ТРИПУРА СУНДАРИ - КРАСОТА ТРЁХ МИРОВ
Высшая Богиня как Полнота совершенства. Третья Махавидья из десяти и третья из трёх главных.
Три означает «три», пура – «мир» и сундари – «прекрасная девушка».
Три Мира - это физический (символика в изображениях: Огонь), тонкий (символизирует Луна) и причинный (изображается Солнце).
Трипура-Сундари является прекраснейшей богиней, красота которой превосходит все в трех мирах. Она есть Шри-видья, пребывающая вне 3 гун, обитающая во всех трех мирах. Эта Божественная Мать представляет собой единый источник всего прекрасного и вечно юного.
Трипурасундари есть воплощение силы Всеначальной энергии, Она есть Свет вездесущий и всепроникающий, перед Ликом которой растворяется и исчезает несовершенство, хаос и тьма. Она есть божественная Любовь с центральной мотивацией силы энергии между исходным побуждением и гармоничным завершением творения, - и этот процесс происходит в сущности человеческого сердца. Она – мудрость, способность ясно видеть вещи такими, какие они есть и способность правильно понимать.
ТрипураСундари - шакти Господа Шивы. Она и Шива - едины. Она необычайно прекрасна. Она привлекает преданных к Своему блаженному Естеству и изливает на них мудрость, преданность и божественный свет. Поэтому Она зовется Трипура Сундари.
Весь мир находится под Ее контролем. Целая вселенная послушна движениям трех Ее гун.
Благодаря одному лишь поклонению Ей,по Ее кроткой благодати, все узы и оковы кармы могут быть сброшены, а колесо смертей и рождений - разрушено. Одним лишь воспеванием Ей хвалы и повторением Ее имени можно уничтожить все грехи и реализовать вечное блаженство Шивы.
Ее имя - Трипура, три города. Тело мужчины или женщины - одна из форм, принимаемых Ею. Весь мир - Ее тело. Все дэвы - лишь Ее проявления. Все триады, о которых повествуют священные тексты, содержатся в Ней. Триады - это три гуны, три состояния сознания, три огня, три тела, три мира, тройная сила (иччха шакти, крийя шакти и джняна шакти), три свары (удатта, анудатта и сварита), триварника, три вида кармы (санчита, агами и прарабдха), Тримурти, три звука А, У, М, триада прамата, прамана, прамейя, познающий, познание и познаваемое, видящий, видение и видимое - все это заключает в Себе Трипурасундари.
В Саундарьялахари говорится, что вся вселенная сотворена из крошечной частички пыли с ее ступни. Она дает любые благословения, исполняет все желания, дарует высочайшую мудрость синтеза знаний 3 миров в гармонии видения, воплощает саму чистоту (шуддха), обладает спокойным мирным нравом и исполнена саттвических качеств. Она – воплощение богатства, царской власти (как Раджараджнешвари), защитница дхармы.
Она выходит за три состояния и пребывает в турье, в состоянии Единения, поднимаясь выше обители Шивы-Камешвары, выше сома-чакры, преобразуя желания, каму в высшее блаженство нектара.
Она – это полный цикл творения, когда вся Вселенная подобна цветку в состоянии цветения.
Пока есть физические привязанности, Божественная мать проявляется как Кали; пока есть эмоциональные муки и ограничения, как Тара. После этих двух преодолений она становится Трипура-Сундари, источником вдохновения и юности.
В Пранатошине рассказывается, что однажды Шива обратился к Кали по имени в присутствии пришедших в гости небесных дев, назвав ее «Кали, Кали» («Черная, Черная»), что было воспринято ею как оскорбление. Она покинула Шиву и твердо решила избавиться от темного цвета кожи при помощи аскезы. Позже мудрец Нарада посетил Кайлас и, увидев Шиву в одиночестве, спросил, где его жена. Шива пожаловался, что она бросила его и исчезла. С помощью йогических сил Нарада обнаружил Кали живущей на севере от горы Сумеру, и отправился туда, чтобы попытаться убедить ее вернуться к Шиве. Он сказал ей, что Шива думает о женитьбе на другой богине, и что она должна вернуться немедленно и помешать этому. К этому времени Кали избавилась от своей темной наружности, но еще не осознала этого. Появившись перед Шивой, она увидела свое светлое отражение в его сердце. Думая, что это другая богиня, она стала ревновать и злиться. Шива ей посоветовал присмотреться внимательней, оком мудрости, говоря ей, что в его сердце она увидела себя.
История заканчивается тем, что Шива говорит преображенной Кали:
«Поскольку ты приняла такую прекрасную форму, прекрасную в трех мирах, отныне имя твое будет Трипура-Сундари. Ты всегда будешь оставаться шестнадцатилетней, и звать тебя будут Шодаши».
Шодаши – «шестнадцатилетняя». Одна из версий, описывающих ее значение, говорит о том, что это касается лунных фаз, лунных титх, пятнадцать из которых составляют светлую половину лунного месяца, а другие пятнадцать темного. А Шодаши, как шестнадцатилетняя, превосходит все фазы, или ритмы времени. Так же она дополнительный элемент, который дает определенным титхам толчок к росту и убыванию, как реальность, лежащую в основе космических ритмов и управляющую космосом, в соответствии с определенным порядкам.
Слушая голос Трипуры, Брахма с другими богами так восхваляли богиню:
«Слава тебе! Величайшая! Наилучшая! Наиболее Благостная! Абсолютное знание! Сознание трех состояний! Сотворяющая! Хранящая! Растворяющая в себе! Всевышняя, превосходящая все! Слава тебе еще раз!
...Ты еси всегда новая, и, поэтому, Ты никогда не стареешь».
Трипура Рахасья
Формы
Шодаши означает «шестнадцатилетняя». Еще ее называют Лалита, Камешвари, Шри-видья и Раджараджнешвари.
Лалита (lalitA), Раджараджешвари (rAjarAjeshwarI), Трипурасундари (tripurasundarI)
[ картинка ]
Трипура-Сундари часто изображается сидящей на лотосе, который помещается на теле Шивы. Шива же лежит на троне, ножки которого – боги Брахма, Вишну, Шива и Рудра. Иногда лотос растет из пупка Шивы. В других случаях он растет из Шри-чакры. Тем самым, она – самовозникающаяся, поскольку Шри-чакра – это и есть сама богиня. Она в гармонии с Шивой, с Вселенским сознанием, поэтому она и сама цветет в свете своей саттвы.
Лотос есть символ чистоты и духовного преображения, он символизирует духовное совершенство; так же он есть символ власти, творческая основа Вселенной, чистота и трансцендентность.
«Она пронизана светом восходящего солнца. В четырех своих руках она держит аркан, стрекало, стрелы и лук».
Стрелы и лук, как мужской и женский принцип, принцип Шивы и Шакти, символизирует победу над желаниями, в особенности бога Камы.
Стрекало и аркан – символ власти, контроля и управления над временем, желаниями и привязанностями.
В некоторых вариантах иконографии у нее в руках трезубец, что является символом покорения и контроль 3 миров (подземный, земной и небесный) и 3 гун (тамас, раджас и саттва).
Богиня обстреливает нас стрелами удовольствия, обнажая все формы творения как нашу собственную природу чистого и счастливого сознания. Ее аркан символизирует способность пленить преданных людей своей красотой, а кривой нож - способность отсечь все призрачные привязанности
[ картинка ]
Бала Трипурасундари – этоhttp://www.atmaville.org/lalita-tripurasundariв форме девочки-подростка 13 лет (по версиям разных писаний Её возраст варьируется от 7 до 13 лет).
В образе Балы ее левая рука держит книгу (символ знания), а другая левая – абхая-мудру (символ бесстрашия), правая рука – четки и вара-мудру (символ сострадания).
Обычно в начале практики в традицииhttp://www.atmaville.org/shrividyaученика посвящают в мантру Бала Трипурасундари. Имя Бала означает «девочка» (ребенок). Ее основная мантра Аим Клим Саух и её вариации используются садхаками в ежедневных ритуалах.
Лалита Трипурасундари
Она в красной одежде, которая символизирует Шакти, так как красный цвет очень значим для шакт. Ее три глаза – символы огня, солнца и луны. Ее украшение в волосах в виде луны (ардха-чандра) – символ божественного света दिव्य-ज्योति, символ божественного видения (ясновидения) दिव्य-दृष्टि, силы видеть на любом расстоянии दूरदर्शनशक्ति. Ее украшения на голове символизируют божественное знание. Ее серьги कुंडलद्वय символизируют божественный слух दिव्यश्रवणशक्ति. Ее украшения на руках символизируют दिव्यग्रहणशक्ति силу, способную схватывать все что угодно, например предметы на большом расстоянии. Ее украшения на ногах символизируют силу божественного перемещения दिव्यगतिशक्ति. Ее украшения на шее कंठभूषण – символ божественного голоса दिव्यकंठस्वर. Пальцы ее рук символизируют божественное осязание. Четыре руки символизируют дарование четырех целей жизни पुरुषार्थ.
Весь образ Трипурасундари, со всеми его элементами, имеет массу значений: ее аркан символизирует преданность, изогнутый нож означает силу отсечения привязанностей, пять стрел сахарного тростника – означают пять стрел Камадевы и также пять чувств. Ей прислуживают Лакшми и Сарасвати. В Лалита-сахасранаме говорится, что из ее десяти ногтей появляются Десять Аватар Вишну. Вообще, если внимательно изучить Лалита-сахасранаму, то там описаны очень многие символы образа Богини, ее разнообразные силы
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЛЕННОЙ РАДЖАРАДЖЕШВАРИ
К Сундари иногда обращаются как к Раджараджешвари, или Покровительнице Вселенной, ибо от Нее исходят все благословения Космосу и существам, населяющим его, в том числе и духовное пробуждение, и постижение духовной природы. Если мы желаем добиться в жизни чего-то более существенного, нам необходимо просить у Нее благословения. Но для того, чтобы получить это благословение, к Ней следует обращаться с любовью. Если вы хотите получить любовь, просто откройте свою любовь. Она ждет от нас только одного: «Полюбите Меня, и вы полюбите все». Но этого не произойдет, если мы не пожертвуем Ей нашу страсть все контролировать и наши эгоистические побуждения.
Красота и наслаждение являются основополагающим фундаментом бытия, а игра - природа всех превращений. Когда мы действительно поймем это, то освободим себя от порабощающего влияния всех привязанностей и станем поистине счастливыми. Такова часть Божественной науки Сундари.
Значение имени:
красота, которая превосходит все в трех мирах, «шестнадцатилетняя»
Мир:
все три мира
Видья:
шри-видья, знание о расцвете, совершенстве гармонии и красоты
Семенная мантра:
АИМ, КЛИМ, САУХ
1.Аим – это мантра Ади Шакти, в то время как Ом (Аум) – мантра Шивы. Символически мантра Аум представляет свет мистического Солнца, а мантра Аим – прохладный свет мистической Луны. Аум – мантра высшего Пуруши, Шивы, Аим – мантра высшей Шакти – Ади Шакти. Кроме того, биджа-мантра Аим связана с принципом Гуру, а также с вдохновением, просвещением, интуицией, поэтическими способностями, красноречием и талантом ясно формулировать мысли. Эта мантра также связана с Сарасвати, Богиней мудрости. Биджа-мантра Саух инициирует течение потока Сомы (нектара), освобождает от ментальных беспокойств, приносит умиротворение уму и чувствам. Мантра Саух приводит к состоянию единства с высшим «Я», к реализации своей природы.
2.Мантрой поклоняются Сундари как 16-летней прекрасной девушке АЙМ КЛИМ САУХ, где АЙМ означает мудрость, КЛИМ - красота и радость, а САУХ - трансформация и трансценденция.
Мантра:
ХРИМ КА ЭЙ ЛА ХРИМ ХА СА КА ХА ЛА ХРИМ СА КА ЛА ХРИМ
ХРИМ – хорошо выстроенная система жизни (образ жизни) и производящая на окружающих впечатление личность.
КА – достижение силы непобедимости .
АЙ – соблазнительное прекрасное тело.
ЭЙ – способность очаровывать любого мужчину и женщину, покорять.
ЛА – достижение отличительных способностей во всех науках и поэзии.
ХРИМ – популярность среди прекрасных и молодых мужчин (женщин).
ХА – свобода от всех болезней и молодое тело.
СА – активность, энергичность, и бодрость до конца жизни. (долголетие).
КА – способность очаровывать любое живое существо в т. ч. животных.
ХА – безграничное (без лимитное) богатство, известность и всевозможные виды комфорта.
ЛА – для достижения всяческих побед во всех сферах жизни.
ХРИМ – достижение несравненной славы, чести и уважения.
СА – женщина всегда выглядит шестнадцатилетней после совершения этой садханы. Мужчина всегда выглядит молодым, всегда будет сильным, мужественным и красивым.
КА – успех во всех садханах и несравненные духовные сиддхи.
ЛА – формирует любого мужчину или женщину (тело) в соответствии с их намерениями и пожеланиями.
ХРИМ – достижение полноты всех четырёх пунктов первой необходимости: справедливость, богатство, удовольствие и духовное освобождение.
Повторять мантры Трипурасундари следует с глубоким почтением к Богине, с чистым умом и сердцем.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ
Является Божеством венценосной чакры, или 1000-лепесткового лотоса - обители бессмертия (амриты). По Ее милости Божественный нектар нисходит к нам, проникает в наше тело и мы можем прочувствовать, как целая Вселенная живет в нас
Шодаши-янтра
[ картинка ]
Бхупур имеет темно-зеленый цвет. Этот темный оттенок вызван темнотой Сатурна, который связан с седьмой чакрой. Темный цвет относится к мозолистому телу головного мозга, которое в Тантре известно как андха-куп, "слепой колодец". Медитация на этом цвете порождает ярко-красный цвет и избавляет от основных, или изначальных, страхов и инстинктов.
Три кольца олицетворяют три мира и три аспекта сознания: волю (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Три мира соответствуют трем состояниям сознания: бодрствованию (джаграт), сновидению (свапна) и сну без сновидений (сушупти).
Двадцать четыре лепестка лотоса символизируют двадцать четыре элемента. Цвет лепестков в янтрах трех махавидий почти одинаков - разница в тонких оттенках. В янтре Тары он более прозрачен из-за водного элемента, которому свойственна прозрачность. Эффект медитации на этом элементе янтры аналогичен уже описанным янтрам.
Затем идут еще три кольца - три проявления времени: прошлое, настоящее и будущее.
Два набора из трех пересекающихся равнобедренных треугольников, обращенных вершинами вверх и вниз, образуют шестиконечную звезду, несколько отличающуюся от "звезды Давида", которая состоит из равносторонних треугольников. Эти шесть треугольников размещены на темном фоне и окрашены сверкающим золотым цветом. Темный фон представляет собойандха-куп. Медитация на черной точке порождает интенсивный и вдохновляющий оранжево-золотой цвет.
На основании самого внутреннего треугольника, обращенного вершиной вверх, расположенлингам, символ Шивы-Камешвары.
В центре находитсябинду- сама Шодаши