноручно создать хоть один маленький шедевр.
[ картинка ]
История темари насчитывает уже несколько столетий.
В 8 веке в Японию из Китая пришла игра кемари (ножной мяч), в которую сначала играли только знатные люди. Мячи для игры были сделаны из кожи оленя и не отличались богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 в подобные шары использовались уличными жонглерами для представлений.
2
[ картинка ]
Видимо, к этому времени относится начало развития искусства темари в том виде, как оно известно сейчас. Игра кемари (ножной мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой. Темари стало искусством аристократии, и благородные дамы конкурировали в создании все более сложных и запутанных узоров. Женщины-служанки в домах самураев также соревновались друг с другом в умении вышить лучший подарок для своей госпожи.
3
[ картинка ]
Темари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Темари были непременным атрибутом праздника девочек, во время которого девочки играли в особые игры с шариками, подбрасывая их со специальными ритмичными песнями. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисманы и память о родном доме. Эти увозимые в новую жизнь темари даже имеют специальные названия.
4
[ картинка ]
Если сначала искусство темари было привилегией только высших слоев общества, то постепенно оно становилось все более массовым. В 19 веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение. Поскольку шелковые нити оставались все-таки дорогим удовольствием, то появились узоры, позволяющие использовать даже самые короткие обрывки нити. Для этих узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью, которая может быть связана из отдельных кусочков.
5
[ картинка ]
В начале 20 века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников. Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов.
6
[ картинка ]
Традиционно основа для темари изготавливалась из старых, отживших свое кимоно, которые рвались на полосы и сматывались в тугой клубок. Иногда основой для такого клубка служил мешочек с рисовой шелухой или деревянная бусина. Внутрь шарика может быть помещен колокольчик или погремушка, шнурок от которых иногда выводится наружу, если для получения звука надо дернуть за него.
7
[ картинка ]
Когда сформирована основа темари в виде очень плотного тряпичного шара, наматывается верхний слой декоративных ниток, по которым ведется собственно вышивка. Традиционные узоры, как правило, геометрические, иногда включающие элементы свободной вышивки. В любом случае работа над темари начинается с предварительной разметки шарика специальными нитями. Типов разметки очень немного, они известны веками, и все многообразие узоров построено именно на них. Традиционные темари использовали всего 2 вида стежков для вышивки и несколько приемов обмотки шарика, на основе которых выработаны типичные элементы дизайна, имеющие, кстати, собственные названия. Вариативность узоров достигается за счет различных комбинаций известных элементов и различного их расположения на узлах разметки.
8
[ картинка ]
Для современных темари иногда используются в качестве основы заготовки из пенополистирола, внутрь которых также могут быть вложены погремушки. Использование такой основы облегчает работу над темари, потому что для некоторых узоров очень важна точность разметки, и неправильность формы шарика, которая неизбежно возникает при сматывании его из ленточек, может создать трудности при его разметке. Тем не менее, мастера зачастую предпочитают традиционную рисовую шелуху, на которую еще, к тому же, иногда капают ароматические масла.
9
[ картинка ]
Средний размер темари - 5-12 см в диаметре, но встречались упоминания о 30 сантиметровом шарике (правда, не старинном, а сувенирном, недавнего времени). Определенной популярностью пользуются также маленькие темари, которые используются для украшений.
Часто темари снабжаются петлей для подвески сверху и декоративным узлом или кистью внизу.
10
[ картинка ]
Интересно, что если раньше старые кимоно служили основой для темари, то теперь сюжеты с изображением темари часто используются в экслюзивных шелках для новых кимоно. На фотографиях вверху - два фрагмента современных шелков с узором темари. Шарики украшены традиционным узором и на них видна разметка.
11
[ картинка ]
В процессе освоения искусства темари очень приемлемой заменой рисовой шелухе могут служить скомканные полиэтиленовые пакеты. Конечно, оно не так эстетично, зато, как сказано в любимом фильме "дешево, надежно и практично". Комок пакетов быстро формирует внутренний объем шарика, и ему довольно легко придать правильную форму, прижимая нитками "выпирающие" места. На фотографиях внизу - процесс изготовления шарика-основы.
12
[ картинка ]
13
[ картинка ]
14
[ картинка ]
15
[ картинка ]
16
[ картинка ]
17
[ картинка ]
http://stomaster.livejournal.com/2173285.html