ॐ
Автор
Несущий слово истины
Индийский религиозный философ, поэт и мистик Шанкара –
одна из самых заметных фигур в истории индуизма.
Чудеса, «преследовавшие» его всю жизнь,
дают индуистам основания считать,
что этот человек являлся инкарнацией Шивы –
одного из трех их главных богов.
[ картинка ]
Годы рождения и смерти Шанкары точно неизвестны, поскольку индийцы довольно небрежно относились к хронологии. Принято считать, что он родился в конце VIII века и умер в 820-м, но это весьма условные даты.
Согласно легенде, в небольшой деревушке Калади, на крайнем юго-востоке Индии, жил некогда брахман (представитель жреческого сословия) Видхьядхираджа, славившийся богатством и ученостью. Его единственный сын Шивагуру с ранней юности отличался склонностью к аскезе и отшельнической жизни. Потребовалось все красноречие отца, чтобы убедить юношу повременить с принятием священных обетов и дать согласие жениться и обзавестись хозяйством.
Женой Шивагуру стала Шиватарака — дочь ученого брахмана из соседней деревни. Как можно судить уже по «говорящим» именам, молодой чете суждено было попасть под особое покровительство самого Шивы; Шивагуру означает «учитель Шива», а Шиватарака, соответственно, — «зеница Шивы», или же «падучая звезда Шивы».
Несмотря на добродетельную жизнь и неукоснительное выполнение всех обрядов, долгое время у них не было детей, и они посещали многие святилища Шивы, прося его о даровании им сына. В одном из них, высоко в горах, Шивагуру увидел во сне старика, который предложил ему выбирать между возможностью иметь сотню ничем не примечательных, но вполне благополучных и удачливых сыновей или одного сына - великого мудреца, чья жизнь, однако же, будет краткой и суровой. Шивагуру выбрал второе.
Похожий сон приснился и Шиватараке. На этот раз Шива приснился уже не в тайном, сокрытом образе, но в полном блеске божественной славы восседающим верхом на священном быке Нанди. Он пообещал женщине, что ее сын станет великим учителем индуизма.
После того как супруги поведали друг другу о своих снах, над ними прозвучал голос Шивы:
— Я сам буду рожден как ваш сын!
Когда на свет появился младенец, ему дали имя Шанкара, что означает «благой», «милостивый», «благодатный». Это один из священных эпитетов Шивы.
Согласно легенде, рождение мальчика сопровождалось небесной музыкой и пением, цветочным благоуханием, а дикие звери в это время вели себя кротко и умиротворенно. Тело ребенка ослепительно сияло. Над его головой виднелся полумесяц, на ладони просматривался божественный трезубец - знаки Шивы. Во лбу явственно проступал след третьего глаза.
Вундеркинд или пророк?
Когда Шанкаре исполнился год от роду, он уже умел говорить и писать на санскрите — древнеиндийском языке, к тому времени уже мертвом, который играет в индуизме ту же роль, что латынь в католицизме. Кроме того, мальчик совершал чудеса. Так, по свидетельствам очевидцев, однажды обвившаяся вокруг его шеи огромная кобра превратилась в цветочное ожерелье. В другой раз он заставил реку течь поближе к дому, чтобы матери было легче ходить за водой.
А как-то, передают легенды, дети заспорили о том, сколько семян окажется внутри большой сладкой дыни, которую им принесли. Шанкара тогда сказал, что семян будет столько, сколько существует богов, создавших вселенную. Каково же было изумление присутствующих, когда в разрезанной дыне было найдено всего одно семечко!
В пять лет ребенок приступил к изучению четырех Вед (самых древних священных книг индуизма), а также основанных на них разных наук и искусств. В скором времени он уже превосходил своими знаниями всех своих учителей. В наши дни его назвали бы вундеркиндом, но тогда в этом видели лишь божественное чудо.
На восьмом году жизни Шанкара объявил матери, что хочет стать странствующим отшельником-саньясином. Однако Шиватарака (Шивагуру к тому времени уже скончался) не желала отпускать сына. Как-то они вместе переходили реку, и Шанкару схватил огромный крокодил. Мальчик успел крикнуть матери, что обещание стать саньясином будет приравнено для него к новому рождению и, таким образом, избавит его от насильственной, «дурной», смерти, считавшейся в Индии большим бедствием и даже грехом. Шиватарака тут же согласилась на отшельничество - и крокодил разжал пасть.
В тот же день Шанкара покинул родительский дом, на прощание пообещав Шиватараке, что вернется перед ее кончиной, чтобы дать последнее утешение и совершить надлежащие погребальные обряды.
Юный отшельник отправился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена было много шиваитских святилищ. Заглянув в одну из пещер, где жили саньясины, Шанкара увидел группу отшельников, которые окружили величественного старца, погруженного в медитацию. Это был знаменитый Говинда, который развивал учение Вед, наполняя его более тонким философским содержанием. Поэтому доктрина, родоначальником которой он был и которая впоследствии нашла своего классика в лице Шанкары, получила название «веданта», то есть «завершение Вед».
Маленький саньясин стал учеником Говинды и находился у него в учении два года. Известно, что в этот период он совершил чудо, во время наводнения собрав разлившиеся воды реки в чашу для сбора подаяния. Тогда-то Говинда вспомнил о давным-давно полученном им пророчестве, что его превзойдет тот ученик, который сумеет укротить разбушевавшуюся реку.
Еще одно чудо было связано с вхождением Шанкары в тело мертвого человека (то есть временным переселением души). По-видимому, саньясин Шанкара овладел и некоторыми тайными йогическими практиками.
Странствующий философ
Когда окончился срок его ученичества, Шанкара по совету учителя отправился на север, в священный город Бенарес, где встретил своего первого ученика Падмападу, а оттуда - в Бадринатх (Гималаи), где составил свои знаменитые комментарии ко всем основным священным книгам индуизма — Брахма-сутрам, Упанишадам и Бхагавадгите. Там же, в Балринатхе, его настигла весть о тяжелой болезни матери, и он вернулся домой.
Прибыв в отчий дом, Шанкара нашел мать умирающей. Он попытался утешить Шиватараку рассуждениями об иллюзорности всего сущего, в том числе и телесных страданий. Но это только усугубило болезнь, по-видимому вогнав женщину в депрессию. Тогда сын начал петь ей величественные гимны богам Вишну и Шиве, прославляющие их милосердие и вселяющие в мать надежду на счастливое новое рождение. Это помогло - женщина встретила смерть с улыбкой на устах.
Открыто нарушив устав ордена саньясинов, призывающий отрешиться от всего мирского, в том числе и от родственных связей, Шанкара совершил обряд похорон матери, тем самым вызвав серьезное недовольство у монахов своей общины.
Практически одновременно Шанкара узнал о тяжелой болезни Говинды. В сопровождении своего первого ученика Падмапады он пришел с ним проститься. Впоследствии на одном из островов реки Нармады, там, где Шанкара отдал последний долг своему гуру, был сооружен храм, являющийся сегодня важным местом паломничества индусов.
Затем он вместе с несколькими своими учениками отправился в священный город Праягу (Аллахабад), где сливаются три реки: Инд, Ганг и, по поверьям индусов, незримый поток божественной мудрости Сарасвати. Там он вел философские диспуты со многими знаменитыми учителями, в которых неизменно выходил победителем. Его блистательная аргументация заставляла беспомощно умолкать приверженцев бога Вишну, тантриков, считавших, что мир находится в руках Богини-Матери, буддистов. Всех, кто вступал с ним в спор, он в итоге неизменно превращал в своих последователей.
Кстати, именно с деятельностью Шанкары традиция связывает окончательное вытеснение из Индии буддизма (сегодня буддистов на родине этой религии менее одного процента, между тем как христиан, для сравнения, пять процентов).
Народ сложил о Шанкаре и довольно пикантные легенды. Так, знаменитая куртизанка Сомадини (в Индии в ту пору куртизанки занимали примерно такое же положение, как гетеры в Древней Греции) вздумала посмеяться над молодым (в ту пору ему было лет двадцать пять) мудрецом. Она заявила, что монахи столь говорливы потому, что лишены мужской силы. Шанкара не стал спорить, но той же ночью в спальню красотки явился сам бог Шива, который ублажал ее до изнеможения. С восходом солнца он вдруг принял сначала облик Шанкары, а потом — бабуина, который, скаля зубы, стал совсем по-человечески хохотать над развратницей, после чего растаял в воздухе.
Потрясенная, Сомадини отреклась от светской жизни и присоединилась к компании все увеличивающихся последователей Шанкары. Кстати, он опять же стал первым из индусских гуру, который не изгонял из числа учеников женщин…
Еще одна революция, произведенная Шанкарой, — признание духовного равенства всех людей вне зависимости от касты. Поводом стал такой случай. В один из последующих визитов в Бенарес Шанкара повстречал на узкой улице некого чандалу, человека смешанной касты — сына шудры и брахманки — по ортодоксальным представлениям, самое жалкое и презираемое существо. Шанкара приказал тому уступить дорогу, но в ответ услышал неожиданную отповедь с убедительной ссылкой на его собственное учение. И тогда знаменитый философ склонился к ногам человека, которого все считали ничтожеством, и, признав свою ошибку, сложил стихотворение о Божественном начале, которое одинаково сияет и в жреце, и в неприкасаемом.
Остаток жизни Шанкара провел в путешествиях по всей Индии, произнося повсюду, где останавливался, проповеди и обращая огромное множество людей. В индуизме такой путь единения с Высшим Началом называется джняна-йогой — просветлением через напряженные интеллектуальные усилия (в европейской традиции ближе всего к этому метод великого философа Сократа), и Шанкара стал его самым великим гуру.
В различных частях Индии он открывал ведантистские монастыри (матхи), разделив своих последователей - адвайтистов на десять монашеских орденов. Многие исследователи считают, что Шанкара пытался создать фундамент общеиндийской церкви, объединив по крайней мере наиболее ярких в интеллектуальном отношении личностей в некий клуб монахов-мудрецов.
Брахман и Абсолют
Так чему же учил Шанкара? Согласно его доктрине, безличное Божественное начало — Брахман — является единственной абсолютной реальностью и никакой иной реальности нет. Брахман — это чистое существование, сознание и блаженство (сравните с библейскими — «Я тот, кто есть», «Я свят»). Атман, индивидуальная душа, по сути своей то же самое, что Брахман, но осознать это человеку мешают цепи иллюзии, магической силы Брахмана, именуемой «майя».
Иллюзия распространяется и на мир объектов, которые представляются обыденному сознанию материальными, — они существуют лишь постольку, поскольку творческое начало Брахмана-Абсолюта создает их меняющиеся образы перед нашими глазами. Отсюда и путь джняна-йоги — путь интеллектуальных усилий, которые помогут проникнуть в секреты «Божественного иллюзиониста». «И Брахман, и Атман — великие фокусники, — утверждал Шанкара. — Мы с готовностью обманываем сами себя, считая, что наше «я» — нечто иное, чем «я» нашего слуги, хотя на самом деле они едины в Божестве». На этом-то утверждении и поймал его умный пария...
Хотя Шанкара и почитался как воплощение Шивы, какого-то одного направления в индуизме он не придерживался. Ведь множество богов, следуя его логике, это тоже лишь иллюзия...
Он составлял гимны, посвященные различным божествам - Вишну, Шиве, Шакти, солнечному Сурье, и отчаянно выступал против грубых и фанатичных форм почитания этих божеств. В регионах, где образовалось большое количество его приверженцев, Шанкара упразднял примитивные культы типа поклонения Шиве в образе собаки под именем Маллари, а также прекратил практику человеческих жертвоприношений. Мудрец осуждал многие формы насилия над живыми существами, например наложение клейма или метки на тело раскаленным железом.
Как и сулил Шива его отцу, Шанкара скончался молодым — на тридцать третьем году жизни (то есть примерно в возрасте Христа) в Кедарнатхе (Гималаи), окруженный многочисленными учениками и последователями, оставив после себя более 400 философских трактатов и других произведений.
***
В XIX столетии учение Шанкарачарьи, преобразованное Свами Вивеканандой, было восторженно воспринято на Западе. Во многих городах Индии поныне существуют основанные Шанкарой монашеские ордена, которые считаются центрами классической индуистской учености.
Мария ПОДОЛЕЦКАЯ
Индийский религиозный философ, поэт и мистик Шанкара –
одна из самых заметных фигур в истории индуизма.
Чудеса, «преследовавшие» его всю жизнь,
дают индуистам основания считать,
что этот человек являлся инкарнацией Шивы –
одного из трех их главных богов.
[ картинка ]
Годы рождения и смерти Шанкары точно неизвестны, поскольку индийцы довольно небрежно относились к хронологии. Принято считать, что он родился в конце VIII века и умер в 820-м, но это весьма условные даты.
Согласно легенде, в небольшой деревушке Калади, на крайнем юго-востоке Индии, жил некогда брахман (представитель жреческого сословия) Видхьядхираджа, славившийся богатством и ученостью. Его единственный сын Шивагуру с ранней юности отличался склонностью к аскезе и отшельнической жизни. Потребовалось все красноречие отца, чтобы убедить юношу повременить с принятием священных обетов и дать согласие жениться и обзавестись хозяйством.
Женой Шивагуру стала Шиватарака — дочь ученого брахмана из соседней деревни. Как можно судить уже по «говорящим» именам, молодой чете суждено было попасть под особое покровительство самого Шивы; Шивагуру означает «учитель Шива», а Шиватарака, соответственно, — «зеница Шивы», или же «падучая звезда Шивы».
Несмотря на добродетельную жизнь и неукоснительное выполнение всех обрядов, долгое время у них не было детей, и они посещали многие святилища Шивы, прося его о даровании им сына. В одном из них, высоко в горах, Шивагуру увидел во сне старика, который предложил ему выбирать между возможностью иметь сотню ничем не примечательных, но вполне благополучных и удачливых сыновей или одного сына - великого мудреца, чья жизнь, однако же, будет краткой и суровой. Шивагуру выбрал второе.
Похожий сон приснился и Шиватараке. На этот раз Шива приснился уже не в тайном, сокрытом образе, но в полном блеске божественной славы восседающим верхом на священном быке Нанди. Он пообещал женщине, что ее сын станет великим учителем индуизма.
После того как супруги поведали друг другу о своих снах, над ними прозвучал голос Шивы:
— Я сам буду рожден как ваш сын!
Когда на свет появился младенец, ему дали имя Шанкара, что означает «благой», «милостивый», «благодатный». Это один из священных эпитетов Шивы.
Согласно легенде, рождение мальчика сопровождалось небесной музыкой и пением, цветочным благоуханием, а дикие звери в это время вели себя кротко и умиротворенно. Тело ребенка ослепительно сияло. Над его головой виднелся полумесяц, на ладони просматривался божественный трезубец - знаки Шивы. Во лбу явственно проступал след третьего глаза.
Вундеркинд или пророк?
Когда Шанкаре исполнился год от роду, он уже умел говорить и писать на санскрите — древнеиндийском языке, к тому времени уже мертвом, который играет в индуизме ту же роль, что латынь в католицизме. Кроме того, мальчик совершал чудеса. Так, по свидетельствам очевидцев, однажды обвившаяся вокруг его шеи огромная кобра превратилась в цветочное ожерелье. В другой раз он заставил реку течь поближе к дому, чтобы матери было легче ходить за водой.
А как-то, передают легенды, дети заспорили о том, сколько семян окажется внутри большой сладкой дыни, которую им принесли. Шанкара тогда сказал, что семян будет столько, сколько существует богов, создавших вселенную. Каково же было изумление присутствующих, когда в разрезанной дыне было найдено всего одно семечко!
В пять лет ребенок приступил к изучению четырех Вед (самых древних священных книг индуизма), а также основанных на них разных наук и искусств. В скором времени он уже превосходил своими знаниями всех своих учителей. В наши дни его назвали бы вундеркиндом, но тогда в этом видели лишь божественное чудо.
На восьмом году жизни Шанкара объявил матери, что хочет стать странствующим отшельником-саньясином. Однако Шиватарака (Шивагуру к тому времени уже скончался) не желала отпускать сына. Как-то они вместе переходили реку, и Шанкару схватил огромный крокодил. Мальчик успел крикнуть матери, что обещание стать саньясином будет приравнено для него к новому рождению и, таким образом, избавит его от насильственной, «дурной», смерти, считавшейся в Индии большим бедствием и даже грехом. Шиватарака тут же согласилась на отшельничество - и крокодил разжал пасть.
В тот же день Шанкара покинул родительский дом, на прощание пообещав Шиватараке, что вернется перед ее кончиной, чтобы дать последнее утешение и совершить надлежащие погребальные обряды.
Юный отшельник отправился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена было много шиваитских святилищ. Заглянув в одну из пещер, где жили саньясины, Шанкара увидел группу отшельников, которые окружили величественного старца, погруженного в медитацию. Это был знаменитый Говинда, который развивал учение Вед, наполняя его более тонким философским содержанием. Поэтому доктрина, родоначальником которой он был и которая впоследствии нашла своего классика в лице Шанкары, получила название «веданта», то есть «завершение Вед».
Маленький саньясин стал учеником Говинды и находился у него в учении два года. Известно, что в этот период он совершил чудо, во время наводнения собрав разлившиеся воды реки в чашу для сбора подаяния. Тогда-то Говинда вспомнил о давным-давно полученном им пророчестве, что его превзойдет тот ученик, который сумеет укротить разбушевавшуюся реку.
Еще одно чудо было связано с вхождением Шанкары в тело мертвого человека (то есть временным переселением души). По-видимому, саньясин Шанкара овладел и некоторыми тайными йогическими практиками.
Странствующий философ
Когда окончился срок его ученичества, Шанкара по совету учителя отправился на север, в священный город Бенарес, где встретил своего первого ученика Падмападу, а оттуда - в Бадринатх (Гималаи), где составил свои знаменитые комментарии ко всем основным священным книгам индуизма — Брахма-сутрам, Упанишадам и Бхагавадгите. Там же, в Балринатхе, его настигла весть о тяжелой болезни матери, и он вернулся домой.
Прибыв в отчий дом, Шанкара нашел мать умирающей. Он попытался утешить Шиватараку рассуждениями об иллюзорности всего сущего, в том числе и телесных страданий. Но это только усугубило болезнь, по-видимому вогнав женщину в депрессию. Тогда сын начал петь ей величественные гимны богам Вишну и Шиве, прославляющие их милосердие и вселяющие в мать надежду на счастливое новое рождение. Это помогло - женщина встретила смерть с улыбкой на устах.
Открыто нарушив устав ордена саньясинов, призывающий отрешиться от всего мирского, в том числе и от родственных связей, Шанкара совершил обряд похорон матери, тем самым вызвав серьезное недовольство у монахов своей общины.
Практически одновременно Шанкара узнал о тяжелой болезни Говинды. В сопровождении своего первого ученика Падмапады он пришел с ним проститься. Впоследствии на одном из островов реки Нармады, там, где Шанкара отдал последний долг своему гуру, был сооружен храм, являющийся сегодня важным местом паломничества индусов.
Затем он вместе с несколькими своими учениками отправился в священный город Праягу (Аллахабад), где сливаются три реки: Инд, Ганг и, по поверьям индусов, незримый поток божественной мудрости Сарасвати. Там он вел философские диспуты со многими знаменитыми учителями, в которых неизменно выходил победителем. Его блистательная аргументация заставляла беспомощно умолкать приверженцев бога Вишну, тантриков, считавших, что мир находится в руках Богини-Матери, буддистов. Всех, кто вступал с ним в спор, он в итоге неизменно превращал в своих последователей.
Кстати, именно с деятельностью Шанкары традиция связывает окончательное вытеснение из Индии буддизма (сегодня буддистов на родине этой религии менее одного процента, между тем как христиан, для сравнения, пять процентов).
Народ сложил о Шанкаре и довольно пикантные легенды. Так, знаменитая куртизанка Сомадини (в Индии в ту пору куртизанки занимали примерно такое же положение, как гетеры в Древней Греции) вздумала посмеяться над молодым (в ту пору ему было лет двадцать пять) мудрецом. Она заявила, что монахи столь говорливы потому, что лишены мужской силы. Шанкара не стал спорить, но той же ночью в спальню красотки явился сам бог Шива, который ублажал ее до изнеможения. С восходом солнца он вдруг принял сначала облик Шанкары, а потом — бабуина, который, скаля зубы, стал совсем по-человечески хохотать над развратницей, после чего растаял в воздухе.
Потрясенная, Сомадини отреклась от светской жизни и присоединилась к компании все увеличивающихся последователей Шанкары. Кстати, он опять же стал первым из индусских гуру, который не изгонял из числа учеников женщин…
Еще одна революция, произведенная Шанкарой, — признание духовного равенства всех людей вне зависимости от касты. Поводом стал такой случай. В один из последующих визитов в Бенарес Шанкара повстречал на узкой улице некого чандалу, человека смешанной касты — сына шудры и брахманки — по ортодоксальным представлениям, самое жалкое и презираемое существо. Шанкара приказал тому уступить дорогу, но в ответ услышал неожиданную отповедь с убедительной ссылкой на его собственное учение. И тогда знаменитый философ склонился к ногам человека, которого все считали ничтожеством, и, признав свою ошибку, сложил стихотворение о Божественном начале, которое одинаково сияет и в жреце, и в неприкасаемом.
Остаток жизни Шанкара провел в путешествиях по всей Индии, произнося повсюду, где останавливался, проповеди и обращая огромное множество людей. В индуизме такой путь единения с Высшим Началом называется джняна-йогой — просветлением через напряженные интеллектуальные усилия (в европейской традиции ближе всего к этому метод великого философа Сократа), и Шанкара стал его самым великим гуру.
В различных частях Индии он открывал ведантистские монастыри (матхи), разделив своих последователей - адвайтистов на десять монашеских орденов. Многие исследователи считают, что Шанкара пытался создать фундамент общеиндийской церкви, объединив по крайней мере наиболее ярких в интеллектуальном отношении личностей в некий клуб монахов-мудрецов.
Брахман и Абсолют
Так чему же учил Шанкара? Согласно его доктрине, безличное Божественное начало — Брахман — является единственной абсолютной реальностью и никакой иной реальности нет. Брахман — это чистое существование, сознание и блаженство (сравните с библейскими — «Я тот, кто есть», «Я свят»). Атман, индивидуальная душа, по сути своей то же самое, что Брахман, но осознать это человеку мешают цепи иллюзии, магической силы Брахмана, именуемой «майя».
Иллюзия распространяется и на мир объектов, которые представляются обыденному сознанию материальными, — они существуют лишь постольку, поскольку творческое начало Брахмана-Абсолюта создает их меняющиеся образы перед нашими глазами. Отсюда и путь джняна-йоги — путь интеллектуальных усилий, которые помогут проникнуть в секреты «Божественного иллюзиониста». «И Брахман, и Атман — великие фокусники, — утверждал Шанкара. — Мы с готовностью обманываем сами себя, считая, что наше «я» — нечто иное, чем «я» нашего слуги, хотя на самом деле они едины в Божестве». На этом-то утверждении и поймал его умный пария...
Хотя Шанкара и почитался как воплощение Шивы, какого-то одного направления в индуизме он не придерживался. Ведь множество богов, следуя его логике, это тоже лишь иллюзия...
Он составлял гимны, посвященные различным божествам - Вишну, Шиве, Шакти, солнечному Сурье, и отчаянно выступал против грубых и фанатичных форм почитания этих божеств. В регионах, где образовалось большое количество его приверженцев, Шанкара упразднял примитивные культы типа поклонения Шиве в образе собаки под именем Маллари, а также прекратил практику человеческих жертвоприношений. Мудрец осуждал многие формы насилия над живыми существами, например наложение клейма или метки на тело раскаленным железом.
Как и сулил Шива его отцу, Шанкара скончался молодым — на тридцать третьем году жизни (то есть примерно в возрасте Христа) в Кедарнатхе (Гималаи), окруженный многочисленными учениками и последователями, оставив после себя более 400 философских трактатов и других произведений.
***
В XIX столетии учение Шанкарачарьи, преобразованное Свами Вивеканандой, было восторженно воспринято на Западе. Во многих городах Индии поныне существуют основанные Шанкарой монашеские ордена, которые считаются центрами классической индуистской учености.
Мария ПОДОЛЕЦКАЯ