Ашрам – дословно переводится, как «жилище святого». По всей Индии существует множество ашрамов. Многие индусы путешествуют за тысячи километров, чтобы посетить ашрам того или иного святого. Так в чем же притягательность этих мест?
Ашрам — это место, где человек обращается к самому себе для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления.
Само слово «аашрам(а)» (с ударением на первом, долгом а), ныне означающее «уединение, отшельничество; обитель отшельников», происходит, возможно, от более древнего санскритского слова «шрама», означающего «усилие».
В наше время, когда условия жизни, ее требования и ритмы критически изменились, рамки традиции значительно расширились, открывая возможности для новых духовных течений и методов. Индийские ашрамы стали доступны для широких масс искателей, включая иностранцев.
Современный Ашрам представляет собой религиозную коммуну и замкнутое поселение, где группа последователей Учителя живет, занимается духовными практиками самосовершенствования и работает в соответствии с наставлениями и под заботливым наблюдением своего Гуру.
Поскольку одним из основных пунктов традиционного индуизма является саньяса, т. е. отречение от мирской жизни, ашрам обеспечивает ученикам возможность отстраниться от жизни в миру и углубиться в практики различных форм йоги, медитации, религиозного ритуала и песнопений.
Традиционный ашрам — это, как правило, экономически независимая община и чаще всего, это обнесенная забором территория, на которой находится:
— зал, веранда, терраса или другая площадка, для проведения встреч Учителя и его последователей;
— храм или храмовые комплексы для проведения специальных ритуалов;
— зал, сад или комната для сатсангов, медитаций, занятий йогой и другими практиками (иногда это место может быть «деревом медитации», «комнатой для интервью», «садом всех религий» и т. п.).
— здания и строения социальных и технических служб: столовые и кухня, поликлиники и амбулатории, общежития или гестхаузы, читальный зал и библиотека, торговые центры или магазинчики и т.п.
— служба приема, регистрации и расселения.
В некоторых ашрамах существует определенная программа обучения, в других вообще нет никакой структуры. Кое-где требуют, чтобы вы жили непосредственно в ашраме и не покидали его территорию, а в некоторых общинах нет вообще мест для расселения. В одних ашрамах требуется принимать участие в ежедневной работе, в других же предпочитают, чтобы ученики проводили время, занимаясь духовными практиками. Где-то следуют традиционным индуистским, буддийским или христианским церемониям, но кое-где любая обрядность и религиозность отрицаются как навязанные обществом.
К постоянным обитателям ашрама присоединяются иногда миряне, пожелавшие отойти на какое-то время от мирской суеты. По праздникам люди из соседних селений приходят туда целыми семьями, чтобы поднести жителям ашрама дары, которые учитель благословляет и распределяет среди учеников. Дарителям же он дает так называемый даршан — благословение, часто сопровождающееся наложением рук. После этого гуру обычно произносит краткую речь, и праздник завершается всеобщими песнопениями. Но бывает и так, что гуру хранит молчание, застыв в позе медитации в состоянии самадхи или блаженной сосредоточенности, которое, как считается, должно передаваться всем присутствующим.
Мифы об индийских ашрамах
Среди людей постсоветского пространства, интересующихся духовностью и медитацией, существует ряд мифов об ашрамах, которые необходимо развенчать, что позволит вам более адекватно ощущать существующее миропонимание в ашраме.
Миф: «Я приехал к „братьям по духу”, и буду делать то, что мне хочется».
Основная цель пребывания людей в ашраме — это духовное преображение. Если ваш приезд обусловлен иными намерениями (бизнес, проведение собственных семинаров, целительство, «тусовка» или «на всю оставшуюся жизнь») — будьте готовы к тому, что, скорее всего, крепко разочаруетесь: пространство ашрама обязательно расставит все точки над «i». Ну, а случае, если вы окажетесь несообразны, вас, скорее всего, так или иначе попросят покинуть территорию ашрама.
Миф: «В ашраме все дозволено».
Жизнедеятельность ашрама строится на принципах взаимоуважения, сознательности и самодисциплины. Это означает, что здесь не место анархии или, тем более, вседозволенности. Здесь не допускается применение физической силы, курение или употребление наркотиков и спиртных напитков. К людям, нарушающим правила пребывания в ашраме, мешающим его жизни или расписанию применяются законные меры воздействия и наказания.
Духовные практики в Ашрамах
Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам — это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное — импульс для самопознания и движения к самому себе. Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при использовании микрофона, многократно увеличить силу голоса вашего истинного «Я».
Эти приемы называются духовными практиками или садхана. Они позволяют перейти от внешнего созерцания к работе по самореализации и внутренней трансформации. Каждый ашрам из большого разнообразия практик выбирает свои, более присущие традиции Учителя. В одних ашрамах больше занимаются джапой (повторением имен Бога), в других — медитацией, в-третьих — дыхательными практиками и йогой. В любом случае, приехав в ашрам, не теряйте времени и включайтесь в работу. Это даст вам возможность очень быстро подключиться к общему наработанному «полю света» и получить возможность продвижения к своему сознанию, как если бы ваши друзья переложили часть груза с ваших плеч на свои. Будьте благодарны за такую возможность и постарайтесь не вносить дисгармонию в общую работу ашрама ленью и праздностью.
Применяемые для работы с сознанием практики отбирались и оттачивались веками. Первичные направлены на дисциплинирование нашего «обезьяньего ума», гармонизацию энергетики и снятие блоков, приводящих к болезням.
Для этого используются:
- Джапа — медитативная практика длительного повторения мантр или Божественных имен. В традиции индуизма обычное количество повторений — 108. Для отсчета используются джапамала или мала (четки).
- Молитва — обращение к внутреннему Богу. От глубины погружения в молитву и способа ее произнесения зависит степень концентрации и отрешенность от внешнего мира. Молитва ведет к мобилизации собственных духовных, а иногда и физических возможностей. Похожей практикой являются исполнение мантр.
- Мантра — это священное слово (слова) или заклинание. Мантра служит для достижения состояния подключения к источнику определенной внешней энергетики. При произнесении мантры создается вибрация и на эти вибрации из Космоса поступает соответствующая энергия. Кстати, раньше, когда не было самолетов, летали именно с помощью мантр, так что сказочные истории о коврах-самолетах — не вымысел.
Используемые во время этой практики мантры могут быть разнообразные, и в каждом ашраме есть свои, связанные с конкретным Учителем и Ашрамом. Наиболее распространенные и используемые практически во всех ашрамах мантры — «Гаятри», «Асато Ма», «Ом Намах Шивайя», «Лока Самаста» и некоторые другие.
- Бхаджаны — духовные песнопения, чаще всего, пение ведических гимнов, прославляющих разнообразные проявления Бога. Они могут быть посвящены разным религиозным традициям, именам Богов и Богинь и их деяниям, пророкам, святым, Гуру и так далее, представляющим многообразные характеристики вездесущего абсолюта. Включение в эту практику дает состояние наполненности энергией и блаженства. Бхаджаны — это обычно не индивидуальная, а совместная, групповая практика.
- Сева (карма-йога) — бескорыстное служение и помощь другим людям без ожидания вознаграждения или даже благодарности для себя.
- Медитация — переводится как размышление. Состояние медитации нельзя описать, но оно может прийти, если вы будете его искать. Это состояние «здесь и сейчас». Оно не имеет ничего общего с принятым образом человека сидящего с закрытыми глазами в позе лотоса. Медитация зависит от внутренней пробужденности и осознанности жизни, а не от вашей позы. Иногда в медитации используется мантра.
- Йога. Практики йоги представляют синтез физического, психического и духовного метода гармонизации и расширения возможностей человека. На физическом уровне — это специальные упражнения (асаны), на психическом — индивидуальные практики для установления покоя ума и контроля над желаниями и чувствами, на духовном — методичное расширение знания о своем истинном «Я». Йога включает в себя и пранаяму — контроль дыхания, как одну из основных частей работы с телом и сознанием. О йоге написаны тысячи книг, но если вы решили изучить и практиковать, лучший вариант — «Йога-сутра» Патанджали.
- Сатсанг — от санскритского «сат» (истина) и «санг» (коммуникация) — означает «истинное общение» или «общество мудрецов» и является традиционной практикой в ашраме. Это может быть как индивидуальное «общение с истиной» при чтении священных текстов, но чаще — групповая беседа или лекция.
- Вегетарианство принято практически во всех ашрамах, как образ жизни, связанный с сознательным отказом от животной пищи, который основывается на принципе ахимсы (ненасилия) — непричинения вреда.
Ритуалы и обряды
В имеющих многовековую историю традициях индуизма, большое значение уделяется разного рода обрядам и религиозным церемониям. Во всех индуистских храмовых комплексах и в большинстве ашрамов вам придется участвовать в таких ритуалах. К наиболее распространенным из них относится пуджа.
Пуджа — это ритуал богопочитания. В каждом храме, как и в каждом индийском доме, имеются алтарь или специальное помещение, где находятся священные изваяния (мурти) или изображения любимых Богов и Гуру, перед которыми производится пуджа. Здесь никогда не гаснет огонь, а на рассвете начинается церемония, которую выполняет жрец-брамин или пуджари.
Перед совершением церемонии он обязан очиститься ритуальным омовением и молитвой, а затем, обратившись к божеству-хранителю этого храма, брамин просит у него разрешения войти внутрь. Отворив двери алтаря, жрец вступает в спальню Бога и будит его, звоня в колокол, трубя в раковины и распевая хвалебные гимны. Далее изваяние божества поливают водой и молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают монетами или цветами с целью выразить ему бесконечную преданность и получить милость. После процедуры пробуждения и окропления Божество украшают, окуривают благовониями и подносят ему различные яства. Обычно это рис и разные блюда из него, приготовленные на молоке с добавлением специй, но чаще всего — фрукты, сладости, цветы и деньги. Пища, предложенная Божеству (найведья) возвращается назад как прасад (освященная пища). Традиционное подношение — кокосовый орех, а его разбиение перед алтарем символизирует уничтожение эго.
Индуистские ритуалы очень красивы. Жрец нараспев читает священные тексты, возлагает приношения перед храмовыми Божествами, украшает их гирляндами цветов. Завершается пуджа огненной церемонией — арати, когда перед изображением божества совершаются круговые движения по часовой стрелке зажженным светильником в сопровождении пения ведических гимнов или мантр.
Храмовые обряды совершаются четырежды в течение всего дня, а ночью Божество вновь «укладывают спать» на ложе, которое оно иногда делит со своей Шакти. Весь ритуал повторяется со всеми подробностями ежедневно. По праздникам Божество водружают на храмовую колесницу и провозят по улицам вокруг храма. Сопровождают процессию танцоры, музыканты и целые толпы людей.
Если вам доведется попасть на пуджу в храмовый комплекс, вначале снимите обувь. Дальнейшая процедура выглядит следующим образом. Сложив руки в молитвенном жесте, подходят к святыне, произнося священные мантры, опускаются перед ней на колени и касаются лбом. После этого обычно трижды по часовой стрелке обходят Божество или алтарное помещение. Главная цель прихода в храм — это даршан или лицезрение Бога, в результате которого участник пуджи получает божественное благословение и исполнение просьбы (об исцелении от болезни, о благополучии, о рождении сына и т. п.). От брамина он получает прасад — часть жертвенной пищи, которая означает божественную милость. Пуджа для каждого ее участника является ритуалом искупления неправедных поступков, слов и мыслей и очищения с помощью энергии огня и жертвы. Этот обряд должен производиться с полной отдачей и искренностью — формальности здесь не проходят, так как себя не обманешь, да и внутренний Бог всевидящ.
Пуджи и службы такого рода более всего распространены среди последователей направления бхакти. Последователи различных индуистских традиций имеют на голове, а иногда и на теле специальные цветные знаки. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, а вайшнавы — символ похожий на белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой. На лбу между бровями, в точке символического «третьего глаза» наносится знак с помощью пепла или кум-кума. Этот знак (тика, тилак, бинду) можно ассоциировать, как оберег.
Священными в индуизме считаются деревья (баньян, тулси и пипал), ряд животных — обезьяны, змеи, в первую очередь кобры, а также быки, связанные с культом Шивы, и коровы, олицетворяющие землю и плодородие.
Однако главная цель большинства индуистских обрядов и ритуалов — это помощь человеку в единении с внутренним Богом, когда, очистив себя от желаний и успокоив ум, человек обретает осознание собственной внутренней Божественности.
Что, видимо, и является главной целью жизни Человека.
Условия и правила поведения в Ашрамах
Удобства. Вопрос с поселением в разных ашрамах решается по-разному: в одних общежития могут оказаться куда удобнее обычных индийских гостиниц, а в других представляют собой пустые комнаты-кельи. Однако, как правило, это почти всегда чистые, тихие и содержащиеся в порядке помещения. В некоторых ашрамах предлагают общие (раздельные для женщин и мужчин) спальни, но кое-где имеются отдельные комнаты на 2–4 человека.
Если вы путешествуете от ашрама к ашраму, то захватите с собой наволочку, спальный мешок из двух сшитых простыней (их можно приобрести тут же, в Индии, довольно дешево) и кусок ткани длиной метра в полтора-два: он послужит вам постельным покрывалом, накидкой для медитаций или даже полотенцем.
Комнаты для умываний обычно общие, а туалеты — индийского типа. Душ (тоже обычно индийского типа) может быть с горячей водой, но чаще всего — только с холодной.
Тем не менее, в любом ашраме вы всегда сможете разместиться и пребывать с тем уровнем комфорта, который является вполне достаточным, чтобы не испытывать особых жизненных неудобств.
На территории ашрама также могут находиться библиотеки, комнаты для медитаций, сады и огороды, храмы, места для пеших прогулок.
Еда. Пища, как правило, вегетарианская, от вкуснейшей — до посредственной, но при это всегда свежеприготовленная, обильная и опрятная. Можно сказать, что еда в ашрамах самая чистая в Индии. Ее готовят сами преданные, аккуратно и с любовью, исполняя в процессе приготовления священные мантры или бхаджаны. Часто в ашрамах есть европейские кантины-столовые, где шеф столовой — европеец, готовящий привычные для нашего желудка блюда. Например, пиццу — только без мяса, рыбы или колбасы, а также без яиц. Вода обычно фильтрованная. Во многих ашрамах имеются собственные огороды, сады и молочные фермы. Блюда обычно подаются на индийский манер: вы усаживаетесь на коврик или прямо на пол и едите рукой или ложкой с разноса или бананового листа. Есть надо только правой рукой, поскольку левая считается нечистой.
Одежда. Одеваться в ашраме надо скромно и практично. Шорты неприемлемы ни для мужчин, ни для женщин, так же как майки и безрукавки. Женская одежда не должна быть облегающей и должна закрывать плечи, верхнюю часть рук и ноги. Также женщинам рекомендуется носить шарф или шаль, закрывающую плечи. Одежда должна быть удобной, ноской и подходить как для работы в саду или на кухне, так и для продолжительных медитаций, даршанов или сатсангов. В этом смысле и для мужчин и для женщин наиболее удобны пенджаби — хлопчатобумажный или из другого материала костюм, состоящий из длинных просторных брюк и длинной же рубахи-туники. Обувь должна быть удобной, лучше не новой, а разношенной, чтоб легко надевалась и снималась, поскольку в Индии не разрешается входить обутым в храм, жилище, а иногда ещё и в столовую и магазин. Следите за тем, чтобы ваша одежда была всегда чистая и опрятная: в святое место положено идти, будучи чистым изнутри и снаружи.
Работа. Часть жизни ашрама — это работа на общее благо, которая в расписании обычно называется сева (служба) или карма-йога (т.е. йога действия, дела, работы). В ашраме всегда много дел: уборка, приготовление пищи, работа в саду и огороде. В некоторых ашрамах даже от гостей ждут участия в этой деятельности — эти несколько часов работы рассматриваются как духовная практика. В других ашрамах, однако, больше внимания уделяется более традиционным формам духовной практики. Одному посетителю, спросившему о «сева», в таком ашраме ответили: «Гуру предпочитает, чтобы вы работали над собой».
Молчание. Молчание является одной из древнейших религиозных практик. Многие из наиболее почитаемых гуру Индии, таких как Рамана Махарши, Мехер Баба и многие другие, провели в абсолютном молчании годы. Молчание часто предписывается как средство успокоения разума, которое помогает нам осознать нашу истинную сущность.
Во многих ашрамах это возведено в систему. Пожалуйста, уважайте правила вашего ашрама относительно того, где и когда следует хранить молчание.
Этикет. Вам будет легче, если вы будете следовать нижеследующим правилам:
Традиционно полагается (хотя и необязательно) поднести гуру или учителю небольшой подарок или подношение: фрукт, цветок, сладости. Часто гуру тут же, благословив, раздает эти подарки как прасад (пища, благословленная Богом).
Почитатели и ученики часто изъявляют свое почтение и преданность в виде паданамаскара, простираясь ниц перед учителем и касаясь его (или ее) стоп головой или руками. Этот обычай часто приводит иностранцев в замешательство, хотя для жителей Индии это вполне естественный жест: так они выказывают уважение своим родителям, школьному учителю и другим почитаемым личностям. Если вам это морально тяжело, приветствуйте учителя, сложив руки вместе как в молитве (некоторые гуру и сами весьма не одобряют более выразительные проявления преданности). Вообще же, в отношениях с учителем внутренние искренность и честность гораздо предпочтительнее самых изощренных форм поклонения.
При входе в храм, на сатсанг, в медитационный зал или столовую следует снимать обувь. Иногда по всему ашраму полагается ходить только босиком.
В большинстве ашрамов культивируется атмосфера созерцательности, способствующая погружению в себя, и не категорически не поощряется шумное общение, то есть то, что у нас называют «тусовкой». Конечно, приятно обмениваться впечатлениями от ашрама с людьми из других стран, однако помните, что в ашрам вы приехали не за этим.
Что касается фотографирования, то в одних ашрамах это разрешено, в других — нет. Наверное, стоит спросить разрешения, прежде чем фотографировать гуру или учителя.
Наконец, в традиционные индуистские ашрамы не допускаются женщины во время месячных.
Общение. Если в ашраме присутствует Учитель, у вас появляется возможность непосредственного общения с ним или с нею. Это может происходить в форме даршана, когда гуру просто появляется перед преданными, что само по себе расценивается как благословение, либо в виде сатсанга или духовной беседы, имеющей обычно форму чередования вопросов и ответов, или же — аудиенции: персонального интервью.
Источник: http://www.ashram.ru
Ашрам — это место, где человек обращается к самому себе для медитации, молитвы, совершения ритуала и духовного обновления.
Само слово «аашрам(а)» (с ударением на первом, долгом а), ныне означающее «уединение, отшельничество; обитель отшельников», происходит, возможно, от более древнего санскритского слова «шрама», означающего «усилие».
В наше время, когда условия жизни, ее требования и ритмы критически изменились, рамки традиции значительно расширились, открывая возможности для новых духовных течений и методов. Индийские ашрамы стали доступны для широких масс искателей, включая иностранцев.
Современный Ашрам представляет собой религиозную коммуну и замкнутое поселение, где группа последователей Учителя живет, занимается духовными практиками самосовершенствования и работает в соответствии с наставлениями и под заботливым наблюдением своего Гуру.
Поскольку одним из основных пунктов традиционного индуизма является саньяса, т. е. отречение от мирской жизни, ашрам обеспечивает ученикам возможность отстраниться от жизни в миру и углубиться в практики различных форм йоги, медитации, религиозного ритуала и песнопений.
Традиционный ашрам — это, как правило, экономически независимая община и чаще всего, это обнесенная забором территория, на которой находится:
— зал, веранда, терраса или другая площадка, для проведения встреч Учителя и его последователей;
— храм или храмовые комплексы для проведения специальных ритуалов;
— зал, сад или комната для сатсангов, медитаций, занятий йогой и другими практиками (иногда это место может быть «деревом медитации», «комнатой для интервью», «садом всех религий» и т. п.).
— здания и строения социальных и технических служб: столовые и кухня, поликлиники и амбулатории, общежития или гестхаузы, читальный зал и библиотека, торговые центры или магазинчики и т.п.
— служба приема, регистрации и расселения.
В некоторых ашрамах существует определенная программа обучения, в других вообще нет никакой структуры. Кое-где требуют, чтобы вы жили непосредственно в ашраме и не покидали его территорию, а в некоторых общинах нет вообще мест для расселения. В одних ашрамах требуется принимать участие в ежедневной работе, в других же предпочитают, чтобы ученики проводили время, занимаясь духовными практиками. Где-то следуют традиционным индуистским, буддийским или христианским церемониям, но кое-где любая обрядность и религиозность отрицаются как навязанные обществом.
К постоянным обитателям ашрама присоединяются иногда миряне, пожелавшие отойти на какое-то время от мирской суеты. По праздникам люди из соседних селений приходят туда целыми семьями, чтобы поднести жителям ашрама дары, которые учитель благословляет и распределяет среди учеников. Дарителям же он дает так называемый даршан — благословение, часто сопровождающееся наложением рук. После этого гуру обычно произносит краткую речь, и праздник завершается всеобщими песнопениями. Но бывает и так, что гуру хранит молчание, застыв в позе медитации в состоянии самадхи или блаженной сосредоточенности, которое, как считается, должно передаваться всем присутствующим.
Мифы об индийских ашрамах
Среди людей постсоветского пространства, интересующихся духовностью и медитацией, существует ряд мифов об ашрамах, которые необходимо развенчать, что позволит вам более адекватно ощущать существующее миропонимание в ашраме.
Миф: «Я приехал к „братьям по духу”, и буду делать то, что мне хочется».
Основная цель пребывания людей в ашраме — это духовное преображение. Если ваш приезд обусловлен иными намерениями (бизнес, проведение собственных семинаров, целительство, «тусовка» или «на всю оставшуюся жизнь») — будьте готовы к тому, что, скорее всего, крепко разочаруетесь: пространство ашрама обязательно расставит все точки над «i». Ну, а случае, если вы окажетесь несообразны, вас, скорее всего, так или иначе попросят покинуть территорию ашрама.
Миф: «В ашраме все дозволено».
Жизнедеятельность ашрама строится на принципах взаимоуважения, сознательности и самодисциплины. Это означает, что здесь не место анархии или, тем более, вседозволенности. Здесь не допускается применение физической силы, курение или употребление наркотиков и спиртных напитков. К людям, нарушающим правила пребывания в ашраме, мешающим его жизни или расписанию применяются законные меры воздействия и наказания.
Духовные практики в Ашрамах
Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам — это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное — импульс для самопознания и движения к самому себе. Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при использовании микрофона, многократно увеличить силу голоса вашего истинного «Я».
Эти приемы называются духовными практиками или садхана. Они позволяют перейти от внешнего созерцания к работе по самореализации и внутренней трансформации. Каждый ашрам из большого разнообразия практик выбирает свои, более присущие традиции Учителя. В одних ашрамах больше занимаются джапой (повторением имен Бога), в других — медитацией, в-третьих — дыхательными практиками и йогой. В любом случае, приехав в ашрам, не теряйте времени и включайтесь в работу. Это даст вам возможность очень быстро подключиться к общему наработанному «полю света» и получить возможность продвижения к своему сознанию, как если бы ваши друзья переложили часть груза с ваших плеч на свои. Будьте благодарны за такую возможность и постарайтесь не вносить дисгармонию в общую работу ашрама ленью и праздностью.
Применяемые для работы с сознанием практики отбирались и оттачивались веками. Первичные направлены на дисциплинирование нашего «обезьяньего ума», гармонизацию энергетики и снятие блоков, приводящих к болезням.
Для этого используются:
- Джапа — медитативная практика длительного повторения мантр или Божественных имен. В традиции индуизма обычное количество повторений — 108. Для отсчета используются джапамала или мала (четки).
- Молитва — обращение к внутреннему Богу. От глубины погружения в молитву и способа ее произнесения зависит степень концентрации и отрешенность от внешнего мира. Молитва ведет к мобилизации собственных духовных, а иногда и физических возможностей. Похожей практикой являются исполнение мантр.
- Мантра — это священное слово (слова) или заклинание. Мантра служит для достижения состояния подключения к источнику определенной внешней энергетики. При произнесении мантры создается вибрация и на эти вибрации из Космоса поступает соответствующая энергия. Кстати, раньше, когда не было самолетов, летали именно с помощью мантр, так что сказочные истории о коврах-самолетах — не вымысел.
Используемые во время этой практики мантры могут быть разнообразные, и в каждом ашраме есть свои, связанные с конкретным Учителем и Ашрамом. Наиболее распространенные и используемые практически во всех ашрамах мантры — «Гаятри», «Асато Ма», «Ом Намах Шивайя», «Лока Самаста» и некоторые другие.
- Бхаджаны — духовные песнопения, чаще всего, пение ведических гимнов, прославляющих разнообразные проявления Бога. Они могут быть посвящены разным религиозным традициям, именам Богов и Богинь и их деяниям, пророкам, святым, Гуру и так далее, представляющим многообразные характеристики вездесущего абсолюта. Включение в эту практику дает состояние наполненности энергией и блаженства. Бхаджаны — это обычно не индивидуальная, а совместная, групповая практика.
- Сева (карма-йога) — бескорыстное служение и помощь другим людям без ожидания вознаграждения или даже благодарности для себя.
- Медитация — переводится как размышление. Состояние медитации нельзя описать, но оно может прийти, если вы будете его искать. Это состояние «здесь и сейчас». Оно не имеет ничего общего с принятым образом человека сидящего с закрытыми глазами в позе лотоса. Медитация зависит от внутренней пробужденности и осознанности жизни, а не от вашей позы. Иногда в медитации используется мантра.
- Йога. Практики йоги представляют синтез физического, психического и духовного метода гармонизации и расширения возможностей человека. На физическом уровне — это специальные упражнения (асаны), на психическом — индивидуальные практики для установления покоя ума и контроля над желаниями и чувствами, на духовном — методичное расширение знания о своем истинном «Я». Йога включает в себя и пранаяму — контроль дыхания, как одну из основных частей работы с телом и сознанием. О йоге написаны тысячи книг, но если вы решили изучить и практиковать, лучший вариант — «Йога-сутра» Патанджали.
- Сатсанг — от санскритского «сат» (истина) и «санг» (коммуникация) — означает «истинное общение» или «общество мудрецов» и является традиционной практикой в ашраме. Это может быть как индивидуальное «общение с истиной» при чтении священных текстов, но чаще — групповая беседа или лекция.
- Вегетарианство принято практически во всех ашрамах, как образ жизни, связанный с сознательным отказом от животной пищи, который основывается на принципе ахимсы (ненасилия) — непричинения вреда.
Ритуалы и обряды
В имеющих многовековую историю традициях индуизма, большое значение уделяется разного рода обрядам и религиозным церемониям. Во всех индуистских храмовых комплексах и в большинстве ашрамов вам придется участвовать в таких ритуалах. К наиболее распространенным из них относится пуджа.
Пуджа — это ритуал богопочитания. В каждом храме, как и в каждом индийском доме, имеются алтарь или специальное помещение, где находятся священные изваяния (мурти) или изображения любимых Богов и Гуру, перед которыми производится пуджа. Здесь никогда не гаснет огонь, а на рассвете начинается церемония, которую выполняет жрец-брамин или пуджари.
Перед совершением церемонии он обязан очиститься ритуальным омовением и молитвой, а затем, обратившись к божеству-хранителю этого храма, брамин просит у него разрешения войти внутрь. Отворив двери алтаря, жрец вступает в спальню Бога и будит его, звоня в колокол, трубя в раковины и распевая хвалебные гимны. Далее изваяние божества поливают водой и молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают монетами или цветами с целью выразить ему бесконечную преданность и получить милость. После процедуры пробуждения и окропления Божество украшают, окуривают благовониями и подносят ему различные яства. Обычно это рис и разные блюда из него, приготовленные на молоке с добавлением специй, но чаще всего — фрукты, сладости, цветы и деньги. Пища, предложенная Божеству (найведья) возвращается назад как прасад (освященная пища). Традиционное подношение — кокосовый орех, а его разбиение перед алтарем символизирует уничтожение эго.
Индуистские ритуалы очень красивы. Жрец нараспев читает священные тексты, возлагает приношения перед храмовыми Божествами, украшает их гирляндами цветов. Завершается пуджа огненной церемонией — арати, когда перед изображением божества совершаются круговые движения по часовой стрелке зажженным светильником в сопровождении пения ведических гимнов или мантр.
Храмовые обряды совершаются четырежды в течение всего дня, а ночью Божество вновь «укладывают спать» на ложе, которое оно иногда делит со своей Шакти. Весь ритуал повторяется со всеми подробностями ежедневно. По праздникам Божество водружают на храмовую колесницу и провозят по улицам вокруг храма. Сопровождают процессию танцоры, музыканты и целые толпы людей.
Если вам доведется попасть на пуджу в храмовый комплекс, вначале снимите обувь. Дальнейшая процедура выглядит следующим образом. Сложив руки в молитвенном жесте, подходят к святыне, произнося священные мантры, опускаются перед ней на колени и касаются лбом. После этого обычно трижды по часовой стрелке обходят Божество или алтарное помещение. Главная цель прихода в храм — это даршан или лицезрение Бога, в результате которого участник пуджи получает божественное благословение и исполнение просьбы (об исцелении от болезни, о благополучии, о рождении сына и т. п.). От брамина он получает прасад — часть жертвенной пищи, которая означает божественную милость. Пуджа для каждого ее участника является ритуалом искупления неправедных поступков, слов и мыслей и очищения с помощью энергии огня и жертвы. Этот обряд должен производиться с полной отдачей и искренностью — формальности здесь не проходят, так как себя не обманешь, да и внутренний Бог всевидящ.
Пуджи и службы такого рода более всего распространены среди последователей направления бхакти. Последователи различных индуистских традиций имеют на голове, а иногда и на теле специальные цветные знаки. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, а вайшнавы — символ похожий на белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой. На лбу между бровями, в точке символического «третьего глаза» наносится знак с помощью пепла или кум-кума. Этот знак (тика, тилак, бинду) можно ассоциировать, как оберег.
Священными в индуизме считаются деревья (баньян, тулси и пипал), ряд животных — обезьяны, змеи, в первую очередь кобры, а также быки, связанные с культом Шивы, и коровы, олицетворяющие землю и плодородие.
Однако главная цель большинства индуистских обрядов и ритуалов — это помощь человеку в единении с внутренним Богом, когда, очистив себя от желаний и успокоив ум, человек обретает осознание собственной внутренней Божественности.
Что, видимо, и является главной целью жизни Человека.
Условия и правила поведения в Ашрамах
Удобства. Вопрос с поселением в разных ашрамах решается по-разному: в одних общежития могут оказаться куда удобнее обычных индийских гостиниц, а в других представляют собой пустые комнаты-кельи. Однако, как правило, это почти всегда чистые, тихие и содержащиеся в порядке помещения. В некоторых ашрамах предлагают общие (раздельные для женщин и мужчин) спальни, но кое-где имеются отдельные комнаты на 2–4 человека.
Если вы путешествуете от ашрама к ашраму, то захватите с собой наволочку, спальный мешок из двух сшитых простыней (их можно приобрести тут же, в Индии, довольно дешево) и кусок ткани длиной метра в полтора-два: он послужит вам постельным покрывалом, накидкой для медитаций или даже полотенцем.
Комнаты для умываний обычно общие, а туалеты — индийского типа. Душ (тоже обычно индийского типа) может быть с горячей водой, но чаще всего — только с холодной.
Тем не менее, в любом ашраме вы всегда сможете разместиться и пребывать с тем уровнем комфорта, который является вполне достаточным, чтобы не испытывать особых жизненных неудобств.
На территории ашрама также могут находиться библиотеки, комнаты для медитаций, сады и огороды, храмы, места для пеших прогулок.
Еда. Пища, как правило, вегетарианская, от вкуснейшей — до посредственной, но при это всегда свежеприготовленная, обильная и опрятная. Можно сказать, что еда в ашрамах самая чистая в Индии. Ее готовят сами преданные, аккуратно и с любовью, исполняя в процессе приготовления священные мантры или бхаджаны. Часто в ашрамах есть европейские кантины-столовые, где шеф столовой — европеец, готовящий привычные для нашего желудка блюда. Например, пиццу — только без мяса, рыбы или колбасы, а также без яиц. Вода обычно фильтрованная. Во многих ашрамах имеются собственные огороды, сады и молочные фермы. Блюда обычно подаются на индийский манер: вы усаживаетесь на коврик или прямо на пол и едите рукой или ложкой с разноса или бананового листа. Есть надо только правой рукой, поскольку левая считается нечистой.
Одежда. Одеваться в ашраме надо скромно и практично. Шорты неприемлемы ни для мужчин, ни для женщин, так же как майки и безрукавки. Женская одежда не должна быть облегающей и должна закрывать плечи, верхнюю часть рук и ноги. Также женщинам рекомендуется носить шарф или шаль, закрывающую плечи. Одежда должна быть удобной, ноской и подходить как для работы в саду или на кухне, так и для продолжительных медитаций, даршанов или сатсангов. В этом смысле и для мужчин и для женщин наиболее удобны пенджаби — хлопчатобумажный или из другого материала костюм, состоящий из длинных просторных брюк и длинной же рубахи-туники. Обувь должна быть удобной, лучше не новой, а разношенной, чтоб легко надевалась и снималась, поскольку в Индии не разрешается входить обутым в храм, жилище, а иногда ещё и в столовую и магазин. Следите за тем, чтобы ваша одежда была всегда чистая и опрятная: в святое место положено идти, будучи чистым изнутри и снаружи.
Работа. Часть жизни ашрама — это работа на общее благо, которая в расписании обычно называется сева (служба) или карма-йога (т.е. йога действия, дела, работы). В ашраме всегда много дел: уборка, приготовление пищи, работа в саду и огороде. В некоторых ашрамах даже от гостей ждут участия в этой деятельности — эти несколько часов работы рассматриваются как духовная практика. В других ашрамах, однако, больше внимания уделяется более традиционным формам духовной практики. Одному посетителю, спросившему о «сева», в таком ашраме ответили: «Гуру предпочитает, чтобы вы работали над собой».
Молчание. Молчание является одной из древнейших религиозных практик. Многие из наиболее почитаемых гуру Индии, таких как Рамана Махарши, Мехер Баба и многие другие, провели в абсолютном молчании годы. Молчание часто предписывается как средство успокоения разума, которое помогает нам осознать нашу истинную сущность.
Во многих ашрамах это возведено в систему. Пожалуйста, уважайте правила вашего ашрама относительно того, где и когда следует хранить молчание.
Этикет. Вам будет легче, если вы будете следовать нижеследующим правилам:
Традиционно полагается (хотя и необязательно) поднести гуру или учителю небольшой подарок или подношение: фрукт, цветок, сладости. Часто гуру тут же, благословив, раздает эти подарки как прасад (пища, благословленная Богом).
Почитатели и ученики часто изъявляют свое почтение и преданность в виде паданамаскара, простираясь ниц перед учителем и касаясь его (или ее) стоп головой или руками. Этот обычай часто приводит иностранцев в замешательство, хотя для жителей Индии это вполне естественный жест: так они выказывают уважение своим родителям, школьному учителю и другим почитаемым личностям. Если вам это морально тяжело, приветствуйте учителя, сложив руки вместе как в молитве (некоторые гуру и сами весьма не одобряют более выразительные проявления преданности). Вообще же, в отношениях с учителем внутренние искренность и честность гораздо предпочтительнее самых изощренных форм поклонения.
При входе в храм, на сатсанг, в медитационный зал или столовую следует снимать обувь. Иногда по всему ашраму полагается ходить только босиком.
В большинстве ашрамов культивируется атмосфера созерцательности, способствующая погружению в себя, и не категорически не поощряется шумное общение, то есть то, что у нас называют «тусовкой». Конечно, приятно обмениваться впечатлениями от ашрама с людьми из других стран, однако помните, что в ашрам вы приехали не за этим.
Что касается фотографирования, то в одних ашрамах это разрешено, в других — нет. Наверное, стоит спросить разрешения, прежде чем фотографировать гуру или учителя.
Наконец, в традиционные индуистские ашрамы не допускаются женщины во время месячных.
Общение. Если в ашраме присутствует Учитель, у вас появляется возможность непосредственного общения с ним или с нею. Это может происходить в форме даршана, когда гуру просто появляется перед преданными, что само по себе расценивается как благословение, либо в виде сатсанга или духовной беседы, имеющей обычно форму чередования вопросов и ответов, или же — аудиенции: персонального интервью.
Источник: http://www.ashram.ru